ИСТИННОЕ СЧАСТЬЕ. ЧЕЛОВЕК СПАСАЕТСЯ НЕ ТРУДАМИ, А МИЛОСТЬЮ БОЖИЕЙ.
Блаженны те, чьи беззакония отпущены и чьи грехи прощены.
“Беззаконие мое я познал и греха моего я не скрыл, сказал: «исповедуюсь Господу в беззаконии моем», и Ты простил нечестие сердца моего”. (Пс. 31; 2-5)
Тридцать первый псалом, как и первый, начинается словами “блажен муж”. Кому интересно значение этого слова, отправляем к толкованию первого псалма. Напомним лишь, что блаженство - это то состояние, которое полноценно откроется человеку в Царстве Небесном.
В земных же условиях блаженство является синонимом слову счастье, то есть, то, что является главной целью для каждого человека. То, ради чего многие готовы работать день и ночь, рисковать жизнью, нарушать закон, употреблять алкоголь или наркотики.
Однако, истинное счастье, лучше сказать блаженство, дается только Богом; и дается оно лишь тем, кто стремится к общению с Ним.
Название этого псалма довольно необычное. Псалом Давида "в научение" или, по-церковнославянски, "разума". То есть, этот псалом написал Давид. И написал его в научение нам.
Это странно, потому что все псалмы учат нас чему-то: одни - благодарению, другие - молитве, иные - упованию на Бога. Но именно этот 31-й псалом имеет какое-то особое научение, как собственное название псалма.
Чему же учит нас Давид?
Если разбирать само содержание и буквальный смысл псалма, то все отцы сходятся в том, что он был написан после пятидесятого, покаянного.
Если в том псалме Давид говорил о своем покаянии, какие мысли он имел и какие слова произносил, то в этом псалме царь раскрывает благие плоды покаяния: блаженство и мир сердца, приобретенные через примирение с Богом.
По-видимому, этот псалом родился, когда Давид почувствовал, что Господь его простил и восстановил в прежнем чине пророка Божьего.
Поэтому учители Церкви относили тридцать первый псалом к числу покаянных.
И, соответственно, главное научение этого псалма - о благих плодах искреннего покаяния. О том, чтобы не утаивать в себе, но от всего сердца обращаться к Богу, сокрушаясь и исповедуя свои грехи.
“Когда я молчал, - говорит Давид, - ослабели кости мои от вседневного вопля моего, день и ночь тяготела на мне рука Твоя; я сделался страдальцем, когда вонзился в меня терн”.
Но когда пришел в осознание греха и решил покаяться пред Богом, то: “беззаконие мое я познал и греха моего я не скрыл, сказал: «исповедуюсь Господу в беззаконии моем», и Ты простил нечестие сердца моего”.
Таково главное научение 31-го псалма, если читать его в узком историческом смысле. Но есть и иное научение более важное для нашего понимания.
Строки этого псалма использовал апостол Павел в своем Послании к Римлянам. Это послание, как мы знаем, не имело узкой направленности по каким-либо частным вопросам той или иной общины.
В Послании к Римлянам апостол Павел изложил общее учение, то есть, то, что он и другие апостолы проповедовали повсеместно, то учение, которое стало основанием христианского учения, учения Церкви.
И, если сказать кратко, то апостол Павел в Послании к Римлянам подчеркивает невозможность спасения без веры во Христа. Он говорит, что как язычники, так и иудеи, как имевшие закон, так и не имевшие его, - никто из людей не имеет оправдания перед Богом.
“Потому что все согрешили и лишены славы Божией”, - пишет Павел. И никакими делами, трудами, постами и бдениями, то есть ничем человеческим мы не можем достичь оправдания.
Как же тогда спастись человеку?
Павел отвечает: “ныне, независимо от закона, явилась правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, получая оправдание даром, по благодати Его (Рим. 3, 21-24).
То есть, через веру во Христа человек получает оправдание. Это мысль соблазнила в свое время многих иудеев. Ибо как грешник или язычник, никогда не знавший Бога, вдруг может оправдаться и стать близким Ему, то есть стать праведным. Следуя земной логике, для достижения этого нужно много потрудиться.
И как раз в доказательство того, что оправдание даруется по вере, Павел приводит строки этого 31-го псалма: “Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты”.
Главная мысль апостола состоит в том, что Бог может оправдать человека, сделать его блаженным лишь по искренней вере во Христа.
И то, что именно не делами человек зарабатывает прощение и спасение, а милостью Божьей, это возвеличивает Бога и смиряет человека.
“Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу” (Рим. 4, 4). То есть, человек, уповающий на свои дела, этим самым показывает, что он Бога считает своим должником.
“А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность” (Рим. 4, 5).
Кстати говоря, именно по этой причине псалом тридцать первый читается сразу после Таинства Крещения. Человек, искренне уверовавший во Христа, какой бы он не был до погружения в воды Крещения, выходит из них праведным или, используя слова Давида, блаженным.
На самом деле, эта мысль сколь фундаментальна, столь же тяжело понимаемая, неспроста псалом именуется "псалмом разума". Эту мысль тогда не поняли иудеи, ее в современности не понимают иные религии, даже в среде христиан эту мысль многие не разумеют и не принимают.
Не понимается она по нашей ветхозаветности, в которой продолжает жить подавляющее большинство из нас.
Многие продолжают считать, что прощение грехов и спасение зарабатывается нашими трудами, постами, молитвами и благими делами. В католицизме, следуя этой земной логике, даже придумали практику индульгенций.
Новый же Завет говорит иначе: верою во Христа человек очищается от всякой скверны плоти и духа.
Поэтому, по мысли апостола Павла, Давид и написал, что блажен человек, которому прощены беззакония. Акцент в этих словах делается не на труды человека, о них Давид и не пишет, а на милость Божию, которую человек получает по вере.
Итак, 31-й псалом, названный научением, как мы видим, так назван не случайно. Давид как бы из глубины веков пророческим духом знал, что главная мысль этого псалма ляжет в основу христианского учения и будет научать всех христиан о том, кто и как становится блаженным.
Будем и мы в ней поучаться, читая этот псалом, а также апостольские послания, которых мы не могли сегодня не коснуться, поясняя слова царя Давида.
Псалтирь царя Давида. Изучаем слово Божие с о. Алексеем Чиж.
#россия
#православие
#духовная_жизнь@duhovniy_mayak
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1