Паломничество в Мекку, обхождение вокруг Каабы в специальной одежде (ихрам) – языческие традиции, которые Ислам перенял у доисламских язычников как часть договора с авторитетами Курайшитов. Именно это утверждает Оксфордский историк Джеймс Ховард-Джонстон:
Мусульманам был предписан полный набор языческих ритуалов. Пророк велел им во всех отношениях вести себя как язычники в священный месяц и на священной территории. Они должны были совершать обход Каабы и приводить животных для жертвоприношений. В суре «Аль-Маида» (Коран 5:2–4) добавлены некоторые детали о животных, которых им запрещено есть (дичь, так как охота была запрещена во время паломничества); из случайных упоминаний в этих же аятах можно заключить, что им следовало носить традиционные одежды паломников и украшать жертвенных животных традиционным образом. Из этого ясно, что Мухаммад разрешал своим последователям почитать языческое святилище, принимать языческие обряды и совершать языческие жертвоприношения.
Почему же тогда было приказано изменить киблу (направление молитв)? Почему новая религия, которая обращалась к неописуемому божеству, бесконечно далекому, всеведущему, всемогущему (скорее напоминающему Судьбу, о которой язычники-арабы имели смутное представление), почему, почему она охватила главный языческий культовый центр Аравии со всеми его атрибутами? Почему молитвы верующих должны были быть направлены именно на то место, где язычники поклонялись своим богам, место, полное идолов? Ответ следует искать в обстоятельствах того времени.
А обстоятельства были следующими: Мекканские язычники давили и угрожали мусульманской общине, и поэтому Мухаммад был вынужден пойти на уступки. Как итог, между ними появился договор:
Перед началом переговоров Мухаммад пошел на значительную уступку — включил Каабу и все обряды паломничества в новую универсальную религию. Он ясно выразил это через свою попытку совершить паломничество. В ответ курайшиты сделали две важные уступки. Во-первых, было прекращено военное противостояние и заключено десятилетнее перемирие. Во-вторых, ключевое: Мухаммаду разрешили заключать соглашения с племенами, не принадлежащими курайшитам, то есть курайшиты фактически прекратили официальную оппозицию Исламу и дали бедуинским племенам свободу выбора между ними и уммой (общиной мусульман). С этого момента мусульмане могли проповедовать свою веру по всей Аравии с реальной надеждой на успех.*
Это также может объяснить почему Мухаммад говорил, что Каабу построил Авраам. Читаем в Коране:
Глупые люди скажут: «Что заставило их отвернуться от киблы, к которой они поворачивались лицом прежде?». Скажи: «Восток и запад принадлежат Аллаху. Он наставляет, кого пожелает, на прямой путь». (2:142)
Очевидно, что некоторые из верующих были против идеи изменения старой киблы – Иерусалима, на новую – Каабу, которую почитали язычники. Решением или смягчением проблемы могло бы быть именно то что сделал Мухаммад – сказать, что её, на самом деле, построил древний пророк, т.е., Авраам (утверждение, которое нельзя было ни доказать, ни опровергнуть), и что он сам совершал данные языческие ритуалы обхождения вокруг Каабы.
* Источник:
James Howard-Johnston, "The Qurʾān as a Historical Source", в "Journal of the International Qur’anic Studies Association", стр. 6-9.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев