Часть I. Святитель Игнатий (Брянчанинов)
V. ПУТЬ ТЕРНИЙ
"Скорби необходимы"
«Вижу, – заключает Святитель свои рассуждения о скорбях, как проявлении особой любви Господней, – Божие благодеяние к себе; исповедую дар свыше, за который я должен благодарить Бога более, нежели за всякое видимое мною в других земное, мнимое счастье. И это мнимое счастье, как ни низко (оно плотское!), – могло бы быть ещё завидным, если б было прочно и вечно. Но оно превратно, оно мгновенно, – и как терзаются при его изменах, при потере его, избалованные им. Оно непременно должно разрушиться, отняться неумолимою и неотвратимою смертию».
Все рассуждения святителя Игнатия о скорбях, особенно последнее, ведут к тому, что скорби надо и принимать, и переносить правильно. Всеведущий и Всеблагой Господь, избравший «тебя в число Своих, – учит Святитель, – попускает тебе различные скорби... Это благой знак – прими его с великодушием и верою. Когда осыпают ругательствами и стараются уловить тебя в чем словами, – помяни, что то же делали со Христом – и вкуси благодушно чашу чистительную». Скорби – это дар Божий, и не просто дар, а великий, «который даётся избранным рабам Божиим, предуготовленным к вечному блаженству», посему его подобает принимать с благоговением.
***
"Скорби есть дар Божий"
К скорби надо быть готовым – принимать её с покорностью и глубокой верой в Христа Спасителя. «Уготовьтесь на скорби, и скорби облегчатся». «Через мрачную, глубокую пропасть скорби, внезапно открывшуюся пред нами, перенеситесь на крыльях веры! Не испытывайте волн недоверчивою стопою размышления человеческого, идите смело по ним мужественными шагами веры – и обратятся под ногами вашими мягкие, влажные волны в твёрдые мраморные или гранитные плиты... Призывающий вас ходит по морю скорбей... Христос знаменует Своих печатью страданий!».
Переносить скорбь подобает с терпением и покорностью воле Божией. «Надо помнить, что претерпевый до конца, той спасен будет, и претерпеть всё встречающееся, причиною ли мы того или причина не от нас. Христос с тобою. Побеждай терпением и упованием на Бога все скорби и брани». Переноси скорби безропотно, без жалоб, помня, что вся наша земная жизнь «сплошное искушение. Когда так определено Богом, то мы должны с покорностью переносить скорби от постигающих нас искушений, вразумляться ими для дальнейшей нашей деятельности».
За посылаемые скорби должно благодарить Бога, славословить и просить только о том, чтобы Он «даровал покорность Ему и терпение». Преподобный Марк Подвижник советует при скорбях не искать виновников их – «откуда и через кого пришли» они, а заботиться о перенесении их с благодарением. «Великая мудрость и великий источник утешения, – размышляет Святитель, – благодарить Бога за все земные скорби, как ниспосылаемые нам самим Промыслом Божиим во спасение душ наших. Кого Господь любит, того наказует. Пожелай мне не забывать этого святого образа мыслей и не уклоняться от него по поводу различных самоооправданий, которые все – ложь и самообольщение, и слепота и гордыня».
Скорбей не надо бояться, ибо «они попускаются нам Промыслом Божиим, а Промысл Божий, попуская нам их, по существенной необходимости и пользе их для нас, неусыпно бдит над нами и хранит нас. Так врач для исцеления больного даёт ему горькие, отвратительные и мучительные лекарства и в то же время тщательно ухаживает за ним». Скорби были всегда «достоянием спасающихся, особливо же они свойственны нынешнему времени, когда человеки ослабели к совершению добродетелей. Итак, не малодушествуй, но в терпении и смирении предавай себя воле Божией и благодари Его Святый Промысл за всё, тебе посланное».
Как бы ни тяжела была скорбь, она соответствует крепости страдающего. Нужно только «облечься во всеоружие живой веры, вдыхающей в сердце твёрдость, мужество, смирение, покорность определениям Божиим». Бог один «знает, что нам полезно, и устраивает наши судьбы для вечных польз наших, попуская в здешней временной и кратчайшей жизни поскорбеть, соответственно нашим силам, дабы души наши не прилепились к земле, а постоянно отторгались от неё различными скорбями и обращались, теснимые отовсюду, к Господу Богу нашему».
(профессор Константин Ефимович Скурат)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев