Чтобы некоторая ценность сформировалась, у человека должен быть опыт проживания определенных ситуаций, опыт сопереживания и осмысления произошедшего. Однако многие нынешние подростки, находящиеся большую часть времени в виртуальной сети, лишены возможности переживания/проживания в реальном мире ситуаций, необходимых для их личностного развития.
Мешает осмыслению жизни и тенденция отделения подростков от мира взрослых, когда темп жизни, разные жизненные обстоятельства, отсутствие у родителей и педагогов времени и желания понять подростка мешают устанавливать с ним контакт. С ним мало разговаривают на волнующие его темы, не пытаются понять его страхи и тревоги, его поиски себя и т.д. Подросток, хоть и стремится обрести независимость, в то же время, остро нуждается в помощи взрослого, его поддержке. Не получая ее, подросток замыкается и старается просто не думать о своих проблемах, ускользнуть из реальности, заняться чем-то, что
просто отвлекает, не требует размышлений, развлечься. У многих подростков появляются трудности в понимании самого себя и других людей. Им трудно быть в отношениях и общаться с кем-то неформально, на личные, интимные темы.
Информационная перегруженность подростков, ориентация в обучении и воспитании на отгадывание правильного ответа (в тесте, на уроке угадать точку зрения учителя и т.д.), незаинтересованность взрослых в выслушивании рассуждений и мнений подростка, приводит к снижению познавательной и интеллектуальной активности, недостаткам в речевом развитии и трудностям в понимании смысла текстов. Однако именно подростковый возраст является периодом активного развития
теоретического, абстрактно-логического, понятийного мышления. И без чтения и размышлений над текстами (причем, как художественными, так и научно-познавательными или философскими), процесс становления высших форм мышления если не останавливается совсем, то существенно затормаживается.
Они без усилий загоняют родителей в угол... Часами болтают по телефону с друзьями, фактически игнорируя ваше присутствие... Переживая по поводу мнения сверстников, они остаются абсолютно равнодушными к вашему мнению... Пообещав "хорошо учиться" вчера, сегодня они приносят низкие оценки. Однако, подростки не являются намеренно безответственными.
Конечно, книги не могут изменить жизнь подростка, заменить ему общение с близкими взрослыми и сверстниками и т.д. Однако, хорошая научно-познавательная (психологическая, философская) и художественная литература могут дать опыт проживания сложных ситуаций, подсказать пути выхода из конфликтов, научить справляться со стрессом, разобраться в себе и многое другое. Возможно, подростку будет достаточно прочитать эти книги, а может быть, прочитав ту или иную книгу, он придет обсудить ее с вами. И это может быть неплохим началом вашего разговора с подростком.
Чтобы помочь вашему подростку и вам, мы предлагаем внимательно изучить книги, представленные в нашей виртуальной выставке. Эта литература поможет и родителям, и педагогам (а главное – самим подросткам) понять и помочь найти себя, научиться понимать себя
и других, найти общий язык взрослого и молодого поколения.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев