Судья Гедеон
После смерти Деворы «сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки мадианитян на семь лет». С 1356 г. до Р.Х. мадианитяне вместе с амаликитянами и другими кочевыми племенами стали переходить Иордан и с востока нападать на лишённых помощи Божией израильтян. Они забирали
у евреев всё, что попадалось под руку, угоняли скот, отнимали продовольствие. Каждый год, как только созревали посевы, их дикая орда опустошала страну. Израильтяне обнищали и вынуждены были скрываться в горах и пещерах.
В скорбях евреи одумались и обратились к Богу. Господь вновь сжалился над Своим неверным и непостоянным народом и воздвиг судью, отважного воина Гедеона. Два брата Гедеона уже отдали свои жизни в борьбе с кочевниками, горел надеждой на избавление Израиля и Гедеон. Воин жил в городе Офре в уделе Манассии за Иорданом.
Однажды, когда Гедеон второпях молол пшеницу, опасаясь набега врагов, ему явился Господь в виде Ангела и приветствовал словами, отражавшими буквальный смысл происходящего: «Господь с тобою, муж сильный!» Слова незнакомца возбудили патриотические чувства Гедеона, и он с душевной скорбью ответил: «Если Господь с нами, то отчего постигло нас все это бедствие? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: из Египта вывел нас Господь? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки мадианитян». Тогда Гость сказал, что избирает его для спасения Израиля, и в подтверждение Своих слов сотворил чудо. Предложенные Ему козлёнок и опресноки были сожжены огнём, исшедшим из камня, и Он скрылся от глаз Гедеона. От великого благоговения Гедеон боялся умереть, ибо «видел Ангела Господня лицом к лицу». Он устроил на этом месте жертвенник и назвал его Яхве Шалом—Господь Мира. Получив повеление Господа, Гедеон приступил к делу. Прежде всего он вознамерился пробудить в народе дух истинной религиозности. По повелению Божию Гедеон с верными слугами ночью разрушил жертвенник Ваала и срубил дерево, посвящённое Астарте. Изрубив его на дрова, Гедеон принёс жертву Господу. Утром израильтяне обнаружили поругание «святыни» и собрались побить Гедеона камнями. Но отец Гедеона мудрым словом остановил и вразумил соотечественников: «Вам ли вступаться за Ваала, вам ли защищать его?.. если он Бог, то пусть сам вступится за себя». После этого народ стал называть Гедеона Иероваалом—противоборцем Ваалу. Поступок Гедеона скоро стал известен всему народу и убедил многих в бессилии языческих богов. Имя Гедеона было у всех на устах — и он стал собирать войско. Откликнулись колена Манассии, Асира, Неффалима, Завулона, и собралось 32 тыс. воинов. Между тем мадианитяне уже вторглись в страну и остановились в Езреельской долине войском в 135 тыс. человек.
Прежде чем вступить в столь неравный бой, Гедеон обратился к Господу. Он расстелил на земле руно из овечьей шерсти и просил, чтобы Господь в знак благоволения битве послал росу только на руно, оставив землю сухой. Наутро так и было. Чтобы окончательно увериться, Гедеон вновь просил Господа: «Не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса». Господь так и сделал — Гедеон полностью убедился, что Господь благословляет начать сражение. Чудесное сошествие росы сначала на руно, а затем на землю прообразовало, с одной стороны, сошествие Святого Духа на Деву Марию, Воплощение Спасителя и орошение благодатью Божией народов земли, с другой — средоточие откровения Божия сначала в народе израильском, а затем распространение благодати во всей новозаветной Церкви (причём сами израильтяне оказались отпавшими от этой благодати).
«И сказал Господь Гедеону: народа с тобою слишком много, не могу Я предать мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: Моя рука спасла меня». Гедеон отпустил робких и боязливых — осталось 10 тыс. евреев, но и этих воинов Господу всё ещё было много. Бог повелел Гедеону вести изнемогавших от жажды воинов к воде и там отделить для сражения тех, кто был более терпелив и пил, черпая воду ладонью. Прочие, кинувшиеся к воде и пившие ртом, были отпущены. Осталось 300 самых отважных воинов, такой отряд мог победить исключительно с помощью Божией. Чтобы вдохновить Гедеона, Господь повелел ему пробраться вечером в стан врага: «И услышишь, что говорят, и тогда укрепятся руки твои». Стан кочевников полнился слухами о том, что Господь предал всё их войско в руки Гедеона.
Побывав в неприятельском лагере, Гедеон вернулся к своим воинам весьма ободренным. Подобно Аврааму, малым войском поразившему месопотамских царей и спасшему Лота, он разделил отряд на три группы. Каждый воин имел в руках трубу и светильник, спрятанный в кувшине. Ночью израильтяне окружили лагерь, внезапно разбили кувшины, затрубили в трубы и громко закричали: «Меч Господа и Гедеона!» Разбуженные криком и трубами и видя множество огней, кочевники посчитали себя окружёнными огромным войском. Лагерь пришёл в страшное смятение, кочевники стали поражать друг друга и обратились в беспорядочное бегство за Иордан.
Совместно с воинами других колен Гедеон преследовал врагов и уничтожил значительную часть войска. На переправе кочевников встретило подоспевшее колено Ефремово, подвергшее их ещё большему разгрому. Были убиты два мадиамских царя Орив и Зив. Гедеон преследовал врагов за Иорданом и нанёс им окончательное поражение, захватив ещё двух царей — Зевея и Салмана. Они оказались убийцами братьев Гедеона. Судья их казнил, исполнив Моисеев закон мести.
Разгромив врага, Гедеон был вынужден оправдываться перед коленом Ефрема в том, что не призвал его славных воинов с самого начала (ефремляне имели на своей территории скинию и считали себя главенствующим коленом). А жителей городов Сокхофа и Пенуэла Гедеону пришлось жестоко наказать за то, что те не дали даже хлеба его утомлённым воинам, преследовавшим Зевея и Салмана.
Благодарные израильтяне предложили Гедеону стать их царём: "Владей нами ты и сын твой и сын сына твоего, ибо ты спас нас из руки мадианитян». С благоговением относясь к теократическому началу, установленному Господом на Синае, храбрый освободитель страны смиренно отказался: «Ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами». Не обладая полной и наследственной властью, Гедеон мудро управлял народом как судья и доставил мир Израилю на сорок лет.
Незаконное царствование Авимелеха. Гедеон был судьёй Израиля, и Дух Божий был на нём, но он жил задолго до того, как человечество было освящено Воплощением Божиим. Гедеон имел множество жён и наложниц, много сыновей. Его сын от хананейской наложницы Авимелех решил по смерти отца воспользоваться предложенным Гедеону царствованием над Израилем. Он нашёл себе сообщников, пришёл в город отца Офру, убил всех своих братьев, кроме Иофама и воцарился над несколькими городами. Его правление продолжалось всего три года. Разумные речи спасшегося Иофама о незаконности царствования Авимелеха возымели действие, и евреи восстали против самозванца.
Авимелех учинил расправу над восставшими жителями города Сихем, уцелевшие горожане заперлись в башне капища Ваала и были безжалостно сожжены (обгорелые останки этой башни, возведённой в конце XIV в. до Р.Х., обнаружены археологами в 1926 г.). Когда Авимелех подавлял мятеж в городе Тевец и вознамерился сжечь запершихся в городской башне непокорных, «женщина бросила обломок жернова на голову Авимелеху и проломила ему череп». Стыдясь умереть от женской руки, несчастный просил оруженосца умертвить его.
Так бесславно окончилась попытка самовольного основания царской власти в израильском государстве без благословения Божия.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев