Итоги социализации
Сказка о стране социализма как о стране грез, канувшей в лету в лихие 90-е, представляет собой главную аферу всех времен и народов. Ведь и по сию пору подавляющее большинство наших обывателей, чья информационная платформа подпитывается исключительно за счет школьных учебников и официальных СМИ, и в снах своих самых кошмарных знать не знает и ведать не ведает — что здесь творилось большевиками сразу после захвата ими власти в стране. И все потому, что людей хватали и отправляли в места не столь отдаленные, откуда они уже больше никогда не возвращались, не только за сказанное о большевицких преступлениях слово, но даже за намек на него. А потому с 1917 г. и вплоть до середины 60-х годов люди здесь жили в атмосфере извечного страха: боялись и сами чего лишнего сболтнуть, и что их дети что-либо противоправительственного ляпнут, не понимая — где живут (а ведь им в школе внушают, что они живут в самой свободной стране мира!). То есть информация о происходящем в СССР жесточайше замалчивалась вплоть до 80-х. Ведь мы, рожденные в СССР, даже не знали о том, что здесь существовала целая система концентрационных лагерей. И что именно эту схему построения государства на концентрационных лагерях позаимствовали уже в 30-е–40-е фашисты. А ведь здесь убивали людей не сотнями и даже не тысячами, но миллионами! Десятками миллионов!!! Морили голодом, непосильным трудом, затравливали собаками, отдавали под заточки уголовников.
Но и с самого первого дня завоевания, как нас учили в школе — народной власти, а на самом деле власти инородцев, завоевавшие страну интернациональные комиссары (русскими среди них и приблизительно не пахло) вели здесь себя точно так же, как двумя десятилетиями позже будут вести себя на наших оккупированных территориях такие же разноязыкие полчища врага. Ведь и им после убийств и изнасилований мирного населения не грозило ничего — возможны были после такого лишь поощрения по службе:
«Одну молодую женщину, приговоренную к расстрелу за спекуляцию, начальник контрразведки кисловодской Ч.К. “изнасиловал, затем зарубил и глумился над ее обнаженным трупом” (Материалы Деникинской комиссии). В черниговской сатрапии… при расстреле жены ген. Ч. и его двадцатилетней дочери, последняя предварительно была изнасилована. Так рассказывали свидетелю шоферы, возившие их на место убийства…
Вокруг женщин, бившихся в истерике на полу, толпились их палачи. Пьяный смех и матерщина. Грязные шутки, расстегивание платья, обыск… “Не троньте их” — говорил дрожащим от испуга голосом старший по тюрьме, не чекист, а простой тюремный служащий. “Я ведь знаю, что вам нельзя доверять женщин перед расстрелом…” Это из описания ночи расстрела в Саратове 17-го ноября 1919 года» (Мельгунов С.П. Красный террор в России. СП “PUICO”. М., 1990. С. 151–152).
Вот еще вариант удовлетворения своей похоти захватившими Россию оккупантами. На этот раз представителем кубанской ЧК:
«Не было женщины, интересной по своей внешности, попавшейся случайно на глаза Сараеву, и не изнасилованной им. Методы насилия всегда просты и примитивны по своей дикости и жестокости. Арестовываются ближайшие родственники намеченной жертвы — брат, муж или отец, а иногда и все вместе, приговариваются к расстрелу. Само собой разумеется, начинаются хлопоты, обивание порогов “сильных мира”. Этим ловко пользуется Сараев, делая гнусное предложение в ультимативной форме: или отдается ему за свободу близкого человека, или последний будет расстрелян. В борьбе между смертью близкого и собственным падением, в большинстве случаев жертва выбирает последнее. Если Сараеву женщина особенно понравилась, то он “дело” затягивает, заставляет жертву удовлетворить его похоть и в следующую ночь и т.д. И все это происходило безнаказанно в среде терроризированного населения, лишенного самых элементарных прав защиты…
Фактов эротического характера можно привести без конца. Все они шаблонны и все свидетельствуют об одном — безправии населения и полном, совершенно безответственном произволе большевицких властей» (Мельгунов С.П., с. 152–153).
А вот как большевиками выполнялась программа по низведению полов в свальный грех скотского состояния, заповеданный революционерам идеологами социальных программ:
«В 1918 году Троцкий, будучи в Екатеринодаре, издал декрет о реквизиции шестидесяти молодых девушек. Этот декрет Советской власти был применен во многих городах порабощенной России. “Социализация” женщин стала одним из методов уничтожения русского народа. Декрет осуществлялся повсеместно: и на верхах руководителями Советской власти, и в подвалах чрезвычаек, и в казармах красноармейцев. Это — один из характерных признаков Социализма, торжествовавшего на руинах великой христианской державы. Во Владимире молодых девушек восемнадцатилетнего возраста принуждали записываться в специальном бюро для того, чтобы вступать в связи по большевицкой разнарядке» (Ставров Н., с. 460).
Этот декрет гласил:
«“Каждая незамужняя женщина, начиная с 18-летнего возраста, объявляется достоянием государства и обязана зарегистрироваться в Бюро Свободной Любви, где мужчины в возрасте от 19 до 50 лет могут выбрать себе женщину независимо от ее желания”. В Саратове и Вятке был принят “декрет об отмене частного владения женщинами” — т.е. об отмене семьи» (Тарунтаев Ю. А. Никто как Бог. «Издательство Алгоритм». М., 2012. С. 116).
«Английский генерал Ф. Пуль, находившийся при штабе адмирала Колчака (он же контролировал Деникина), в докладе от 11 января 1919 года на имя военного министра Великобритании сообщал: “Во многих городах Советской России созданы комиссариаты свободной любви; почтенные женщины подвергались публичной порке за отказ повиноваться”.
В Екатеринодаре после издания упомянутого декрета красноармейцы врывались в женские гимназии, устраивали облавы в городском саду. Тридцать гимназисток были уведены во дворец Войскового атамана к Гроцкому, другие — в Старокоммерческую гостиницу к начальнику большевицкого конного отряда Кобзиреву, еще одна группа — в гостиницу “Бристоль” к матросам. Все они были изнасилованы, многие убиты и брошены в Кубань и Карасунь. Одна из этих жертв — ученица 5-го класса гимназии подверглась насилованию в течение двенадцати суток целой группой красноармейцев, после чего ее привязали к дереву, прижигали раскаленным железом и расстреляли.
По занятии большевиками Одессы, банды красноармейцев хватали женщин и девочек, тащили в порт, Александровский парк, дровяные склады. Многие из тех, кто стал жертвами красного террора, или умирали, или сходили с ума. Редкие прохожие, осмеливавшиеся появляться на прилегающих улицах, с ужасом слышали доносившиеся из парка душераздирающие крики насилуемых до смерти, предсмертные хрипы и стоны.
Английский генерал А. Нокс, находившийся при Колчаке, к своему докладу на имя министра приложил мандат, найденный у захваченного в плен комиссара. Вот текст этого документа: “Сим удостоверяется, что товарищ Едиоников уполномочен взять для себя молодую девушку. Никто не должен оказывать ему никакого сопротивления. Он снабжен неограниченными полномочиями, что и удостоверяется”.
Многие задавали себе вопрос: чем объяснить самую возможность такого неслыханного зверства, такой дикой, непонятной нормальному человеку злобы, обрушившейся на самый богобоязненный, самый кроткий и простодушный народ в мире, каким всегда был русский православный народ, всепрощающий и смиренный? Может быть, ад, объявший Русскую Землю, был каким-то массовым умопомрачением, охватившим страну и людей? — Нет, это было не наваждение и не массовое помешательство. Это была Социалистическая революция, осуществлявшаяся по точным планам “пламенных” социалистов-богоборцев, человеконенавистников, служителей и жрецов сатаны.
В своих “Воспоминаниях” князь Н. Жевахов весьма точно определяет суть революции… Он пишет: “Самые сильные умы России оценивали ужасы происходящего только с точки зрения крушения старого, обезпечивающего благо народа, царского уклада государственной жизни, серьезно обсуждали те или иные декреты и распоряжения узурпаторов власти, многоликие и противоречивые, спаянные между собой глубоко скрытой ложью, непонятные и безсмысленные; оценивали их с государственной точки зрения и предрекали катастрофы, делились сомнениями и недоумениями, но никто из них даже не догадывался о том, что здесь выполнялась вековая программа жидов, сводившаяся частью к поголовному истреблению, частью к порабощению христианского населения сначала в России, а затем во всем мире, во исполнение прямых повелений еврейского бога, обещавшего своему избранному народу мировое господство” (Жевахов Н.Д. Воспоминания. Т. 2. М., 1993. С. 120–121). — Не Того Бога, Которого евреи и раньше в большинстве своем постоянно оскорбляли и Которому постоянно изменяли, богоборчествуя, запечатлев наконец свой союз с дьяволом безпримерным деянием ненависти ко Творцу, распяв Его Единородного Сына и продолжив свое богопротивление в жесточайших гонениях на христиан; а того “еврейского бога”, которого они позаимствовали у жрецов Шумера, которому они научились служить в Египте фараонов и которому поклонились у подножия горы Синай…
Этого “еврейского бога” совершенно определенно Христос именует “дьяволом”, и столь же определенно в Евангелии назван народ, творивший и продолжающий творить волю человекоубийцы искони: “дети дьявола” [Ин 8, 44].
В своих воспоминаниях Жевахов цитирует А. Луначарского (Мандельштама), возглавлявшего советский комиссариат народного просвещения: “Мы ненавидим христиан. Даже лучшие из них должны быть признаны нашими врагами. Они проповедуют любовь к ближнему и сострадание, — то, что противоречит нашим принципам. Христианская любовь преграждает развитие Революции. Долой любовь к ближнему! То, что нам нужно, — это ненависть. Мы должны уметь ненавидеть; только тогда мы сможем победить вселенную!” (Жевахов Н.Д. с. 182)» (Ставров Н., с. 460–462).
Вот в чем заключалась основа всей стратегии той совершенно вроде бы и не понятной кровавой резни! Именно на ненависть, столь изощренно раздутую большевиками, и возлагалась основная надежда перекройки православного народа в безсловесное стадо, столь необходимое организаторам этой очередной революции.
«Равнодушным историкам, перебирающим в архивах безмолвные свидетельства нашего социалистического прошлого, — видящим и не разумеющим того, что видят; — так и не понять, что происходило — и происходит в нашей России и с нашим народом…
История огромной страны в XX столетии иллюстрирует осуществление планов, которые в деталях были описаны мудрецами Древнего социалистического Китая, жрецами египетских государств первых фараонов; Шумера времен Вавилонской башни; предписаний греческого ученого Платона; планов строителей “светлого будущего” — “Утопии” Мора до каббалистов конца второго тысячелетия по Рождестве Христовом» (Там же, с. 489–490).
«Страна поэтапно превращалась в огромный концентрационный лагерь. Все происходило по планам социалистов всех времен и народов: обобществление имущества, “социализация женщин”, тотальная слежка друг за другом, ожесточенное богоборчество и новая идеология — апокалипсическая религия Социализма... Жизнь страны Советов все более напоминала схему идеального государства Платона: рабы — рабочие и крестьяне; стражи — армия вместе с карательным аппаратом ЧК–ОГПУ–НКВД–МГБ–КГБ и, наконец, философы — то есть партийные и комсомольские работники, “воспитывавшие” население “в духе марксизма-ленинизма”.
Пролетариат и крестьянство являли собой класс рабов; правда, существовали в этой среде и определенные различия. Собственно в рабство были обращены миллионы согнанных в концентрационные лагеря, — затем эти лагеря превратились в “стройки века”. Сначала концлагеря служили для непосредственного уничтожения русского населения порабощенной страны. Однако довольно скоро метод построения Социализма претерпел изменения: миллионы, обреченные на смерть, прежде, чем умереть, должны были своим “героическим трудом” обезпечить существование социалистического рая на земле. 6 ноября 1929 года Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР в “Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик” были внесены необходимые изменения. При ОГПУ СССР создавалось Главное управление трудовых лагерей и трудовых поселений, ставшее во главе всей системы исправительно-трудовых лагерей. Новые лагеря планировалось организовать на Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке и в Средней Азии.
Впрочем, история Страны Советов свидетельствует: создание системы концентрационных лагерей в СССР началось гораздо раньше — фактически с первых дней бытия государства “нового типа”» (Там же, с. 551–552).
Вот что такое Социализм и социализация: начатые изнасилования девушек и женщин, судя по полной безсмысленности этих акций, но только навлечении на себя праведного гнева противостоящей стороны, представляли собой жертвоприношения жидовскому б-гу нечистот и нечистой силы Ваал-Фегору, который по совместительству представляет собой еще и б-га блуда. Это все такое же жертвоприношение, как приношение Екате и Бафомету Царской Семьи в Екатеринбурге. Вот на чем зиждется мнимый атеизм захвативших Россию в 1917 году палачей и дьволопоклонников.
Сегодня опять нам начинают внушать из каждого утюга — а не вернуться ли нам обратно к социализму?
Но Социализм — это и есть социализация. И для того, чтобы повторить все уже случившиеся преступления большевиков надо быть из когорты тех негодяев, о которых сказано в выше приведенном тексте.
Но к чему же мы идем, если пропаганда большевизма, сегодня спонсируемая как левыми, так и правыми, все пробуксовывает?
Большевизм с его социализмом — это, прежде всего, интернационализм. Вот он-то и показывает сегодня свои зловещи клыки, когда идет массовое перемселение из кишлаков пещерных людей иных народностей и вероисповеданий. Все это, что и за версту видно, продолжение той программы уничтожения русского населения России и замещения его инородцами, что начали еще с 1917 года большевики.
И если чуть ранее до появления в Центральной России инородцев и иноверцев никому особо не было и дела, то все больше населения вытесняемых пришельцами из русских городов людей начинает понимать нешуточность всего происходящего:
«Лозунг — “Россия для русских!” поддерживали в 1998 г. 43%, в 2000 г. — 49%, а в 2002 г. — уже 58% населения (опрос ВЦИОМ)» (Иванов А.А. Что необходимо знать русским. Справочник русского человека. «Самотека». М., 2008. С. 246).
Понятно, этот процент все более что-либо понимающих людей растет с каждым годом.
Может и не все так безнадежно, как кажется на первый взгляд? Может еще очухается древний исполин, одурманенный западной отравой, а проснувшись, скинет с себя крепко впившихся в него надоедливых вшей инородчества и иноверия?
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев