БЛАГОДЕНСТВИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЧИНОЙ ПАДЕНИЯ.
Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его, ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость (Пс. 29; 5-6).
Сегодня мы читаем 29-й псалом, в котором Давид вновь восхваляет Господа о Его милости, а также говорит о своем падении, которое произошло из-за высокомерия. “Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною”.
Этими словами благодарности начинается псалом. Само название псалма немного пояснит причину написания: “Песнь при обновлении дома”.
В историческом, или буквальном, смысле, под именем обновления или освящения дома некоторые понимали дом, который был построен для самого Давида, иные считали, что это освящение жертвенника на гумне Орны Иевусеянина, о чем мы скажем далее.
Иные же видели в названии духовный смысл и понимали под обновлением дома обновление Церкви Божией или воссоздание человеческого естества, получаемого в Таинстве Крещения.
“Ибо гнев в ярости Его, и жизнь в воле Его” - выражение не совсем понятное, потому что гнев и ярость вроде бы синонимы.
Однако, святитель Василий Великий поясняет, что ярость означает определение наложить известное наказание, а гнев уже означает само наказание. Поэтому часто эти слова переводят так: “Ибо наказание в ярости Его, и жизнь в воле Его”.
Здесь открывается то, что Господь, если и попускает наказание, однако же в воле Его любовь и желание блага человеку, делает Он это с целью исправить пути человека и наставить к жизни. В воле Божьей, то есть в Его намерении, - жизнь!
“Ибо гнев в ярости Его, и жизнь в воле Его. Вечером водворится плач, а утром - радость”, - еще одно яркое выражение царя Давида, которое многие понимали в том смысле, что покаяние доставляет скорое и немедленное прощение греха, потому кто плачет вечером, тот уже утром будет веселиться, будучи прощенный Господом.
Дальнейшее повествование псалма говорит о причинах скорби царя Давида.
Если раньше причиной скорбей была испорченная воля других людей, которые гнали царя Давида, то теперь причиной скорби стало падение самого Давида: “Я сказал в благоденствии моем: «не поколеблюсь вовек: Господи, по благоволению Твоему дай силу доброте моей!» Ты же отвратил лице Свое, и я был смущен”.
То есть, в какой-то период, когда Давид жил мирно и спокойно, он вознесся в мыслях своих, отчего и был оставлен Господом. Господь лишь отвернул лицо Свое от него, и у Давида все посыпалось. Исходя из истории жизни Давида многие предполагали, что грех Давида состоял в следующем.
Обезопасив границы своего государства от врагов, упоенный военным успехом и внутренним спокойствием, он решился сделать подсчет своих подданных, то есть переписать население.
Само это действие не греховно, но вероятно, оно было сделано с превозношением, как говорит сам Давид: “Я сказал в благоденствии моем: «не поколеблюсь во век”.
За это-то Господь и «сокрыл лице» Свое и попустил быть в его государстве моровой язве, которая хоть свирепствовала всего три дня, но успела унести жизни 70 тысяч человек.
Давид молил пощадить народ. Моровая язва прекратилась тогда, когда был установлен жертвенник на гумне Орны Иевусеянина. Такова возможная предыстория написания двадцать девятого псалма, о которой повествуется в исторических книгах Ветхого Завета.
А нам нужно обратить внимание на главное. Искушения посещали Давида не только тогда, когда он был пастухом, гонимый царем Саулом, но и тогда, когда он сам стал царем. Не только моменты уничижений и гонений для нас могут быть соблазном ко греху, но и моменты благоденствия.
Есть известная притча, думаю, многие из вас ее слышали. Молодой человек жаловался старцу, что нигде не может найти работу, денег нет, с жильем проблемы, в семье тоже. “Как мне быть? - спросил он.
Старец ему говорит: — Повесь у себя на двери табличку и напиши на ней: «Так будет не всегда». — И всё? – удивляется мужчина. — Да, - ответил старец.
Проходит время, все у этого мужчины меняется: работа, успешная карьера деньги, семья.
Он вновь встречает старца и уже с превозношения вновь задает ему тот же вопрос: “И что ты сейчас мне посоветуешь?” Старик посмотрел на него и ответил: — “Табличку ту, не снимай.”
Конечно, это только притча, но в ней главная мысль, которую нужно помнить, - мысль о непостоянстве нашей жизни. Всегда помни, что так, как сейчас, будет не всегда.
Фундаментом нашего бытия является время. И поэтому, хотим мы того или нет, но как время течет, так и все в нашей жизни изменяется. Это мысль еще античных философов вполне является и частью христианского вероучение.
Неизменен в нашей жизни только Бог, а неизменен Он потому, что вечен, то есть, не ограничен временем.
Каждому из нас нужно помнить, что:
- ты не будешь постоянно болеть, но ты и не будешь всегда здоров;
- ты не будешь всегда гоним и уничижаем, но ты и не будешь всегда во славе и любим;
- ты не будешь постоянно в печали, но ты не будешь и всегда счастлив;
И так во всем. Мы должны знать об этом, чтобы быть готовыми и бодрыми к встрече любых изменений в нашей жизни: как скорбных, так и благих.
А если сказать эту мысль в русле учения Церкви, то она будет звучать так: ты всегда должен помнить о Боге.
В самые тяжелые моменты своей жизни ты должен помнить о Боге, помнить что Он рядом, и поэтому не отчаиваться. Но и в периоды благоденствия и радости помни Бога, не возносись в мыслях и не забывай, Кто все дал тебе.
Не отчаивайся в печали, благодари в радости, всегда помни Господа - это закон жизни христианина.
Этой мудрости Давид научился из практического опыта своей жизни.
Мы читали уже множество его псалмов, говорящих о скорбных обстоятельствах в его жизни, а сегодня читаем 29-й псалом, в котором благоденствие царя стало причиной его падения. Наученный опытом пророк Давид учит нас.
Псалтирь царя Давида. Изучаем слово Божие с о. Алексеем Чижом.
#россия
#православие
#духовная_жизнь@duhovniy_mayak
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев