Толкование на Деяния Святых Апостолов
Глава 7
"Речь Архидиакона Стефана (1–56). Его мученическая кончина (54–60)"
***
Деяния 7:35. Сего Моисея, которого они отвергли, сказав: кто тебя поставил начальником и судьею? сего Бог через Ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем.
Деяния 7:36. Сей вывел их, сотворив чудеса и знамения в земле Египетской, и в Чермном море, и в пустыне в продолжение сорока лет. Исход 7:11, 14.:
Деяния 7:37. Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте.
«Сего Моисея». Лжесвидетели говорили, что Стефан произносил хульные слова на Моисея (Деяния 6:11). Устраняя совершенно это обвинение, Стефан начинает далее в сильных чертах изображать величие сего Моисея, как избавителя, чудотворца, пророка, законодателя и посредника между Богом и народом, указывая при сем резкие черты непослушания народа Моисею и Богу, несмотря на величие Моисея. На это усиление речи указывают частые повторения выражений: сего Моисея, сей Моисей... (стихи 35, 36, 37, 38).
«Которого они отвергли» – именно, как начальника и судию, бывшего таковым для всего народа в силу последующего Божественного избрания. Этот факт грубого отвержения одним евреем вмешавшегося в его дело Моисея Стефан обобщает, относя к целому народу, в том смысле, что слова одного были как бы выражением неблагодарного и жестоковыйного настроения духа целого народа.
«Чрез Ангела», εν χειρί αγγέλου рукою Ангела, то есть, силою Ангела, укрепляющего, охраняющего, помогающего, силою Сына Божия, прообразованного Моисеем (Деяния 7:30).
Деяния 7:38. Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам,
Моисей представляется здесь «в собрании» – среди собрания народа – «в пустыне», у подошвы горы Синая, для принятия Закона Божия обращающимся с одной стороны «с Ангелом» и принимающим от него слова жизни, с другой стороны – «с отцами», то есть всем тогдашним народом еврейским, которому он и передает те живые слова.
«С Ангелом» – изречение Закона Моисею в книге Исход приписывается самому Иегове; Стефан же, вместе с LXX, приписывает его Ангелу, то есть, что Бог изрек и даровал Моисею Закон при посредстве Ангела или Ангелов (смотри примечание к Деяниям 7:53). Так же точно представляется дело, по-видимому, у Апостола Павла (послания к Галатам 3:19; к Евреям 2:2), а из светских толкователей древности – у Флавия (Археология XV, 5, 3). Возможно, что Стефан называет здесь Ангелом Самого Бога, как выше при призвании Моисея (Деяния 7:30).
«Живые слова» – опровержение клеветы на Стефана, что он не перестает говорить хульные слова на Закон (Деяния 6:13). Выражение означает великую живую силу Закона для нравственного устроения жизни, живую также в отношении неложности и благовременного исполнения как обетований, так и угроз, содержащихся в изречениях законодателя ( 1 послание апостола Петра 1:23; послание апостола Павла к Евреям 4:12; Второзаконие 32:47; послания апостола Павла к Римлянам 7:10, 12, 13; 1 Коринфянам 15:56).
Деяния 7:39. которому отцы наши не хотели быть послушными, но отринули его и обратились сердцами своими к Египту,
Отриновение Моисея и обращение сердцами к Египту состояло в подражании египетскому идолослужению и пристрастии к чувственным египетским удовольствиям (Числа 11 и другие; Числа 14; Исход 32).
Деяния 7:40. сказав Аарону: сделай нам богов, которые предшествовали бы нам; ибо с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что случилось.
«Ибо с Моисеем, который вывел нас», греческий и славянские тексты имеют здесь при слове Моисей презрительное выражение "сей»: о γάρ Μωσῆς οτος, «Моисею бо сему, иже изведе нас... не вемы, что бысть ему..».
(профессор Александр Павлович Лопухин)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев