Это могут быть познавательные мотивы: интерес и стремление к получению знаний, когда учебный процесс приносит удовлетворение. И, конечно же, личностные мотивы играют важнейшую роль: авторитетная позиция на курсе, персонализация, самоуважение и даже честолюбие - все идет в ход.
Мотивация современного поколения рассматривает стимулирование их деятельности в сравнении с деятельностью других людей. Это процесс воздействия конкретных побуждений, влияющих на самоопределение и продуктивность профессиональной работы. Мотивация современного поколения влияет на выбор в жизненном пути в специализации, на эффективность такого выбора, на удовлетворенность результатами и, соответственно, на успешность обучения.
Главное здесь - положительное отношение к будущей профессии, то есть интерес к ней.
Только интерес, то есть положительное отношение к будущей практической деятельности может являться основой мотивации учебной деятельности современного поколения. Именно интерес к профессии напрямую связан с конечной целью обучения. Если та или иная специальность выбрана осознанно, если учащийся считает ее общественно и личностно значимой, тогда процесс профессиональной подготовки будет продуктивен и эффективен. Обычно первокурсники практически все считают сделанный выбор правильным, но уже к четвертому курсу эйфория снижается. К концу обучения далеко не в полном составе курс удовлетворён собственным выбором. Однако интерес все равно остается положительным, поскольку мотивация учебной деятельности современного поколения постоянно подогревается с разных сторон: это и уважаемые преподаватели с интересными лекциями, и коллективные занятия играют огромную роль. Но если уровень преподавания в учебном заведении низок, удовлетворенность может пропасть даже у тех студентов, которые были замотивированы внутренне. Также влияет на охлаждение чувств по отношению к профессии несоответствие представлений юного ума о данной профессии и постепенно появляющиеся реальные знания, которые приносят понимание и иногда коренным образом меняют первоначальное мнение. В этом случае профессиональная мотивация современного поколения может сильно пострадать.
Меняют отношение к профессии и убивают желание обучаться ее секретам в основном три вещи, выявленные в процессе исследования мотивации студентов: Столкновение с реальностью в вузе, коренным образом отличающаяся от тех представлений, которые молодой человек имел до поступления в вуз. Низкий уровень подготовки, слабая обучаемость, сопротивляемость организма к напряженному и систематическому труду. Категорическое неприятие тех или иных специальных дисциплин, а потому стремление сменить специальность, хотя сам процесс обучения у студента может и не вызывать отторжения.
Обычно выделяют два источника активности в мотивации студентов вуза - внешний и внутренний. Внутренний источник - это социальные и познавательные потребности, интересы, установки, стереотипы, эталоны, влияющие на успешность самосовершенствования личности, на ее самореализацию, самоутверждение в любых видах деятельности. В этих случаях движущая сила активности - стремление к идеальному образцу собственного "Я" и ощущение несоответствия с реальным "Я". Внешними источниками учебной мотивации студентов, их личностной активности служат обстоятельства, в которых проходит жизнь и деятельность конкретного человека. Сюда нужно включать и требования, и набор возможностей, и ожидания. Суть требований - соблюдение норм поведения, деятельности и общения в социуме. Ожидание можно трактовать как мотивацию современного поколения к обучению относительно отношения общества к образованию, поскольку это является нормой поведения, и молодёжь должен принять это как данность, что поможет ему в преодолении трудностей в учебном процессе. А возможности создаются объективными условиями, которые необходимы для того, чтобы учебная деятельность продвигалась широко и мощно. Здесь движущая сила - стремление к тем общественным требованиям, которым реальный уровень знаний студента пока не соответствует.
Для изучения мотивации современного поколения создано множество классификаций, где мотивы разнесены по значимости или по признакам однородности по соответствующим группам. Например: мотивы социальные, когда появляются осознание и принятие значимости обучения, потребности к развитию миропонимания и становлению мировоззрения. Это могут быть познавательные мотивы: интерес и стремление к получению знаний, когда учебный процесс приносит удовлетворение. И, конечно же, личностные мотивы играют важнейшую роль: авторитетная позиция на курсе, персонализация, самоуважение и даже честолюбие - все идет в ход.
Изучать учебную мотивацию необходимо, чтобы выявить реальный уровень и возможные перспективы, зоны влияния на развитие студента, которому крайне требуется указать новые цели и обозначить основные потребности, именно тогда и проявятся процессы взаимосвязи между общественным устройством и формированием мировоззренческих категорий личности. Рассматривать необходимо все без исключения этапы развития мотивационных составляющих, поскольку результаты всегда разные, они зависят от многих факторов: мотивов познавательных и социальных, от уровня жизни, от иерархии учебного сообщества, когда непосредственные побуждения подчинены осознанным, произвольным их формам. Побуждения должны гармонично согласоваться между собой, быть стабильными, устойчивыми и обязательно положительно окрашенными, ориентироваться на длительные перспективы по времени, быть действенными и реально влиять на поведение. Именно тогда и получится зрелая форма профессиональной мотивации. В данный момент у большинства молодых-первокурсников внутренняя мотивация преобладает, далее это число снижается, но сохранившие в себе этот внутренний стержень не теряют из вида поставленные цели, несмотря на воздействие многочисленных внешних факторов. Особенности становления мотивации у каждого являются индивидуальным процессом, они буквально неповторимы, и здесь задача педагога - найти некий общий подход, выявить все сложные и даже противоречивые пути профессиональной мотивации, чтобы направлять ее ход. Прежде всего, необходимо развивать познавательный интерес, поскольку без такого плана активности ничего достичь невозможно. Потому в обучении лучшим подходом является систематический мониторинг возбуждения, развития и укрепления познавательного интереса. Это основа мотивации, действующая мощно и как средство воспитания, и как средство повышения качества обучения. Очень многое зависит от самого преподавателя, от силы его обучающего воздействия. Повышают познавательную активность и содержание материала, который предстоит усвоить (и здесь как нигде необходима учебная мотивация), вдохновляет и сам процесс работы с новым материалом, где можно вводить в действие резервы качеств личности, как студента, так и преподавателя.
Мотивация современного поколения к обучению - это преследование целей и опора на ценности профессионального образования, перспектива удовлетворения потребностей личности, социума и государства. Именно это и предопределяет все текущие изменения в образовательном процессе, в том числе и в мотивационной сфере. Личность студента за время обучения должна стать высокомотивированной, чтобы трудиться и жить в постоянно изменяющихся условиях экономических и социальных. Однако все сложнее становится исследовать специфику этой сферы, структура ее стремительно усложняется, и это не способствует хорошему освоению профессии в целом. Приоритетными становятся интересы личности, а не коллектива, становление эрудиции и компетентности, а не чувства долга и чести. Нужно повышать общую культуру и развивать творческое начало. Молодёжь должен быть активным субъектом в социуме. Уровень профессиональной мотивации показывает включенность студентов в учебный процесс, именно это и показывает, что они удовлетворены выбором профессии. Изучать состояние познавательного интереса нужно постоянно, на всех этапах развития личности, сообразуя полученные сведения с социальными мотивами, с иерархической мотивационной сферой. По согласованности и гармоничном сосуществовании разнообразных мотивов, стабильности и устойчивости появившегося эффекта, действенности мотивации можно сделать заключение о том, насколько высок уровень познавательной активности.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев