Проживая в Слободске, мастер заметил Саввино-Сторожевский монастырь в свете заката - так родилась идея работы, которая увидела свет спустя пару лет после замысла.
Идея написать монастырь в лучах заходящего солнца зрела у автора достаточно долго. Он тщательно выбирал натуру, приглядывался, делал бесконечные наброски, пока, наконец, не увидел небольшую обитель на берегу Волги. Обрамляющая монастырь зелень, ленивая река, мостки, а, самое главное, освещение в утренние и вечерние часы, произвели на художника такое сильное впечатление, что вдохновения хватило сразу на две живописные работы, созданные с разным настроением, написанные в разных ракурсах и различающиеся тематически.
Зритель видит три плана, все они наполнены символами. На ближайшем берегу мгла, сгустились вечерние сумерки. К берегу ведёт узенькая тропа через песчаный пляжик, где располагается рыбацкая пристань. Пара лодок - пустые, а третья нагружена и уже смогла достичь середины водоёма. Ближняя к зрителю часть холста символизирует современность – тёмную и полную суеты.
Чуть поодаль виднеется обитель, которая выделена на фоне тёмных деталей изображения. На противоположном берегу простирается широкая дорога, ведущая прямо к воротам монастыря. Невзирая на освещённость, церковь очень скромна, но одновременно полна внутреннего величия, которое ей придаёт естественный, смягчённый солнечный свет.
Автор наполнил свою картину призывом к духовному возрождению, которое ведет к жизни в гармонии с природой. Буйная зелень, обрамляющая монастырь со всех сторон, в отличие от скудной растительности на «ближнем» берегу, подчеркивает созвучие и гармонию между храмом и природой.
Мастер несколько раз обращается в своем творчестве к удивительной гармонии русской природы и православных ценностей. Вот и в этой работе зритель имеет возможность увидеть в картине все то, что так часто ускользает от взгляда в жизни. Автору блестяще удалась водная гладь, отражающая «светлую» сторону реки. Буйство красок, которое расцветило небо на картине, добавляет в настроение работы сказочную и загадочную нотки. Многоплановость и глубокий смысл работы делает ее одной из самых интересных в творчестве великого мастера.
В декабре 1892 года полотно «Вечерний звон» было отправлено в Санкт-Петербург, а затем послано на Всемирную выставку 1893 года в Чикаго, где оно экспонировалось под названием «Монастырь под праздник». Впоследствии картина находилась в семейной коллекции Философовых-Ратьковых-Рожновых, а в 1918 году она была передана в Третьяковскую галерею, где сейчас и находится.
Подготовлено с использованием источника: https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1657-kartina-vecherniy-zvon-levitan-1892.html #Экскурсвпрошлое #Историяодногошедевра
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев