Очень красивый ковер принесли кандасы из Узбекистана. Они вообще-то хотели его продать, но у музея денег на это нет, и они передали бесплатно. Есть и другие ковры, тускиизы, которые вешаются на стену, на обозрение выставлены не все – просто нет места.
Что еще приносят сюда? Отдают игрушки, ноты, музыкальные инструменты. Около 400 книг, пылесос «Ракета», старые дорожка и покрывало, кружевные салфеточки, уголки, вышитые в технике ришелье, электрофон, печатные машинки, швейные машинки китайского производства с необычными овальными втулками, «Зингер», подольские, которые попадали в музей разными путями – от кого-то в благодарность за помощь, от кого-то в память об ушедших родных, а от кого-то просто за ненадобностью. Здесь у каждого экспоната своя история появления, и Гульжанар Наскеновна, кажется, знает их все.
– Это радио ручной работы, – показывая на небольшой с виду шкаф с метр высотой, рассказывает Г. Акшулакова, – сделал его ветеран войны Нурмахан Суленов, когда в 1957 году работал в Павлодаре на заводе «Октябрь». Вместе с сотрудниками по схеме они всё это собрали из разных материалов. А его дети решили передать нам в музей. Случаются и казусные ситуации. Вот эту алашу (ковер) передала моя племянница, и я думала, что это её мама изготовила, а оказывается, её бабушка, моя мама. Я даже не знала, что в семье есть такая вещь, хотя с детства помню, как мама ткала во дворе.
Есть здесь радиомагнитофон «Ермак», который в своё время меняли на квартиру, телевизоры, кофемолки. Вышитые панно на польском языке времен войны, вазы с орнаментами, кувшины. Фотоувеличитель, светомузыка, радиоприемник, часы с ракетой, ручная прялка…
Интересный экспонат – до сих пор рабочая передвижная киноустановка, которую передал почётный гражданин Яков Тихонович Коновалов – человек, который всю жизнь занимался киноискусством, ездил с ней по сёлам, показывал фильмы на набережной Аксу, в парке, здесь для детей – мультфильмы. Сейчас, к сожалению, всё стоит, потому что ветерана больше нет, пользоваться аппаратом никто не умеет. Сохранилось более 3000 документальных фильмов, их передали в музей Потанина, потому что здесь нет фондохранилища. Яков Тихонович мечтал, чтобы в музее был небольшой уголок, отдельная комната для киноэкспонатов, радиотехники.
На фестиваль одна женщина принесла платок времен войны, который во время Великой Отечественной, как мама её рассказывала, выменяла на картошку.
Такой фестиваль по плану должен состояться в Павлодаре 19 февраля в музее имени Потанина. Аксуский филиал привезет свои экспонаты, но не все – некоторым из-за хрупкости в дорогу никак нельзя, транспортировка может навредить.
Кстати, выигранный грант в три миллиона тенге пошел на обустройство музея. Руководитель составила смету, решила всё переделать по-современному, всё-таки за 20 лет глобально ничего не делалось, только потихоньку что-то меняли. Сейчас намереваются купить микрофон, который необходим при проведении мероприятий, музыкальную аппаратуру, новый ноутбук, мольберты, стеллажи, да мало ли что еще нужно такому большому хозяйству.
– Мне понравился этот проект, меня пригласили в этом году ещё поучаствовать, но я думаю сделать это на следующий. Ведь на организацию фестиваля уходит много сил. Переживаешь, принесут ли люди предметы, которые обещали, потому что многие отказываются, – рассуждает Гульжанар Акшулакова.
Это всё моё родное…
Как же так вышло, что филолог по образованию взялась за такую тяжкую ношу, как создание и руководство музеем?
В Аксу Гульжанар Акшулакова семьей с дочкой и двумя сыновьями переехала в 1997 году из совхоза «Казинский» Лебяжинского района. Она почти 15 лет проработала в совхозе учителем начальных классов, вела русский язык в казахских классах. В Аксу устроилась в 7-ю школу. Через три года попала на сокращение. Пыталась устроиться учителем казахского языка в больницу, участвовала в конкурсе на госслужбу. А в 2000 году ей предложили заняться музеем. Наша героиня долго сомневалась, потому что совсем не знала этого дела, а ей сказали: это ваше детище, как родите, как воспитаете, так оно и будет. Она подумала и согласилась. И сейчас не представляет своей жизни вне музея, который действительно стал ее чадом.
– За это время столько людей через меня прошло, с такими интересными людьми встречалась, с ветеранами войны, когда они были живы. А сейчас всего лишь один ветеран остался. Когда встречи провожу и говорю о них, представляю, вспоминаю, как с ним беседовала. Многие ветераны же много чего нам передали. Та же радиола или письма с фронта, ордена, медали. Отрывали от себя и передавали в музей. И это очень ценно. Или приносит бабушка сундук, говорит: завтра уйду, дети же выкинут, – рассказывает собеседница.
Все экспонаты, которыми пополняется музей, сотрудники исследуют, по возможности определяют возраст, описывают, если есть история – это вдвойне интереснее. Очень помогают интернет, соцсети, там ищут информацию. За вещами ухаживают – содержат в надлежащем виде, что можно – аккуратно стирают, реставрируют.
Всё в дом!
Наша героиня – настоящая добытчица. Где только не приходилось ей собирать предметы!
– Однажды шла с работы домой, смотрю, балалайка возле баков лежит. Утром выхожу – нет её, так огорчилась. Через месяц опять иду, та же балалайка опять стоит, кто-то взял и вынес. Я быстренько в охапку домой, помыла и сюда принесла, – говорит женщина.
Как-то возле мусорных баков кто-то выставил колыбельку, бесык, очень старую. Ее даже спецмашина не забирала, хотя приезжает каждый день. Но потом кто-то забрал, а она постеснялась, о чем жалеет.
Бывая в гостях, обязательно что-то присматривает для музея, и не только себе.
– Как-то мы искали квартиру в Павлодаре. Зашли к бабушке, а мои глаза сами выискивают вокруг что-нибудь подходящее. Я говорю: ой, такая интересная посуда. А у нас на 1 Мая, когда идёшь на выставку, у национальных культурных центров мало что есть. И вот думаю про ту посуду: так это можно и азербайджанцам, она какая-то кавказская. Бабушка говорит: хочешь – бери, и отдала.
Однажды увидела объявление в газете о продаже квартиры с фото. Обычно же фотографируют мебель, а в ней – посуда. Позвонила по объявлению, и оказалось, что женщина знакомая, она отдала свой свадебный подарок почти 30-летней давности – посуду с интересными узорами. Как-то выпросила у сестры коржин с казахскими орнаментами, принесла домой – оказалось при детальном рассмотрении, что не казахский танец изображен на посуде, а кавказский.
– Как раз когда мы проводили фестиваль, к нам забегает парнишка и спрашивает: вам передавали брошюру отца? – вспоминает Г. Акшулакова. – Оказывается, он сын Горбунова, который у нас на заводе проработал всю жизнь, был наставником молодежи. Он умер в России, и сын приехал продавать квартиру. Я сделала ему копию брошюры, а взамен попросила что-нибудь из вещей Горбунова-старшего. И его сын передал музею несколько вещей отца, альбом, связанный с вехами строительства завода, журнальный столик.
На встрече с известным шахтером в школе имени Б. Момышулы села Пограничник руководитель музея рассказала о предстоящем фестивале и пригласила коллектив школы принять участие с интересным старинным предметом. И учитель казахского языка и литературы Р. Шакей передал сборник сочинений Абая Кунанбаева, выпущенный в 1948 году.
А в 2023 году фонд пополнился привезенными руководителем музея экспонатами из Алматы: предметами, которыми пользовался известный поэт Нутфолла Шакенов.
Недавно, уже после фестиваля, принесли головной убор ветерана войны Токмаметова с фото, на котором он в этом уборе. В общем, этот фестиваль подвиг к тому, что люди стали немножечко переосмысливать отношение к старинным вещам: зачем оно будет просто дома лежать, лучше передам в музей.
– Я всегда говорю: делайте ревизию в гараже, дома, если сами не можете, я приду. Потому что для некоторых это старьё, а для меня кажется интересным. Например, вот о такой этажерке я 20 лет мечтала, и два года назад нам ее принесли, – показывая на старую мебель, рассказывает Гульжанар Наскеновна.
Предметы старины – это не просто вещи – это наша история. Прикасаясь к ним, мы как бы становимся ближе к истокам. Заходя в музей, понимаешь, что ты с каждой минутой всё дальше и дальше от того времени, когда пили чай из самовара, танцевали вальс, волшебным образом льющийся из патефона. Ценители старины давно уже заметили, что многие старинные вещи настолько умно придуманы, что не идут ни в какое сравнение с современными аналогами. В старину предметы быта изготавливались на века, и это не просто слова. Поэтому они и «дожили» до настоящего времени.
Что касается Аксуского музея, то с таким энтузиастом своего дела, такой увлеченной женщиной, как Гульжанар Наскеновна Акшулакова, ему, без сомнения, уготована долгая жизнь. Вот что значит человек на своем месте. Кстати, в преддверии Нового года Г. Акшулакова получила премию «BELES», которую уже второй год вручают лучшим работникам из разных сфер в Аксу. Что ж, заслуженно!
Татьяна САРТАКОВА.
Фото Татьяны ВЕРВЕЙКО.
https://irstar.kz/culture/%d0%b4%d0%be%d0%bc-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d1%81%d0%b5%d0%bc%d0%b5%d0%b9%d0%bd%d1%8b%d1%85-%d1%80%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d0%ba%d0%b2%d0%b8%d0%b9/
Нет комментариев