НЕ СИЛА ИЛИ БОГАТСТВО НУЖНЫ НАМ, ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ, ЖИТЬ ДОЛГО И СЧАСТЛИВО
Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие? Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним (Пс. 33; 13-15).
Мы продолжаем читать книгу Псалтирь. И сегодня подошли ко всем известному 33 псалму: “Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя: да услышат кротцыи и возвеселятся”.
Этот псалом ежедневно поется на богослужении, а иногда поется и дважды.
Во-первых, на каждой литургии после причастия, а во-вторых, на всенощном бдении при раздаче благословенных хлебов. “Вкусите и видите, яко благ Господь”, - так поется в этом псалме, что и стало внешней причиной его использования при раздаче освященного хлеба.
Святитель Феофан Затворник пишет о иной причине столь частого его употребления в храме, имеющей более глубокий нравственный смысл.
“Частым его повторением на богослужении церковном Святая Церковь хочет напечатлеть его в умах христиан, заставить их и нехотя заучить и запомнить его, чтоб укоренить в сердце и уроки его”.
И это действительно так. Этот псалом всегда поется в конце службы, что еще более располагает его запомнить. Так, многие люди, выходя из храма, продолжают напевать 33-й псалом весь день.
Кстати, на еврейском языке этот псалом написан как алфавитный стих, то есть, первая буква каждого стиха - это порядковая буква еврейского алфавита, которых в иврите двадцать две. И это сделано все с тем же намерением: чтобы его было легче выучить наизусть.
Все эти факты означают одно - данный псалом несёт очень важные уроки для каждого из нас. Иначе зачем бы Церковь его ежедневно воспевала?
Написал 33-й псалом Давид, в то время “когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился”, так говорит само название псалма.
Историю победы над Голиафом знают все, а вот то, что случилось после, чаще всего, малоизвестно.
Так вот, славная победа над Голиафом, хотя и спасла израильский народ от филистимлян, однако для самого Давида послужила началом зависти и гонений. Это парадоксально конечно, однако на протяжении мировой истории такие ситуации встречаются не раз.
Взять хотя бы маршала-победителя Георгия Константиновича Жукова, который после войны был фактически сослан, дабы не затмевать славы Иосифа Виссарионовича.
Но самое парадоксальное в жизни Давида, что ему пришлось спасаться от гнева царя Саула не у кого бы то ни было, а именно у тех самых филистимлян, с кем он воевал.
То есть, спасая свой народ от филистимлян, Давид вынужден был скрыться от своего же народа у этих самых филистимлян. Страсти, бушующие в человеке, часто приводят к подобным абсурдным ситуациям.
И вот, убегая от Саула, Давид приходит к филистимлянам, но там его сразу узнали. Как забыть человека, который победил их непобедимого воина Голиафа?
Поэтому псалмопевец, понимая близкую угрозу смерти, притворился безумным: писал пальцем на воротах, пускал слюну по бороде.
Так и говорится в названии “он притворился безумным пред Авимелехом, был изгнан от него и удалился”.
Авимелех - это нарицательное имя царей филистимлян, как у римлян август или кесарь. Увидевши Давида в таком виде, царь потребовал немедленного удаления его из Филистимской земли, в которой, как говорил он, довольно и своих сумасшедших.
Изгнанный из Филистимской земли, Давид удалился в пещеру, и здесь он пишет псалом тридцать третий.
Такова предыстория псалма. Когда в следующий раз будете слушать его в конце литургии, вспомните ее.
Вспомните о победе над Голиафом, которая стала причиной бегства Давида, о его пребывании на волоске от смерти во вражеской стране, вспомните, что он был вынужден притвориться безумным. И именно в таких условиях родился столь любимый нами 33-й псалом.
Сам же псалом носит торжественный характер. Такой, когда человек после тяжелого и долгого испытания, будучи освобожден от него, радостно выдыхает и благодарит своего Спасителя.
Ровно в таком напряжении был Давид, находясь во вражеской земле, он не знал, вернется ли оттуда живым, а свое спасение он целиком и полностью относит к Господу.
Таким образом, тридцать третий псалом - это песнь благодарения и хвалы Богу, но в то же время в нем есть важные наставления. Неспроста святитель Феофан сказал: “заучить и запомнить его, чтоб укоренить в сердце и уроки его”.
Вот, например, первый стих: “Благословлю Господа во всякое время” учит нас тому, что Господа нужно благословлять всегда, не только в моменты радости, успеха, прибыли, но и в противоположных ситуациях.
“Слава Богу за все и за скорбь и за радость”, - помним эту знаменитую фразу. А Давид сказал: “благословлю Господа на всякое время”, - будем помнить и ее во всех жизненных ситуациях.
“Выну хвала Его во устех моих”. "Выну" - это значит всегда, то есть, всегда на устах моих хвала Богу. Явно, что говорится про уста сердца, потому что невозможно нашим внешним устам и языку всегда благодарить Господа, ведь мы должны есть, спать и отдыхать.
А вот уста сердечные могут всегда благодарить: и день, и ночь, в труде, на отдыхе и даже во сне. Эти слова псалмопевца напоминают нам о важности памяти о Боге и непрестанной молитве.
В этом же псалме чуть ниже говорится: “вкусите и видите, яко благ Господь”. Понятно, что и этот стих говорит не про внешние уста, а про уста сердца.
Именно ими мы вкушаем Господа в Таинствах или слушая слово Божье. То и другое очищают наше сердце и наполняют его благодатью Духа Святого.
Можно сказать, что в целом, первая часть этого псалма носит один смысл - вновь и вновь напоминает о том, где немощному человеку искать прибежище и надежду. Давид на своем примере как бы так говорит: я обратился к Господу, и Он избавил меня.
Поступайте также и вы. Причем, псалмопевец подчеркивает, что человек, надеющийся на Господа, должен быть кроток и смирен: “О Господе похвалится душа моя: да услышат кротцыи и возвеселятся” или “Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет”.
Одно из важных поучений начинается во второй части псалма: “Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас. Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие?” Вопрос, конечно, риторический, кто же этого не хочет?
Его можно сформулировать по-другому: если хочешь быть здоровым и прожить долгую и счастливую жизнь, то поступай следующим образом. Исполняй два правила: во-первых, воздерживай свой язык, а во-вторых, воздерживай свои поступки от зла.
То есть устрани от себя осуждение, клевету, ропот, любовь к спорам и оскорблениям: “удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов”, - пишет Давид. А также: “уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним”.
То есть, не только уберегай себя от делания зла, но старайся делать и добро, когда, конечно, это возможно. Ищи мира с человеком и пожени мир.
"Пожени" - это такое слово, которое выражает усилие что-либо получить. То есть не только будь мирным с людьми, но даже, если они и не настроены на это, то все равно примени все усилия, чтобы достичь мира.
Конечно, это не всегда возможно, но ты ищи его, стремись к нему, делай возможное от себя.
Такому человеку, стремящемуся обуздать свои уста и свои поступки (можно сказать, таковому кроткому и смиренному человеку), Давид обещает прожить долгую и счастливую жизнь.
Несмотря на его внешнюю беззащитность и немощь, Сам Господь будет вступаться за него, питать и защищать его. “Он сохранит все кости его; ни одна из них не сокрушится”, - такое символическое выражение, подобное тому что ни единый волос с головы твоей не упадет.
Царь Давид, находясь во вражеской стране, как никто другой мог вновь и вновь усвоить эти уроки и преподнести их нам. Собирая их воедино, можно сказать, что этот псалом о надежде на Господа, которую несомненно получает тот, кто боится Бога, то есть признает Его своим Творцом и Господом.
Не сила или богатство нужны нам, чтобы быть здоровыми, жить долго и счастливо, но нужно иметь страх Божий, не осуждать, не клеветать и стремиться жить в мире со всеми.
Сегодня мы разобрали лишь часть строк тридцать третьего псалма, а вы постарайтесь выучить весь псалом наизусть, помня, что его поучения столь важны, что поются в Церкви ежедневно.
Псалтирь царя Давида. Изучаем слово Божие с о. Алексеем Чижом.
#россия
#православие
#духовная_жизнь@duhovniy_mayak
ok.me/PsDE1 С Божией помощью и вашими святыми молитвами, дорогие братья и сёстры, удалось собрать необходимую сумму на покупку дров для Светланы.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев