За это его покарало ужасное проклятие.
ПРОКЛЯТИЕ МАТЕРИ
Долгие и частые войны, бушевавшие на территории нынешней Украины, втянули в свои жернова множество народов: поляков, татар, русских, турок и литвинов. В этом круговороте на первый план истории выходили многие выдающиеся личности.
Но мы поведём свой рассказ лишь об одной из них, Иеремии (Яреме) Вишневецком. Князь Вишневецкий родился в 1612 году. Его родителями были Михаил Вишневецкий, староста овручский, каштелян киевский, и Раина Могилянка, двоюродная сестра киевского митрополита Петра Могилы. Оба они славились приверженностью православной вере. При крещении мальчик получил имя Иеремия-Михаил в честь своих дедов.
Однако в 19 лет Иеремия перешёл из православия в католичество и стал одним из самых видных деятелей Жечи Посполитой (именно так правильно произносить это название по правилам польского произношения).
Князь пользовался просто мистической любовью поляков, о чем свидетельствуют и польские и русские летописцы. Популярность Иеремии в Польше была настолько высока, что после его смерти, его сына Михаила Корибута, не блиставшего никакими талантами, избрали королем, исключительно из уважения к памяти знаменитого отца.
В ту эпоху войны с русскими казаками, татарами и турками легли на плечи, главным образом, “новых” католиков, потомков знатных православных родов Литвы и “Земли русской” (Возможно некоторые украинские патриоты испытают шок, но именно так в то время именовалась территория нынешней Украины, находящаяся в сфере влияния Польши).
Князь Ярема встал в один ряд с Радзивиллами, Потоцкими и Сангушко. Подобно многим в ту эпоху Ярема Вишневецкий удивительным образом сочетал в себе европейскую образованность и нечеловеческую жестокость.
Будучи совсем молодым, он получил жуткое прозвище “Ужас козачий”, при одном только слухе “Ярема идёт!”паника охватывала целые города. И паника эта была отнюдь не беспочвенна.
Вишневецкий принимал участие в подавлении ряда казацко-крестьянских восстаний, в частности восстания Павлюка и восстания Острянина и Гуни, при этом отличался крайней жестокостью и любовью к пыткам. Как писал историк Николай Костомаров, Вишневецкий сделался жестоким ненавистником и гонителем всего русского. В качестве казней для мятежников Вишневецкий придумывал самые изощренные способы и наслаждался муками, совершаемыми перед его глазами, приговаривая «Мучьте их так, чтобы чувствовали, что умирают».
Богдан Хмельницкий, возглавивший в 1648 году казацкое восстание, считал Вишневецкого своим самым большим врагом. В 1651 году у места под названием Берестечко сошлись польская армия и отряды Хмельницкого, поддержанные войсками крымского хана. Несмотря на присутствие в польском лагере короля Яна Казимира, фактически войском польским командовал Вишневецкий.
Как обычно, лично возглавив конную атаку, Ярема опрокинул казацко-татарскую конницу, открыв главным силам дорогу на Киев, который вскоре был взят. Вишневецкий намеревался продолжать преследовать врага, пока не возьмет Хмельницкого живым, вражда между ними уже давно стала личной.
Если бы Вишневецкому удалось осуществить свой план, можно только догадываться, как сложилась бы дальнейшая история. Во всяком случае, никакой Переяславской рады не состоялось бы, и о существовании такого государства, как Украина, можно было бы забыть на веки вечные. Но история распорядилась иначе.
Несколько дней спустя тридцатидевятилетний “князь Ярема” неожиданно скончался в своем лагере. Смерть молодого, удачливого полководца выглядела настолько неестественной, что сразу же пошли толки об “измене и отравлении”. В войсках назревал бунт, солдаты были готовы растерзать всё ближайшее окружение князя.
Полковым священникам с огромным трудом удалось сдержать бунт. Было проведено тщательное вскрытие, которое не подтвердило отравление. Хроники оставили нам описание последнего дня жизни князя. Как сообщают летописцы, в последний день Иеремия поел огурцов и запил их медом, а от этого заболел и умер.
Уже в наши дни, на основании подробных сохранившихся описаний был подтвержден первоначальный диагноз – пищевое отравление, вызвавшее скоротечную дизентерию в тяжелой форме.
Но на этом история о князе Яреме не заканчивается, а только начинается. Триста лет спустя, вдруг выяснилось, что не существует ни одного прижизненного портрета Вишневецкого. На тех портретах, которые, как считалось, были написаны при его жизни, изображены совсем другие люди.
От воевод и гетманов, не обладавших и сотой долей популярности Вишневецкого, в музеях остались сабли, булавы, кафтаны, украшения, табакерки и другие личные вещи. Но от Вишневецкого в истории не осталось ни единого следа. Не сохранилось ни единого дома, куда ступала нога князя. Ни единой пуговицы с его кафтана, ни единого материального доказательства существования князя на земле, к чему бы он прикасался. Словно какой-то вихрь пронесся над землей, уничтожив все, что имело отношение к предателю православной веры.
На этом странности не заканчиваются, исследовав останки Вишневецкого, которые хранятся в соборе Святого Креста близ Кельце, ученые пришли к выводу, что покойник в стеклянном гробу, не имеет к Вишневецкому никакого отношения. Человеку, который погребён здесь, не менее 60 лет, и кто он такой, установить уже вряд ли удастся.
Естественно встал вопрос, где настоящие останки и могила Вишневецкого? Оказалось, что один из самых славных витязей Жечи Посполитой так и не был похоронен ни по одному христианскому обряду. В конце концов, остановились на двух наиболее правдоподобных версиях. Ждавший погребения гроб с набальзамированным телом князя, либо был в 1665 году уничтожен вторгшимися в Польшу шведами, разграбившими в поисках кладов Сокальский монастырь, либо оказался забыт в подвалах и погиб при пожаре в 1777 году.
Некоторые историки осторожно начали говорить о проклятии Вишневецкого. И вот в наши дни загадка этого проклятия была раскрыта. В архивах был обнаружен документ, подлинность которого не вызывает сомнений. Так называемый акт заложения, написанный под диктовку матерью Вишневецкого, княгиней Раиной, при основании православного монастыря в Мхарске. В конце этого документа вписаны грозные слова княгини:
“… если же кто в грядущем дерзнёт посягнуть на сию обитель или отнимать дарованное нами, или найдётся кто, посмевший нашей благочестивой и старозаветною верою православною пренебрегать либо отвергнуть таковую – быть тому прокляту, и да рассудит меня с ним правосудие Господне”.
Ученые мужи, конечно, отвергают версию о проклятии, однако в народе сохранилось мнение о том, что мать прокляла князя за вероотступничество. И хотя Вишневецкий лично не участвовал в разграблении православных монастырей, он активно способствовал распространению католической веры на подконтрольной территории. Первоначально использовались экономические методы, позднее – военные.
Факт остается фактом, проклятие сработало, и кто знает, может ещё через несколько столетий, имя Вишневецкого навсегда сотрется и исчезнет из истории. Вряд ли, диктуя строки проклятия, княгиня могла предугадать, что оно сработает против её единственного сына, который в то время ещё не расстался с православием и лишь начал постигать науки в Европе.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5
Князь Иеремия (Ярема) Михаил Корибут-Вишневецкий (польск. Jeremi (Jarema) Michał Korybut Wiśniowiecki; укр. Єремі́я (Ярема) Миха́йло Корибут-Вишневе́цький; 17 августа 1612, Лубны — 20 августа 1651, лагерь под Паволочью) — государственный и военный деятель Речи Посполитой из рода Вишневецких, воевода русский (1646—1651), основной предводитель польско-литовских войск во время восстания Богдана Хмельницкого в 1648—1651 годах.
Титул/ Князь на ВишТитул
Князь на Вишневце, Лубнах и Хороле (1615—1651), староста перемышльский (1649—1651), каневский (1647—1651), прасмыцкий (1649—1651) и новотарский (1649), староста гадяцкий (1634—1651), рейментар великий коронный, воевода русский (1634—1651). Князь Иеремия (Ярема) Михаил Корибут-Вишневецкий (польск. Jeremi (Jarema) Michał Korybut Wiśniowiecki; укр. Єремі́я (Ярема) Миха́йло Корибут-Вишневе́цький; 17 августа 1612, Лубны — 20 августа 1651, лагерь под Паволочью) — государственный и военный деятель Реч...ЕщёРыцарь Байда - Родоначальник Запорожской Сечи.
Князь Иеремия (Ярема) Михаил Корибут-Вишневецкий (польск. Jeremi (Jarema) Michał Korybut Wiśniowiecki; укр. Єремі́я (Ярема) Миха́йло Корибут-Вишневе́цький; 17 августа 1612, Лубны — 20 августа 1651, лагерь под Паволочью) — государственный и военный деятель Речи Посполитой из рода Вишневецких, воевода русский (1646—1651), основной предводитель польско-литовских войск во время восстания Богдана Хмельницкого в 1648—1651 годах.
Титул/ Князь на ВишТитул
Князь на Вишневце, Лубнах и Хороле (1615—1651), староста перемышльский (1649—1651), каневский (1647—1651), прасмыцкий (1649—1651) и новотарский (1649), староста гадяцкий (1634—1651), рейментар великий коронный, воевода русский (1634—1651). Князь Иеремия (Ярема) Михаил Корибут-Вишневецкий (польск. Jeremi (Jarema) Michał Korybut Wiśniowiecki; укр. Єремі́я (Ярема) Миха́йло Корибут-Вишневе́цький; 17 августа 1612, Лубны — 20 августа 1651, лагерь под Паволочью) — государственный и военный деятель Речи Посполитой из рода Вишневецких, воевода русский (1646—1651), основной предводитель польско-литовских войск во время восстания Богдана Хмельницкого в 1648—1651 годах.невце, Лубнах и Хороле (1615—1651), староста перемышльский (1649—1651), каневский (1647—1651), прасмыцкий (1649—1651) и новотарский (1649), староста гадяцкий (1634—1651), рейментар великий коронный, воевода русский (1634—1651). Князь Иеремия (Ярема) Михаил Корибут-Вишневецкий (польск. Jeremi (Jarema) Michał Korybut Wiśniowiecki; укр. Єремі́я (Ярема) Миха́йло Корибут-Вишневе́цький; 17 августа 1612, Лубны — 20 августа 1651, лагерь под Паволочью) — государственный и военный деятель Речи Посполитой из рода Вишневецких, воевода русский (1646—1651), основной предводитель польско-литовских войск во время восстания Богдана Хмельницкого в 1648—1651 годах.