К 210-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова» . На выставке представлены предметы из собрания Музея-панорамы «Бородинская битва» и Музея-заповедника «Усадьба «Мураново».
Один из самых ярких и запоминающихся предметов выставки из собрания Мурановского музея – кружка с крышкой в виде головы Наполеона Бонапарта. #СобраниеМураново
⠀
⠀
- ⏳ -
⠀
⠀
Кружка выполнена из фарфора, имеется надглазурная полихромная роспись и золочение. Перед нами голова Наполеона в треуголке. Основание кружки – синий воротник с золочёным кантом и чёрным шейным платком. Высота предмета – 18,» сантиметров. Имеется подглазурное клеймо красное: соединённые буквы красного цвета «А» и «М». Это клеймо завода, А.М. Миклашевского, работавшего в 1839 – 1861 годах.
Завод был основан Андреем Михайловичем Миклашевским (1801–1895) – помещиком и промышленником из малороссийского казацкого рода Миклашевских – в своём имении Волокитино Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне – Сумская область Украины). В первый же год работы завода его фарфоровые изделия сразу же были замечены — на Промышленной выставке в Петербурге продукция Волокитинской мануфактуры получила Большую серебряную медаль «За искусство лучших фарфоровых вещей».
Будучи поклонником западного искусства, Миклашевский пригласил для строительства фабрики потомственных французских фарфористов братьев Дарт. Именно они выступили организаторами всего фарфорового производства в имении. Франсуа Дарт стал директором завода, а также выступал в роли живописца и модельмейстера, в то время как его брат Август занимался созданием печей для обжига. Этим объясняется преобладание западного стиля в работах мастеров завода. Рабочими на фабрике были крепостные крестьяне Миклашевского, прошедшие обучение в специально созданной школе.
Волокитинская мануфактура выпускала посуду — чайные, кофейные, десертные, столовые сервизы. Также в ассортимент входили подсвечники, фарфоровые люстры, рамки для зеркал и многое другое. Однако главной фишкой предприятия являлся выпуск малой фаянсовой скульптуры — такие изделия вполне официально называли «ляльками». Мастера предприятия брались за любую работу, какого угодно масштаба – от миниатюрной статуэтки до иконостаса. Изделия фабрики брали золотые и серебряные медали на выставках.
В 1861 году император Александр II отменил крепостное право и уже в 1862 году завод закрылся. То, что обеспечивало делу Миклашевского высокую доходность, привело к краху — бесплатная рабочая сила ушла. Предприятие осталось без персонала. Фабрику, просуществовавшую 23 года, пришлось закрыть.
После закрытия завода изделия с клеймом «А. М.» стали представлять большую коллекционную ценность, поскольку фабрика Миклашевского успела войти в число лучших производств того времени. Она завоевала ведущее место на рынке Российской империи и выступала конкурентом Императорского фарфорового завода в Петербурге.
Изделия завода Миклашевского занимали достойное место в собраниях известных коллекционеров, в том числе Николая Ивановича Тютчева – внука поэта и основателя музея. Н.И. Тютчев в 1921 году передал в дар Мурановскому музея несколько предметов производства Миклашевского из своей коллекции: фигурку «Девочка, кормящая птиц», две пепельницы и вазу в виде рога изобилия. Наша кружка в виде головы Наполеона попала в музей другим путём: через закупку от О.И. Шавельской в 1987 году.
Также в коллекции «Керамика» числится КП-3922 завода Миклашевского: кружка с крышкой (в виде головы Наполеона в треуголке). 1840-е гг. Это Закупка от Шавельской в 1987 г. Сохранилось экспертное заключение заведующего сектором хранения керамики и стекла Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР (ныне – музей-заповедник «Царицыно») И.К. Ефремовой об этом предмете: «Указанное произведение отражает стилистику и особенности изделий завода Миклашевского, ориентированных целиком на западноевропейские образцы… Ориентировочная стоимость кружки, учитывая редкость фарфора завода Миклашевского, может быть определена от 450 до 500 рублей».
Образ Наполеона, как известно, нашёл широкое отражение в искусстве: самых разных видах и жанрах. В изобразительном искусстве постепенно сложился определённый канон: образ «властителя дум» целого поколения был в нём значительно приукрашен и отретуширован по отношению к своему оригиналу. Представленные на выставке произведения искусства, в том числе кружка завода Миклашевского, могут служить убедительным примером этой тенденции.
Образ Наполеона выведен также в некоторых произведениях Ф.И. Тютчева. Фёдор Иванович поэтически изображал Наполеона в русле сложившейся в литературе 1820–1830 -х годов романтической традиции (Шатобриан, Вальтер Скотт, Гейне, Лермонтов):
Два демона ему служили,
Две силы чудно в нём слились:
В его главе – орлы парили,
В его груди змеи вились…
Ширококрылых вдохновений
Орлиный, дерзостный полет,
И в самом буйстве дерзновений
Змеиной мудрости расчет.
⠀
✒ Материал подготовил Александр Сахно.
⠀
⠀
🎫 Пушкинская карта – бесплатный ежедневный доступ в мир искусства!
📲 программа мероприятий ВЫХОДНЫЕ В МУРАНОВЕ: быть в курсе
⠀
#мураново #усадьбамураново #городскойокругпушкинский #нашеподмосковье #подмосковье #пушкинскаякартамо #усадьбыподмосковья #музеиподмосковья #культураподмосковья
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев