(брак, семья, супружеская близость)
***
"Заключительная глава (вопросы – ответы)"
3. Является ли естественное зачатие порочным и греховны ли чувства физического (полового) влечения и удовлетворения?
Известное негативное отношение к естественному способу зачатия (называемому «унизительным зачатием», «зачатием в грехе» и тому подобное) и особенно к чувству, сопровождающему акт зачатия и называемому «чувственной похотью», обусловлено тем, что именно мужское семя и это чувство ошибочно принимались за источник (основание, причину) наследственной греховности, за корень греха и сам грех.
Однако, с появлением возможности искусственного зарождения (искусственного оплодотворения и клонирования), то есть зарождения вне похоти и семени такое мнение необходимо пересмотреть. Это обусловлено тем, что в противном случае будет необходимо признать отсутствие последствий первородного греха при клонировании, являющимся беспохотливым и бессеменным способом зарождения. А это, в свою очередь, противоречит словам святого апостола Павла о всеобщности распространения последствий первородного греха (послание апостола Павла к Римлянам 5:12, 18).
Естественное зачатие, а также чувства физического влечения и удовлетворения, в законном (освященном Церковью), браке не являются, сами по себе, ни порочными, ни греховными, ни постыдными. Это обусловлено следующими факторами:
● размножение благословлено Богом (Бытие 1:28; 9:1, 7), причем дважды Бог благословил людей размножаться уже после грехопадения прародителей в раю (Бытие 9:1, 7). В связи с этим, как очевидно, выполнение заповеди Божией не может являться личным грехом, то есть нарушением заповеди. Поэтому, как очевидно, выполнение заповеди Божией не может являться грехом, то есть нарушением заповеди (закона);
● в Библии ничего не говорится о нечистоте или греховности собственно данных чувств в законном браке. Кроме того, в некоторых местах Священного Писания воспевается искреннее чувство любовных ожиданий и влечений (Песни 1:1; 4:7, 10; 7:2–11), что обуславливает их непорочность и негреховность;
● в наставлениях и советах апостола Павла и святителя Иоанна Златоуста, касающихся супружеской жизни (приведены в разделе 2.2.1), по сути дела, говорится о супружеском удовлетворении природного (полового) инстинкта (для избежания «разжигания» страстей, толкающих на незаконное сожительство, являющееся большим грехом), а следовательно, и о негреховности чувства физического удовлетворения в законном браке. Апостол Павел, в частности, пишет: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно…» (послание апостола Павла к Евреям 13:4). В Великом Каноне святого Андрея Критского также говорится о негреховности брака и супружеского ложа (Песнь 9. Читается во вторник первой седмицы Великого Поста). Одно из постановлений Гангрского поместного собора запрещает порицать благочестивую жену, имеющую со своим мужем физическую близость (Правило 1).
● целомудрием брака и супружеских отношений. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие». Амвросий Медиоланский пишет, что одной из форм добродетели целомудрия является целомудрие супругов (Амвросий Медиоланский. О вдовах). По словам митрополита Сурожского Антония: «…целомудрие не в воздержании, не в отрицании плоти, а в том, чтобы в своей плоти увидеть святость и поделиться этой святыней с другим человеком».
(П. В. Добросельский)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев