А.Роу из цикла "В зеркале искусств».
Алекса́ндр Арту́рович Ро́у (1906—1973) — советский кинорежиссёр, автор 16 художественных фильмов (из них 14 фильмов-сказок) и 3 документальных; народный артист РСФСР (1968).
Александр Роу - режиссер, под фильмы которого не одно поколение проникалось «русским духом». Лиричные и страшные, поучительные и смешные, сказки ирландца с русской душой Роу любимы всеми.
Судьба Роу тоже похожа на сказку, не всегда добрую. Александр Артурович родился 8 марта 1906 года. Его отец был заморским принцем, точнее ирландским инженером, приглашенным в Россию в качестве ведущего специалиста мукомольной промышленности. Когда Александру исполнилось десять лет, отец по воле злых сил, точнее политических процессов, был вынужден вернуться в Ирландию. Мальчик и больная мать остались одни. Будучи еще мальчишкой, Саша торговал спичками, был помощником священника. Долго ли, коротко ли, будущий режиссер закончил школу, поступил в промышленно-экономический техникум, затем — в киношколу, а позже — Московский драматический техникум имени Ермоловой.
Александра Роу сегодня называют первым киносказочником страны. Первая работа Роу в 1938 году — «По щучьему велению» — была встречена с настороженностью: Что за намеки? Это мистика что ли? Однако спецэффекты настолько понравились неизбалованным зрителям, а особенно детям, что Роу получил заказ на новые фильмы. Так появились прекрасные киносказки, которыми невозможно не восхищаться: «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Марья-Искусница», «Конек-Горбунок». Поздние работы: «Майская ночь, или Утопленница», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Королевство Кривых Зеркал».
«Морозко» — наверное, лучший фильм-сказка Александра Роу, неоднократно отмеченный призами и наградами на престижнейших кинофестивалях мира. Кстати, в американском прокате эта детская сказка шла как «триллер» и имела возрастное ограничение к просмотру. Заморские телезрители не оценили киносказку, назвав ее худшим советским фильмом. Единственным положительным героем для американцев стала Марфуша. Именно такой, по их мнению, должна быть настоящая женщина: желать хорошего мужа и достатка в семье.
В одно время с Роу в Америке Хичкок творит в жанре «саспенса», навевает страх на советских зрителей и Роу. Чего стоит кадр из фильма «Варвара-краса, длинная коса» с появлением из воды лохматого пальца и угрожающего до дрожи: «Должок!». Поэтому Александра Роу также называют родоначальником отечественного фильма ужасов. Мистические технологии режиссер хранил в строжайшем секрете. Роу впервые в отечественном кинематографе доверил волшебный сюжет не рисованным или кукольным персонажам, а актерам. Изготовленный в Загорске для «Василисы Прекрасной» макет Змея Горыныча, который двигали изнутри двадцать человек, оказался настолько убедителен, что на съемках фильма от Змея шарахалась даже лошади. Позже и в «Кащее Бессмертном», и в «Марье-Искуснице», режиссёр применил новаторские для своего времени принципы комбинированной съемки.
Говоря о Роу и его сказках, невозможно не упомянуть имя актера, создавшего на экране целый ряд уникальных персонажей. Георгий Милляр в «Василисе Прекрасной», например, сыграл сразу три роли, в том числе и свою коронную Бабу-Ягу. Интересно, что на роль фольклорной злодейки пробовалась и великая Раневская, и множество молодых красивых актрис. Но Милляр резонно заметил Роу: «Какая нормальная женщина согласится так себя изуродовать? Только гример отвернется – тут же ресницы подкрасят!».
Александр Роу был страстным путешественником, объехал со своими фильмами весь мир. Побывал в 22 странах Африки, что для советского времени было рекордом. Но экранизировал он только русский фольклор, народные сказки, их литературные обработки. В его работах есть все: и содержание и поучения, а главное - душа сказки и русского народа с неповторимым юмором и лиричностью.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев