ТЯЖЕЛЫЙ, ВЯЗКИЙ И ВОНЮЧИЙ
Минтранс после тщательного обследования аварийных судов установил. Разрушились четыре танка (емкости) с мазутом. Остальные – невредимы.
Оперштаб края в своем официальном Telegram-канале опубликовал рассказ руководителя Морспасслужбы Виктора Чернова: «ЧС в акватории Керченского пролива — первая в мире авария с «тяжелым» топочным мазутом марки М100 и как только в Черном и Азовском морях стихнет шторм, начнется очень сложная и довольно рискованная, операция по откачке мазута с затонувших частей двух танкеров, крушение которые стало настоящей экологической катастрофой для побережья Кубани и Крыма.
Для справки. Топочный мазут – это вид топлива, который получают из тяжелых остатков переработки нефти, угля и сланцев. Обычно его применяют в котельных в энергетике, судоходстве и промышленности. Сам по себе он очень тяжелый, вязкий и, простите, очень вонючий.
Из телеграм-канала Минтранса: «Такой мазут застывает при температуре +25 , по плотности почти как вода и тяжелее. Потому, в отличие от других нефтепродуктов, не всплывает на поверхность, а ложится на дно или плавает на разных глубинах. В мире нет испытанных технологий по его удалению из воды. Поэтому основной способ — сбор с береговой линии, когда мазут выбрасывает волна в прибрежную зону».
К сожалению, ущерб после крушения двух танкеров в районе Керченского пролива продолжит нарастать. Так считает председатель Всероссийского общества охраны природы (ВООП), первый зампред комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Вячеслав Фетисов.
- Мы знаем, что там подводное течение, которое может много сюрпризов преподнести, - сказал он на пресс-конференции еще 25 декабря.
- Мазут состоит из разных фракций: тяжелые, средние и легкие, - дополняет сопредседатель партии «Зеленые» Сергей Шахматов. - Понятно, что тяжелая легла на дно и это основная часть всего разлитого объема. Соответственно, в этом месте все биоразнообразие донных отложений погибло. Средняя фракция до сих пор мигрирует в рамках акватории. Это и прибрежная часть Таманского полуострова, и Крым с заходом в Керченский пролив. В зависимости от изменения температуры воды, соответственно, будет меняться плотность воды и будет подниматься часть тяжелых и средних фракций. Все это будет прибивать к берегам, исходя из того, куда дует ветер и куда идет течение.
ПОКА НЕ СЪЕДЯТ БАКТЕРИИ
Эколог Жора Каваносян проверил, при каких температурах мазут всплывет на поверхность воды. Оказалось, уже при температурах 23-24 градуса вязкость уменьшается и на дне банки начинают образовываться мазутные сталагмиты. А при 25 градусах он начинает всплывать.
- Такая температура летом в Черном море бывает до глубины в 15-20 метров, - объясняет он в своем телеграм-канале @ecozhora. - Вся узкая прибрежная часть шельфа возле Анапы (от мыса Панагия до морского вокзала Анапы) и вся южная часть Керченского полуострова (до Феодосии) имеет глубины до 20 метров. Значит весь мазут, который лег на дно в этих местах, летом начнет всплывать, снова превращаться в эмульсию и выпадать на берега. При этом, эксперт «Центра охраны дикой природы», специалист по промышленной экологии Игорь Шкрадюк уверен - мазут может оставаться в морской воде от месяца до нескольких лет, пока его не съедят бактерии.
Но почему в первые дни Анапу заливало именно эмульсией, а позже волны выносили на берег вязкие сгустки
- В первые дни мазут был теплым. Его грели в танкерах. А потом он застыл на холоде, - отвечает Жора Каваносян.
В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ?
Мазут сжигает кислород в воде, уменьшает кормовую базу, его поглощают рыбы и другие морские обитатели. Так, центр «Дельфа», сообщил, что на 5 января найдены 32 дельфина, погибшие от разлива топлива.
- Судя по состоянию тел - скорее всего основная часть этих китообразных погибли в первые 10 дней после катастрофы. И сейчас их продолжает выносить море, - говорится в сообщении @delfacenter. - Пострадали, в основном, азовки, которые всегда являлись наиболее уязвимыми китообразными. Мы ожидаем увеличение числа пострадавших китообразных в гораздо большем, чем обычно, количестве в ближайшие месяцы. Сейчас наша основная задача максимально подготовиться к этому моменту и организовать стационар для оказания длительной помощи пострадавшим.
Во время мониторинга за дельфинами эксперты центра обнаружили, что загрязнений в районе Анапы и ближайших районов много, есть протяженные участки, где мазут плавает комками в толще воды, а нефтяная пленка на поверхности.
КОГДА СПЕШКА УМЕСТНА
- Времени у нас - до лета, - предупреждает эколог. - Надо очистить дно как минимум на участках с глубинами до 20 метров. Иначе летом мы получим выбросы как жирный нефтяной крем на песке. Необходимо оперативно придумать методику очистки дна, успеть собрать сгустки мазута и конгломераты в водорослях. Иначе летом снова поедем работать лопатами и отмывать птиц.
Эксперт Сергей Шахматов описывает основные этапы работы по ликвидации ЧС:
Во-первых, нужно выкачать оставшуюся нефть из затонувших танкеров.
Во-вторых, поиск и локализация тяжёлых фракций, которые выпали на дно и их откачка, поиск и утилизация средних фракций, которые до сих пор мигрируют в средних слоях моря.
В-третьих, решить вопрос сбора. Неважно, грунт, песок или вода с донным грунтом.
- По моим оценкам, это примерно миллион кубов загрязненного грунта, - объясняет Сергей Шахматов. - Сегодня есть биоразлагаемые технологии, которые позволяют эффективно отделить мазут как от воды, так и от грунта, с возвратом морской воды в акваторию и песка на пляжи. Но это вопрос денежных затрат и времени.
Практически с первых день аварии по решению Оперштаба была сформирована рабочая группа ученых, их задача — выбрать наиболее эффективный способ очистки загрязненного мазутом песка, который вывозят на площадку временного хранения (2,8 га) и четыр специализированных полигона.
К слову, об одном новом методе очистки песочных пляжей рассказали в Сколково.
- Наше ноу-хау заключается в том, что если расстелить полипропиленовые сети, которые в основном используются для укрытия от солнца, в зоне, где есть активное движение воды, и подождать, то частицы мазута сами налипают на сеть, – раскрыл подробности глава группы проектов развития Сколковского института науки и технологий Владимир Каляев. - Технология позволяет не только эффективно убрать загрязнения, но и сохранить чистоту песка. Основным преимуществом сети является то, что на нее не налипает песок, что делает ее готовой к вторичной переработке.
ЛИМАНЫ НЕ ПОСТРАДАЛИ
Директор ГБУ «Дирекция природных парков Краснодарского края» Алексей Каширин - специалист заповедного дела и эколог с опытом работы больше 15 лет – отвечает за заповедную территорию близ Анапы. Он уверен, произошедшее не так трагично, как кажется.
- Остывшая зимой вода в Черном море позволила сильно минимизировать загрязнение в районе особо охраняемой природной территории (ООПТ) «Анапская пересыпь», - аргументирует свой вывод эксперт. – 30,5 км в ООПТ - это песчаная коса (Бугазская и Благовещенская). И представьте, на песок было выброшено достаточно плотное образование мазута, который, в целом, можно собрать в том числе и ковшовыми экскаваторами, и лопатами. Мазутная масса вместе с песком затвердевает, перемешивается, что позволяет относительно легко ее убрать. Конечно, это тяжелый труд и низкий поклон волонтерам, которые чистят берег. Но представьте, что если бы пляжи были галечные, тогда пришлось бы каждый камешек отмывать.

Нет комментариев