Переселение Иакова в Египет. Смерть Иакова и Иосифа
Получив благословение Божие на переселение, на 130-м году жизни патриарх Иаков со всем своим родом (около семидесяти мужчин, а вместе женщинами, детьми, слугами и домочадцами — более тысячи человек) покинул Вирсавию и отправился в Египет — землю Хамову. Это было в 1824г. до Р.Х.
Услышав о приближении отца, Иосиф помчался навстречу. Он пал на шею отца и долго плакал. Взволнованный отец с молитвенным вдохновением произнёс: «Умру я теперь, увидев лице твое, ибо ты еще жив». Патриарх Иаков прожил ещё семнадцать лет, всё более отрешаясь от земной жизни и восходя к тому состоянию духовного видения, с высоты которого произнёс перед смертью свои знаменательные пророчества.
Незадолго до кончины Иаков созвал сыновей. Вначале он пожелал благословить потомство Иосифа. Иосиф поставил своего старшего сына по правую руку Иакова, а младшего - по левую. Но Иаков сложил руки крестообразно и благословил Ефрема как старшего, а Манассию как младшего, обещая, что его торжественное благословение низведёт на них столь великие блага, что станет в Израиле образцом благословения детей. Старец, некогда получивший по промыслу Божию преимущество перед старшим братом Исавом, теперь по внушению Божественному сам отдаёт предпочтение младшему Ефрему. Желая уравнять права детей Иосифа с правами собственных детей, он усыновляет внуков (колено Иосифа стало подразделяться на два—Ефрема и Манассии). Делая их полноправными патриархами, он тем самым возвышает Иосифа и предупреждает возможные споры о принадлежности своей семье внуков, рождённых от дочери египетского жреца. Благословение и преподание благодатных даров возложением рук вошло с тех пор в традицию сначала ветхозаветной, а затем и новозаветной Церкви. Сложение рук крестообразно патриархом Иаковом предобразило Крест Христов. Иаков лишил первородства Рувима, тяжко оскорбившего отца, и его колено в дальнейшей истории израильского народа никогда не играло сколько - нибудь значительной роли. Не получили первородства Симеон и Левий, устроившие резню в Сихеме, их потомкам было предречено рассеяние среди других колен. Численность потомков Симеона и Левия быстро сократилась, они примкнули к другим коленам и лишились самостоятельности. Но со временем за искреннюю преданность Богу колено Левии сподобилось милости Господа, сменившего проклятие рассеяния на благословение. Левиино колено стало избранным коленом священнослужителей, в каждом колене израильского народа были свои служители Бога из потомков Левии. Право первородства было отдано следующему по старшинству Иуде. Иаков предсказал ему царственное господство над другими коленами: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель». Скипетр — символ царской власти, и действительно все цари израильские до самого пришествия Христа были из Иудина колена — наиболее могущественного и прославленного в истории еврейского народа, а сам народ впоследствии стал именоваться иудейским. Благословение, данное Иуде, таинственно предзнаменовывает воскресение Спасителя. «Лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?» Кто властен разбудить его? Как лев страшен и спящий, так смерть Христа была страшна диаволу и самой смерти. Вопрос без ответа указывает на могущество Спасителя, самовластно
воскресшего из мёртвых.
Благословив сыновей, Иаков возлёг на постель «и скончался, и приложился к народу своему». Тело его набальзамировали и схоронили по завещанию в земле обетованной, рядом с Авраамом и Исааком. Иосиф прожил ещё 54 года и скончался в 1753 г. до Р.Х. в возрасте 110 лет. Долголетие к тому времени становилось всё более редким явлением. Умирая, он завещал с возвращением израильтян в обетованную землю перенести и сво ̧ набальзамированное тело, что впоследствии было свято исполнено Моисеем.
Чистота, незлобие и любовь Иосифа к людям освящали всю жизнь этого великого патриарха, носившего Бога в своём сердце. Церковью он наречён Иосифом Праведным, о нём повествуется в Церкви в неделю страстей Христовых, ведь вся его жизнь — прообраз страданий Спасителя. Иосиф был любимым сыном патриарха Иакова, а Христос—возлюбленным Сыном Бога Отца. Иосифа невзлюбили от зависти братья, а Христа — первосвященники и книжники, считавшие себя хранителями Его Закона. Иосифа за сребреники продали братья, а Христа предал близкий ученик. Безвинно страдая в темнице, Иосиф предсказал одному узнику славное освобождение, другому—смерть, а Христос, страдая на кресте за грехи мира, обещал одному разбойнику рай за его покаяние, другой же — по своей нераскаянности унаследовал ад. Иосиф вышел из темницы и достиг вершин славы, а Христос воскрес из гроба и воссел в славе одесную Бога Отца. Иосиф спас от голодной смерти и привлёк к себе свой род, сделав его на многие годы благоденствующим, а Христос спасает верующих в Него от вечной смерти, привлекает в Царство Небесное и дарует блаженство на вечные времена. Иосиф простил продавших его братьев и спас их от смерти, даровав хлеб, а Христос простил распявшее Его человечество, дал ему возможность спастись, подавая Хлеб та\u001aинственный в святом Причастии.
***
Со смертью Иосифа завершился патриархальный период ветхозаветной истории. Возвышенной и высоконазидательной жизнью своих представителей этот период явил прообразовательное зеркало, в котором явственно различаются грядущие события Нового Завета. Зачатие от Духа Святого предображено в чудесном зачатии неплодных Сарры, Ревекки и Рахили; соединение неба и земли через воплощение Сына Божия — в лестнице Иакова; Христовы страдания, понесённые от богоизбранного народа, — в необычайной судьбе Иосифа; крестная смерть и воскресение — в жертвоприношении Авраамом Исаака; вечное, не от мира сего, священство Спасителя—в Мелхиседеке; смена ветхозаветной порабощённости букве Закона новозаветной свободой духа — в участи сыновей Авраама: сын рабыни Измаил с необходимостью уступил первородство сыну свободной Исааку; утрата иудеями благодати за богоотступничество и восприятие её язычниками за веру — в благословении Иакова, более достойного по духу (вместо Исава, первородного по плоти).
Главный смысл ветхозаветных событий состоит в постепенной подготовке человечества к принятию учения Спасителя, к восприятию Божественной благодати Нового Завета. Для этой важной цели и устроена Божественным Промыслом их прообразовательность, с одной стороны послужившая прекрасным воспитанием, с другой — изобразившая на понятных примерах превышающие человеческий разум откровения и события Нового Завета. В Иисусе Христе, Его жизни, учении и жертве человечество должно было узнать того самого Спасителя, которого Творец обещал воздвигнуть Адаму, Аврааму, Исааку, Иакову — Первообраз всех прообразов, главную и окончательную цель нашей жизни.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1