ПОСТ
"Страсть гортанобесия"
Гортанобесие является одним из видов чревоугодия.
Гортанобесие – это то, когда мы едим то, что нам нравится, то,
что мы хотим, когда любим и вкушаем, к примеру, сласти в
безмерных количествах или, напротив, острые и соленые
блюда. То есть гортанобесие есть услаждение гортани каким-то
определенным вкусом.
Пропаганда всевозможных особенных рецептов по
телевидению, рестораны и кафе, лакомства, выпускаемые
пищевой промышленностью, домашние яства – все это
способствует развитию у современного человека страсти
гортанобесия.
Поварское искусство также направлено на это. Одних
только разновидностей яичниц известно около ста сорока.
Неужели неинтересно изжарить обычную яичницу? Или сварить
яйцо, как в простонародье делают, вкрутую или всмятку? Нет
же, напридумывали всяких способов: и яйцо, крутящееся в огне,
и вареное без скорлупы, и яйца-кокот, и по-французски, и
сколько еще разных способов, и не перечесть. Для чего? Для
того, чтобы усладить гортанобесного современного человека
различного рода вкушениями.
Старец Паисий Святогорец для того, чтобы отучить себя от
страсти гортанобесия, восемнадцать лет ел одну капусту. Для
того, чтобы испытывать к пище только одно отвращение. Я не
говорю, что вам надо делать это. Он монах, он преследовал
определенную цель. Но стремление к простой пище,
сознательное отсечение себя от всякого рода излишеств в
повседневной жизни (я не говорю про праздники, про особые
случаи) способствует тому, что человек преодолевает эту
страсть. Посему каждый должен назначить себе столько
воздерживаться, сколько требует брань его плотского
восстания, силы, возраст и здоровье тела.
***
"Нет пищи чистой и нечистой"
Во времена ветхозаветные израильскому народу было дано
от Господа понятие так называемой кошерности, или чистоты
(или нечистоты) пищи. И сегодня, дорогие братья и сестры, в
среде псевдоправославных христиан мы сталкиваемся с
явлением, когда поднимается вопрос о кошерности пищи, то есть о
явлении ритуальной чистоты или нечистоты пищи христиан.
Появляются в некоторых газетах смущающие многих из вас
перечни на тысячи продуктов и указывается, что вот этот
продукт можно покупать, а этот нельзя. Перечисляются и
фирмы-производители, и названия продуктов. Это вызывает
соблазн и искушение у многих православных.
Что же такое для нас с вами кошерность продукта? Важна
ли она для нас сейчас? Когда святый апостол Петр пошел
проповедовать язычникам, Господь послал ему видение, о
котором он сам рассказывал так: «Сходил некоторый сосуд, как
бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и
спустилось ко мне. Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел
четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц
небесных.
И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр,
заколи и ешь. Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или
нечистого никогда не входило в уста мои. И отвечал мне голос
вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
Это было трижды, и опять поднялось все на небо» (Деяния апостолов 11, 5–10).
Конечно, это видение апостолу было предуготовительным
для того, чтобы он не чуждался язычников и пошел на
проповедь к ним. Но это же видение и прямо говорит нам о
пище – что чисто все то, что Господь очищает через нашу
молитву. Да, у древних евреев существовал перечень чистых и
нечистых животных, он сохраняется у них и в наше время. Такой
же перечень есть и у мусульман, там тоже есть понятие
кошерности и правоверные мусульмане соблюдают эти
принципы.
Но для нас с вами, для православных христиан, с момента
пришествия в мир Спасителя известно, что ветхие явления
Господом отменены. Теперь все новое, новозаветное. И все, что
Господь освятил, того да не почитаем нечистым.
(протоиерей Сергий Филимонов)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев