Преображение Господне знаменует день, когда Иисус явился ученикам в своём Божественном обличии. Произошло это за несколько дней до того, как Сын Божий отправился на верную смерть. Взяв с собой троих учеников, Петра, Иоанна, Иакова, Иисус взошёл на гору Фавор, где и произошло чудесное преображение. Когда они достигли вершины, лицо Его засветилось, а одежды стали белыми. Справа и слева от Спасителя появились два ветхозаветных пророка — Илия и Моисей. Чуть позднее на гору опустилось облако, из которого прогремел голос Бога: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте". Апостолы испугались и упали на землю, но после услышали: "Встаньте, не бойтесь". Когда ученики поднялись, ни пророков, ни облака, ни сияющих одежд на Иисусе уже не было, перед ними стоял Учитель в своём привычном образе. Благодаря тому, что Иисус смог показать апостолам свою Божественную природу, он укрепил их веру.
Явление пророков стало символом власти Бога и над живыми, и над мёртвыми. Моисей умер, а Илия не испытал смерти, но живым был вознесён на небо.
Сергий Муравьев
Суть, история и описание православного праздника
О Преображении Господнем подробно рассказывается в Евангелие. Согласно Писанию, однажды Спаситель, желая помолиться, взял с собой троих ближайших учеников – Петра, Иакова и Иоанна. Вместе они отправились на гору Фавор.
"И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были (пророки – Прим.ред.) Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним", – свидетельствует евангелист Лука.
В тот момент, когда явившиеся пророки стали исчезать, Петр воскликнул: "Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил".
Кущи – это шалаши. Все дело в том, что описываемое событие пришлось на дни иудейского праздника Суккот. По традиции евреи, в память о странствиях своего народа по пустыни, строят за пределами жилищ специальные шатры. В них они едят и ночуют. Такой же навес предложил установить апостол Петр.
"Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели", – продолжает Лука.
Согласно богословскому толкованию, тогда были явлены два естества Иисуса Христа – человеческое и божественное. Как писал в IV веке святитель Иоанн Златоуст, Господь преобразился "чтобы показать нам будущее преображение естества нашего".
В память об этом событии и был установлен праздник. Четкой даты изначально не было. Она появилась к VII столетию.
Приметы и традиции
Преображение Господне – праздник весьма торжественный. В этот день духовенство служит в белых облачениях. Этот цвет символизирует "фаворский свет". А после литургии священник читает специальную молитву на освящение плодов нового урожая. А затем он их окропляет святой водой.
По уставу положено освящать виноград. Для него даже предусмотрена специальная молитва. Дело в том, что виноград занимает особое место: из него делают вино для таинства Евхаристии.
Но в Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, на праздник приносят в храм яблоки. Эти фрукты, заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — "На освящение начаток овощей (плодов)".
В народе же за прошедшие века сформировалось немало своих традиций, подчас далеких от христианства. В старину на Спас к могилам родственников приносили освященные яблоки. Согласно поверью, это были "райские яблоки" душам умерших.
Крестьяне также верили, что в этот день из рая прилетает мифическая птица Сирин, грустит и плачет, поливая яблоки мертвой росой. После полудня ее сменяет птица радости Алконост и, смахивая с крыльев уже живую росу, преображает плоды. Поэтому если съесть яблоко до полудня, всю жизнь будешь в печали. А если после — в веселье и радости.
Что нельзя делать
Считается, что в Яблочный спас, как и на другой большой церковный праздник, нельзя заниматься тяжелым физическим трудом. Верующие нередко спрашивают, можно ли в этот день вообще работать. Священники говорят, что строгих запретов нет, особенно если работу не отменить.
Священнослужитель окропляет святой водой яблоки и фрукты во время богослужения в честь праздника Преображения Господня у собора Воздвижения Креста Господня в Омске. 19 августа 2017
А вот свадьбы в этот день не принято играть. На двунадесятые праздники, к которым относится и Преображении, в храмах не венчают.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
"И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были (пророки – Прим.ред.) Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним", – свидетельствует евангелист Лука.
В тот момент, когда явившиеся пророки стали исчезать, Петр воскликнул: "Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил".
Кущи – это шалаши. Все дело в том, что описываемое событие пришлось на дни иудейского праздника Суккот. По традиции евреи, в память о странствиях своего народа по пустыни, строят за пределами жилищ ...ЕщёЯблочный Спас – народное название церковного праздника Преображения Господня. Он входит в число двунадесятых (12-ти главных православных торжеств). В России его ежегодно отмечают 19 августа.
"И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были (пророки – Прим.ред.) Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним", – свидетельствует евангелист Лука.
В тот момент, когда явившиеся пророки стали исчезать, Петр воскликнул: "Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил".
Кущи – это шалаши. Все дело в том, что описываемое событие пришлось на дни иудейского праздника Суккот. По традиции евреи, в память о странствиях своего народа по пустыни, строят за пределами жилищ специальные шатры. В них они едят и ночуют. Такой же навес предложил установить апостол Петр.
"Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели", – продолжает Лука.
Согласно богословскому толкованию, тогда были явлены два естества Иисуса Христа – человеческое и божественное. Как писал в IV веке святитель Иоанн Златоуст, Господь преобразился "чтобы показать нам будущее преображение естества нашего".
В память об этом событии и был установлен праздник. Четкой даты изначально не было. Она появилась к VII столетию.
Приметы и традиции
Преображение Господне – праздник весьма торжественный. В этот день духовенство служит в белых облачениях. Этот цвет символизирует "фаворский свет". А после литургии священник читает специальную молитву на освящение плодов нового урожая. А затем он их окропляет святой водой.
По уставу положено освящать виноград. Для него даже предусмотрена специальная молитва. Дело в том, что виноград занимает особое место: из него делают вино для таинства Евхаристии.
Но в Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, на праздник приносят в храм яблоки. Эти фрукты, заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — "На освящение начаток овощей (плодов)".
В народе же за прошедшие века сформировалось немало своих традиций, подчас далеких от христианства. В старину на Спас к могилам родственников приносили освященные яблоки. Согласно поверью, это были "райские яблоки" душам умерших.
Крестьяне также верили, что в этот день из рая прилетает мифическая птица Сирин, грустит и плачет, поливая яблоки мертвой росой. После полудня ее сменяет птица радости Алконост и, смахивая с крыльев уже живую росу, преображает плоды. Поэтому если съесть яблоко до полудня, всю жизнь будешь в печали. А если после — в веселье и радости