7 января 1916 г. состоялся первый полет летающей лодки М-9 авиаконструктора Григоровича.
Дмитрий Павлович Григорович вместе с Игорем Ивановичем Сикорским были выдающимися авиаконструкторами своего времени. Оба конструктора родились в Киеве, но после революционных событий 1917 года их жизненные пути разошлись кардинально. Дмитрий Григорович остался в Советском Союзе, а Игорь Сикорский эмигрировал в США.
Дмитрий Павлович Григорович, фото 1930-х гг.
1913 году на завод случайным образом попала летающая лодка Donnet-Lévêque, которой требовался ремонт носовой части. Этот частный случай оказал огромное влияние на всю жизнь Дмитрия Григоровича, который досконально изучил конструкцию летающей лодки и заболел гидроавиацией. Ещё до начала Первой мировой войны Дмитрий Павлович успел изготовить собственный образец летающей лодки, получивший обозначение М-1 («Морской первый»).
В 1915 г. морское ведомство заказало Д.П. Григоровичу летающую лодку крупных размеров с двигателем в 150 л.с. для воздушной разведки на море. И вот в декабре 1916 г. авиаконструктор создал М-9, приспособленную для спуска и подъема на корабль.
Летающая лодка М-9 явилась последовательным развитием М-5 под более мощный двигатель. Летные испытания М-9 проводились в Баку с 25 декабря по 9 января следующего года и оказались более чем успешными. М-9 получилась очень удачной по своим мореходным и летным качествам. Она стала самой известной конструкцией Григоровича не только за предыдущие, но и за последующие годы его работы в области авиации. По ходатайству Морского генерального штаба России авиаконструктор был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени. В отличие от М-5 в конструкции М-9 изменили шпангоуты лодки, обшивку сделали большей толщины. Крылья и хвостовое оперение не имели особенностей по сравнению с М-5. Исключение составлял лишь киль, выполненный в иной конфигурации.На большинстве гидросамолетов М-9, а их построили около 500 экземпляров — устанавливались двигатели «Сальмсон» мощностью 150 л.с., на одном, в качестве эксперимента, поставили «Рено» в 220 л.с. Масса нового пустого самолета была 1 060 кг, но при эксплуатации из-за сырости дерево набухало и аппарат утяжелялся на десятки килограммов. Полная боевая нагрузка находилась в пределах 480 — 550 кг. Максимальная скорость полета составляла 110 км/ч, а посадочная -85 км/ч. Практический потолок — 3 000 м.Со временем М-9 по возможности модернизировали: меняли радиаторы, проводку управления, а для создания избыточного давления в топливном баке установили ветрянку. Этот гидросамолет на флоте в полном смысле стал рабочей лошадкой — простой в управлении, надежный в эксплуатации. Во время Первой мировой войны М-9 базировались на российских авиатранспортных кораблях «Орлица», «Александр I», «Николай I». Гидросамолеты располагались в ангарах по 4-5 машин и спускались на воду и поднимались с нее с помощью лебедки.
Двухместная лодка М-9 с отличной мореходностью позволяла применять гидросамолет в боевых условиях и в открытом море. На взлете и посадке свободно преодолевалась волна высотой 0,5 м. М-9 в основном применялась для воздушной разведки, патрулирования в море, бомбометания по кораблям и береговым объектам. Вооружение — пулемет «Виккерс», установленный в передней кабине. Иногда самолет вооружался пушками «Гочкис» или «Эрликон». Следует заметить, что это было первое в мире пушечное вооружение на гидросамолете. На М-9 также устанавливалась радиостанция типа «Руза». 17 сентября 1916 г. на гидросамолете М-9 впервые в мире с пассажиром на борту лейтенант Я.Нагурский выполнил петлю Нестерова и этот рекорд был зафиксирован как мировой.Как боевой самолет М-9 вполне удовлетворял флот лишь до начала 1917 г., когда у немцев появился поплавковый гидросамолет «Альбатрос», превосходивший русские летающие лодки по скорости и вооружению.
К сожалению, в советское время специалисты уже не смогли использовать все возможности для модернизации
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
День штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации
День штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации отмечается ежегодно 25 января.
Раньше День штурмана ВМФ праздновался в день весеннего и день осеннего равноденствий. Именно в эти дни можно точно и без инструментов определить стороны света — Солнце восходит строго на востоке, а заходит, соответственно, на западе.
Но с 1997 года, в соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 года «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности», День штурмана Военно-Морского Флота отмечается 25 января, в день основания штурманской службы Российского флота в 1701 году Петром
Первая добровольная оборонная организация в СССР было создано в 1920 г.
Первая добровольная оборонная организация в СССР — Военно-научное общество (ВНО) было создано в 1920 г. Оно ставило своей задачей проработку военно-научных проблем и широкую пропаганду военных знаний среди трудящихся.
19 января 1896 года А.С. Попов продемонстрировал возможность использования аппаратуры на море
Иногда спрашиваю связистов, кто является основоположникои вашей специальности
Очень мало знают про это, даже на флоте!
19 января 1896 г. на заседании Кронштадтского отделения РТО русский физик и электротехник Александр Степанович Попов продемонстрировал возможность практического использования аппаратуры на море.
Он передал радиосигналы на расстояние без проводов.
Нет комментариев