Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. – Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? – Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не вжаждет. – Но в таком случае лучше все бросить? – Зачем же? Ведь и бросив все внешнее, можно быть связанным в сердце, и не бросив, можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.
СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.12:42–48)Протоиерей Александр ШаргуновГосподь говорит, что христиане всегда должны быть на страже в ожидании своего Господа. Он дает картину мудрого и неразумного домоправителя. На Востоке домоправитель обладал почти неограниченной властью. Он сам был рабом, но под его властью находились все другие рабы. Мудрый домоправитель верно управлял домом своего господина и его имением. А неблагоразумный раб сделал одну серьезную ошибку. Он думал, что в отсутствие своего господина он может вести себя так, будто его нет. Так свойственно нам разделять свою жизнь на две части. Одна — когда мы находимся в присутствии Божием, и другая — когда мы живем сами по себе. Между священным и профанным как бы проходит линия разделения. Но рано или поздно мы должны узнать, что такое на самом деле христианство. И что нет такой части жизни, где Бога нет. Что бы мы ни делали, это всегда происходит в присутствии Божием.
«Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба?» — говорит Христос. И это относится особенно к служителям Церкви, которые являются домоправителями в доме Божием. Они поставлены Христом, их власть — от Христа. Их служение — раздавать чадам Божиим и рабам Божиим меру хлеба — слово Божие, молитву, таинства, в особенности евхаристию — в свое время, чтобы те не изнемогали от многих скорбей. В этом они должны явить себя верными и благоразумными. Верными своему Господу и верными своим пасомым. И мудрыми — ибо служители Божии должны отличаться рассудительностью и искусством, всегда различающими истину от лжи, знающими, что вечная жизнь присутствует в каждодневных наших трудах.
«Блажен раб, — говорит Господь, —
которого господин его, придя, найдет поступающим так». Тот раб, тот служитель Христов, который не проводит время в праздности, кто занят деланием духовным, — богослужением, проповедью, пастырским попечением. Господь говорит о Своем благодатном посещении этого раба среди его трудов, о его смертном часе и о Своем Втором и славном Пришествии.
«Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его», — говорит Господь. Служители Божии, получившие милость от Господа быть верными, сподобятся еще большей милости в день Господень. И ко всем Своим верным рабам обращается Христос:
«Не бойся, малое стадо, ибо Бог благоволил дать вам Царство».Никто не знает ни дня, ни часа, когда придет к нам Господь. Долгое путешествие Господина в этой притче — вся история Церкви от Вознесения Господня до Его Второго Пришествия. С самого начала Церковь не переставала ждать возвращения Господа, но с течением времени надежды многих ослабли. Сегодня мало кто говорит о Христе, и еще меньше — о Божественной внезапности Его прихода.
«Да и придет ли Он вообще?» — говорят иные. Но какое страшное наказание ждет тех, кто окажется предателями и неверными.
Неверный раб скажет в сердце своем:
«Не скоро придет господин мой». Нет большего заблуждения, чем думать, что у нас еще много времени. Господь сказал:
«Мне надлежит — а значит, и нам — делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9:4). О долготерпении Христовом «гнусные ругатели» говорят, будто медлит Господь, и от этого в уныние приходят слабые духом и воодушевляются враги Церкви. Решив, что Господь запаздывает, неверный раб злоупотребляет своей властью. Слово Божие замечает, что гонители народа Божия могут быть и в самой Церкви. Причем, не радея о деле Христовом, они могут предаваться распущенности. Мало того, что они не исполняют как должно своего служения, они роскошествуют и пьянствуют, и грубо обращаются с теми, кого они должны питать, бьют, как сказано, своих слуг и служанок.
«Смерть грешника люта», но особенно — для нечестивых служителей Церкви. Она внезапно придет к неверному рабу — «в час, в который он не думает». Господь по возвращении Своем «рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными». Он окажется во тьме кромешной, вне общения верных.
Господь говорит, насколько большим будет наказание для тех, кто знал свой долг и не исполнял его.
«Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше». Кто не знает волю своего господина и делает что-либо, достойное наказания, будет бит, потому что ему следовало знать свои обязанности лучше. Но он будет бит мало — его неведение делает его поступок извинительным — частично, но не полностью. А знание долга усугубляет наш грех. В этом случае наказание будет более суровым. Грех — вдвойне грех для того, кто лучше знал. Наше поражение вдвойне обличает нас, если у нас были все возможности для победы. Совершение греха вопреки знанию заповеди свидетельствует о презрении грешника к воле Божией.
Господь призывает всех к верности. Верность — это подлинная вера. Верность — это бодрствование, ибо ничто так не опасно, как ложная безопасность. Верность — это мужество. Верность — это любовь. Только подлинная любовь может все претерпеть, и не отчаиваться, что бы ни происходило. Полюбить на самом деле кого-то однажды — значит только ждать того часа, когда возлюбленный придет. Как открывает нам Апокалипсис:
«Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Апок. 22:20).***
Священник Димитрий БарицкийОтрывок, который мы только что услышали, содержит в себе одну из притч Иисуса Христа. Как и все слова Спасителя, эти также имеют несколько уровней смысла.
Для того, чтобы понять их так, как могли это сделать непосредственные слушателя Христа, то есть Его современники, необходимо вспомнить, что такое еврейский народ. Согласно Библии, это уникальная нация. Она была создана Богом специально для того, чтобы выполнить особую миссию. Именно евреи среди языческого безумия древнего мира должны были сохранить некогда утерянную человечеством веру в единого Творца. Для чего? Для того, чтобы однажды эта истинная вера смогла распространиться на всех людей и вернуть их к Богу. По представлениям евреев, это должно было произойти во время пришествия Великого Царя, Мессии. Пророки Израиля говорили, что когда Он придет, наступит великая радость. Причем не только для евреев, но и для всех людей. С другой стороны, пришествие Мессии будет сопровождаться не только ликованием, но и судом. Ведь всегда найдутся те, кто жил так, будто нет никакого Бога и Его Посланника. Игнорировал и закон, и людей. Творил разного рода беззакония и несправедливости. В тот день им придется за все это ответить. Каждому в ту меру, в какую он имел возможность жить по-человечески.
Иными словами, в этой притче Христос в очередной раз намекает ученикам и слушателям на то, что Он и есть Мессия. И Он пришел даровать человечеству, как радость, так и суд. Так и случилось. Те, кто вел подлинную духовную жизнь, смогли узнать в Нем Посланника Бога, в результате их жизнь качественно изменилась. Наполнилась более глубоким смыслом. Для тех же, чья религиозная жизнь сводилась к формальному исполнению ритуальных предписаний, увидели в Нем только нищего бродячего проповедника, Который как кость в горле, рушит все их планы. Они и распяли Его. А в результате получилось, что произвели суд над самими собой. Буквально через 30 лет после смерти Христа был разрушен Иерусалим, его главная святыня, Храм, а евреи рассеялись по всему миру. И это логично, ведь народ взбунтовался против Бога и не смог во всей полноте выполнить ту миссию, ради которой был Им создан.
Но не только в этом смысле можно понимать притчу Христа. Она обращена и к более поздним временам, к той Церкви, которую Он основал. На протяжении всего своего существования христиане верят, что Господь вернется. Но уже не как странствующий проповедник, а вернется как Царь, могущественный Владыка всего мироздания. И опять же, для кого-то это событие будет радостным и долгожданным, для кого-то – печальным, ведь они найдут только суд. Когда это произойдет, неизвестно. А потому вся история христианской Церкви – история напряженного ожидания. В ее сознании постоянно звучат слова Христа:
«бодрствуйте, ибо не знаете ни дня, ни часа, когда Я вернусь». От того Церковь всегда, каждый день и каждый час живет словно в последние времена, причем независимо от того, сколько еще продлится история человечества, год, столетие или миллион лет.
Наконец, эта притча обращена к каждому человеку лично. И действительно, по большему счету, какое мне дело, когда именно наступит конец света для всех, если мой персональный может наступить уже сейчас? Уже сейчас может вернуться Хозяин моей жизни и призвать меня к ответу. А ведь дано-то мне много! Мне даны все возможности жить так, как Он заповедовал в Своем Евангелии.
Дай же нам, Господи, оказаться благоразумными домоправителями своей жизни, чтобы Ты, когда придешь, нашел нас усердно исполняющими Твои заповеди.
ПРОПОВЕДЬ ДНЯ
О раздаянии меры хлеба(Лк.12:42–48)Протоиерей Вячеслав РезниковОднажды Господь рассказал притчу о рабах, которые в отсутствии хозяина честно бодрствовали, старательно выполняя порученные дела.
«Будьте же готовы, – обратился Он к слушателям, –
ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лк.12:40).
А тут Петр спросил:
«Господи! К нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем» (Лк.12:41)? Не знаем, что Петр рассчитывал услышать в ответ, но Господь сам задал встречный вопрос:
«Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими – раздавать им в свое время меру хлеба»?Этот вопрос остался без ответа. Но чувствуется, что в нем – вызов, обращенный ко всем. В ответ каждый должен бы встрепенуться и спросить:
«не я ли, Господи» (Мф.26:22)? И, наверное, каждому Господь ответил бы:
«ты сказал» (Мф.26:25). Потому что каждый и должен, и может быть не только верным рабом Божиим, но и верным Его домоправителем. Не только хозяин может одарить рабов богатством, но и рабы могут одарить его верностью и послушанием. И последнему рабу есть, что раздавать слугам Божиим «в свое время»:
«кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим.13:7).
И
«блажен раб тот, которого господин его, пришед, найдет поступающим так». «Блаженны те рабы, которых господин, пришед, найдет бодрствующими». И если даже каждого «найдет поступающим так», – каждого и поставит «над всем Своим имением»! И если всех «найдет бодрствующими», то «препояшется и посадит» всех, и «станет служить» каждому (Лк.12:37). Невозможное человеку – возможно Богу,
«когда Он придет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших».«Для сего и молимся всегда за вас, – пишет Апостол, –
чтобы Бог наш соделал вас достойными звания», «да прославится имя Господа Иисуса Христа в вас, и вы в Нем». И каждый – друг в друге, и каждый – во всем творении Божием, и все творение Божие – в каждом.
«По благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа».О противоестественном
(Кол.2:20–3:3)Протоиерей Вячеслав РезниковВ послании к Колоссянам Апостол пишет:
«Итак, если вы со Христом умерли»… А через несколько строк читаем:
«Итак, если вы воскресли со Христом»… И тут же снова:
«Ибо вы умерли»… Итак, живы мы или мертвы? Умерли или воскресли? И вообще: что для нас жизнь и что смерть? В мирском сознании они не терпят друг друга рядом. Или одно, или другое. Пусть еле теплится, но это – жизнь. Пусть героическая, достойная удивления, но это – смерть. Но для христианина, по слову Апостола,
«жизнь, или смерть… – все ваше» (1 Кор.3:22). Апостол и укоряет тех, кто как бы не до конца умер: «если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире», делаете нечто, не свойственное этому состоянию? И тех же людей он укоряет как бы в неполном воскресении:
«если вы воскресли со Христом», то и делайте то, что безусловно доказывает подлинность вашего воскресения. Заметим, что не говорит Апостол:
«если вы хотите умереть», или
«если вы хотите воскреснуть», но в обоих случаях утверждает:
«вы воскресли», или:
«вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге».Без смерти нельзя войти в жизнь. Господь однажды показал Царствие Божие еще не вкусившим смерти (Мф.17). И видим, что Петр, Иаков и Иоанн на Фаворской горе подобны щепкам, которые хотя и будешь силой погружать в воду, но вода все равно вытолкнет их по неумолимым законам природы.
Господь говорит:
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее». А идти за Христом, это значит – стать причастником и Его смерти, и Его жизни.
Но в чем же обрести точку опоры, какой помысел может помочь взять и перевернуть себя?.. Пожалуй, вот какой. Поскольку мы, по утверждению Апостола,
«умерли со Христом», действительно умерли, то значит: рабствовать стихиям мира, служить им или бояться их, даже до того, что
«не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся», – все это не просто ошибочно. Это для нас -невозможно и противоестественно. А искать
«горнего, где Христос сидит одесную Бога», – это не совет, не предложение, не очередные задачи. Потому что
«вы воскресли». Уже воскресли. Смерть уже побеждена. А значит не помышлять о горнем Отечестве, не искать его – тоже не просто недостаток, но – совершенное попрание своего христианского естества.
http://www.hram-troicy.prihod.ru/pravoslavnyjj_kalendar
Нет комментариев