МОЖНО ЛИ СОВМЕСТИТЬ?
Как известно, модалисты не возражали против тринитарной терминологии. Они также верили в Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа, однако придавали этим понятиям иное смысловое наполнение, в отличие от тринитариев. Для них Бог как Личность всегда был един, а "Отец", "Сын" и "Дух" понимались как манифестации, модусы этой личности по отношению к тварному миру. Близость к подобным воззрениям высказывал Сервет (однако унитариане считают его своим предшественником); сегодня так верят пятидесятники-единственники. Принципиальное расхождение с "классическими" унитариями возникает в связи со статусом Иисуса Христа, которого модалисты считают воплощённым Богом, но не "Богом-Сыном", который неведомо каким образом отделился от ипостасей Отца и Сына (хотя тринитарии учат, что Троица нераздельна), а именно Яхве, Отцом, поскольку во Христе обитала "полнота Божества телесно" (Кол. 2:9). Можно ли в этом видеть "обожествление" Иисуса? Ответить однозначно нельзя - ведь и унитариане по-своему "обожествляют" человека Иисуса, когда говорят, что Он в награду за своё послушание сделался носителем Божественной силы, власти и любви. К тому же, надо разграничивать Иисуса (Йеhошуа) как человека и "Христа" как небесного архетипа, как манифестацию Бога в тварном мире (кульминацию этого можно видеть в эпизоде Крещения Иисуса Иоанном, когда Бог явил себя в Иисусе, а также в эпизоде Преображения, который мы уже разбирали). К тому же, необходимо помнить, что "богами" в писании неоднократно назывались пророки, выдающиеся личности и - шире - все верные. Поэтому Христос и есть "Бог во плоти", поскольку он в наибольшей степени воплотил в себе этот модус Божественности.
о. Иван Копылов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев