Чинопоследование Торжества Православия проводится в первый воскресный день Святой Четыредесятницы, который в литургической византийской традиции называется «Торжество Православия» («ο θρίαμβος της Ορθοδοξίας»).
Это богослужебное празднование связано с конкретным событием окончательной победой иконопочитателей над иконоборцами в сер. 9-го столетия. Победа иконопочитателей, достигнутая усилиями императрицы Феодоры патриарха Константинопольского Мефодия, была торжественно провозглашена в первое воскресенье Великого поста, 19 февраля 843 г. Так как иконоборческие споры будоражили Византийскую империю более одного столетия и иконоборчество было связано с необоснованными претензиями на духовную власть императоров, победа иконопочитателей была максимально публично артикулирована посредством литургического торжественного церемониала в Софийском соборе Константинополя, совершенного самим Вселенским Патриархом. Через некоторое время, а именно с 11-го столетия было создано особое чинопоследование (чин Торжества Православия), в котором литургически репрезентировалась победа Православия над еретическими и раскольничьими движениями в целом.
С 14 столетия в чин были добавлены основные доктринальные положения православного христианства. В чине упоминаются отцы и учители Церкви, послужившие защите Православия. Далее в молитвенное последование Торжества Православия были включены «анафематствования» (от греч. ἀνάθεμα – отлучение), провозглашавшие отлучение от Православной Церкви еретиков и расколоучителей. Стоит отметить, что с канонической точки зрения, анафема не является духовной смертью, или неким церковным проклятьем, но, напротив, является средством духовного уврачевания.
Русская Православная Церковь включила в свой календарный год чин Торжества Православия с 14 века. Она обновляла чин через добавление местных еретиков, расколоучителей, государственных преступников.
В допетровское время чин насчитывал 20 анафематствований и до 4 тыс. имен анафематствованных. Однако в 1767 г. чин был отредактирован в сторону сокращения (автор отредактированного издания – митр. Гавриил (Кременецкий)). Предписывалось совершать чин Торжества Православия в первое воскресенье Великого Поста архиерейским чином в кафедральных соборах. Из отредактированного чина были изъяты большая часть местных еретиков, расколоучителей, государственных преступников. Подвергались осуждению лишь сами ереси. Ядром чина Торжества Православия стало чтение Символа веры, декларация «анафематствований», провозглашение «Вечной памяти» защитникам Православия.
Исторически чин Торжества Православия был отражением церковно-политических реалий РПЦ; к примеру, в 1901 г. «анафематствование» было обращено в сторону Л. Н. Толстого и его последователей, в 1918 г. анафема провозглашена большевистскому режиму, а в 1959 г. анафематствовали священников-ренегатов, как «публично похуливших Имя Божие», ставших идеологами атеизма. Однако, был продолжительный период, когда советской властью провозглашение «анафематствований» категорически запрещалось. Провозглашать старообрядцев прекратили в 1971 г., что было важным символическим показателем примирения. В 1994 г. по примеру богослужебных традиций РПЦЗ были провозглашены анафематствования лидерам и сторонникам деструктивных сект и новых религиозных движений.
Комментарии 2