После того, как в сентябре 1936 года Советское правительство приняло решение помочь Испанской Республике в гражданской войне с мятежниками-франкистами, был разработан план поставок ей материально-технических ресурсов. В рамках исполнения этого плана загруженному зерном сухогрузу «Комсомол», находившемуся в Одессе, было приказано срочно разгрузиться и направиться в Феодосию.* *5 октября началась его погрузка вооружением и запасным оборудованием, боекомплектом, топливом. А также обычными гражданскими грузами (грузовыми автомобилями, продовольствием и т.п.) для маскировки.
Сухогрузный теплоход «Комсомол» был построен в Ленинграде в 1932 году. Судно было длиной 121 м, шириной – 16 м, грузоподъёмностью 6400 тонн и развивало скорость 11,5 узлов (21,3 км/час). В экипаже было 36 человек. В 1933 году теплоход был приписан к Одесскому порту и предназначался для транспортировки грузов по маршруту Ленинград-Одесса. Это был первый советский корабль, направленный с грузом помощи республиканцам.
13 октября восторженные испанцы встретили «Комсомол» в порту Картахены. Главным доставленным грузом были 50 танков Т-26. С ними прибыли и советские специалисты, многие из которых впоследствии приняли участие в боях и даже стали Героями Советского Союза. За этот рейс команда теплохода тоже была награждена правительственными наградами, а капитан судна Георгий Мезенцев стал кавалером ордена Ленина. Теплоход потом совершил ещё несколько рейсов в порты Аликанте, Валенсии и Барселоны. И стал объектом ненависти со стороны испанских мятежников и их союзников, которые ждали удобного случая, чтобы отомстить.
5 декабря 1936 года теплоход вышел из грузинского порта Поти, направляясь с грузом марганцевой руды в бельгийский Гент. 13 декабря к нему приблизился итальянский крейсер, запросив информацию о грузе и пункте назначения. Получив ответ, удалился. На следующий день, в 31 миле от испанского побережья, к «Комсомолу» подошёл франкистский крейсер «Canarias» и под угрозой применения оружия приказал советской команде покинуть судно. Людей пираты забрали на свой борт и заперли в трюмах, а корабль после осмотра расстреляли (после пожара он затонул). По воспоминаниям капитана Мезенцева, командовали на вражеском крейсере немцы, «косившие» под испанцев.
Первое время о судьбе «Комсомола» и его экипажа в СССР ничего не знали. Лишь 20 декабря сообщили в прессе об уничтожении теплохода. Экипаж тем временем франкисты приговорили к смертной казни, затем «смилостивились» и заменили её на 30 лет каторги. Побои, допросы, симуляция расстрела – всё это пережили советские моряки неоднократно. Наконец, через Международный Красный Крест удалось договориться об освобождении экипажа.
Первая группа из 11 бывших заключённых вернулась в Советский Союз только 17 октября 1937 года. В ноябре прибыли ещё 18. Оставшиеся пробыли в плену почти три года. За проявленное мужество многие были награждены орденами и медалями. Три члена экипажа вернулись в Испанию добровольцами и в составе интернациональных бригад защищали Мадрид. Капитан судна Григорий Мезенцев отличился потом во время Великой Отечественной войны: будучи уполномоченным Наркомата морского флота СССР, он многое сделал для обеспечения обороны Одессы, Севастополя, Новороссийска и Кавказа
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев