*******************************************************************************
Мистическая фантазия, родившаяся в воображении Гоголя и воплощенная на экране одним из самых «сказочных» кинорежиссеров Александром Птушко (художественный руководитель постановки и разработчик трюков), ничуть не устарела, не потеряла своей яркости и вовсе не спроста называется фильмом ужасов. И бурсаку Хоме Бруту — как и нам с вами — придется натерпеться страху, пока гуляет в украинской ночи неугомонная нечисть…
В фильме снимались:
Леонид Куравлёв, Наталья Варлей, Алексей Глазырин, Николай Кутузов, Вадим Захарченко, Петр Вескляров, Владимир Сальников, Дмитрий Капка, Степан Шкурат, Георгий Сочевко, Николай Яковченко, Николай Панасьев
Режиссеры: Константин Ершов, Георгий Кропачёв
Сценаристы: Константин Ершов, Георгий Кропачёв, Александр Птушко
Операторы: Виктор Пищальников, Фёдор Проворов, Борис Травкин
Композитор: Карэн Хачатурян
Художник: Николай Маркин
Премьера фильма состоялась 27 ноября 1967 года
История семинариста Хомы Брута (Леонид Куравлев) и ведьмы (Наталья Варлей) всегда считалась одним из самых страшных произведений русской литературы, и именно такой она и предстала на экране. Семинарист Хома вынужден читать отходную молитву по панночке, которая оборачивается ведьмой. Нечистая сила атакует храм, в котором по ночам выполняет свои обязанности Хома, устраивает шабаш и, наконец, истребляет бедного бурсака.
Фильм насквозь пронизан ощущением страха, леденящего ужаса, который испытывал Хома, и это ощущение передавалось зрителю. Панночка оживает и зовет Хому к себе, гроб с ведьмой взмывает в воздух, несчастного бурсака окружает нечистая сила всех мастей… Чувствуется, что художник фильма пересмотрел множество гравюр XIX века с изображением призраков. А сам Вий — жуткое чудовище с опущенными гигантскими веками — получился страшным и очень натуральным.
Его свита из карликов, чертей и всяческих уродцев выглядела так, как будто фильмы ужасов создавались в СССР постоянно — все было снято с большим мастерством, фильм отличался высококачественными спецэффектами.
Многие поклонники этой ленты уверены, что через несколько лет после выхода на экраны фильм попал в орбиту действия неких магических сил. Имели место даже попытки обобщить удивительные истории, связанные с экранной жизнью ленты. Например, однажды фильм решили показать отдыхающим на одном из морских лайнеров.
Как только заработал кинопроектор, двигатель судна остановился. Сеанс сразу же прервали. Когда двигатель заработал, решили возобновить показ, но на этот раз в небе разразилась гроза. С тех пор «Вия» не показывали отдыхающим.
Вий — в украинской демонологии грозный старик с бровями и веками до самой земли. Вий не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни.
В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе — о том, что от плохого взгляда все гибнет или портится.
В одной из сказок встречается упоминание о том, что Кащею Бессмертному поднимают веки семью вилами. Это указывает на его родство с Вием.
Существует два предположения о происхождении имени Вия: первое — украинское слово «вії»(укр.) (произносится — «вийи»), что в переводе с современного украинского языка — «ресницы», т.е. слово, имеющее отношение к векам этого персонажа, и второе — со словом «виться», т.к. образ Вия напоминает какое-то растение: ноги его овиты корнями и весь он покрыт засохшими кусками земли.
Есть и ещё одно пояснение, кто такой Вий.
Вий — царь подземного мира, брат Дыя. Воевода Чернобога. В мирное время он тюремщик в Пекле. Он держит в руке огненный бич которым потчует грешников. У него смертоносный взгляд который скрыт под огромными веками или ресницами. Человек, не выдерживавший взгляда Вия, умирал.
Первый советский ужастик «Вий» снимали в 1967 году, с приключениями. Артистам казалось, что злые чары упырей распространялись даже за пределы съемочной площадки… В выстроенную на «Мосфильме» церковь рабочие старались лишний раз не заходить. Между тем в советском триллере пролилась лишь одна капля крови: ведьма-панночка, пугая философа, пустила кровавую слезу.
Картина была еще «в запуске», а ее уже купили девять стран мира. В советском прокате фильм занял символическое 13-е место.
Существуют легенды, что фильм обладая особым, мистическим флёром, странным, по большей части негативным, образом сказался на судьбах своих создателей. Актёры, в частности Наталья Варлей, всячески то отрицают это, то подтверждают.
В 1970-х фильм был закуплен для зарубежного проката: в США (под прокатным названием «Viy or Spirit of Evil»), Аргентине (под прокатным названием «Viy, espíritu del mal»), Финляндии (под прокатным названием «Velho») и Франции (под прокатным названием «Vij»).
До этого повесть Гоголя экранизировалась в России дважды: в 1909 году Василий Гончаров снял немой короткометражный фильм, а в 1916 году Владислав Старевич создал полнометражную картину. Обе работы, к сожалению, не сохранились до наших дней.
Идея экранизации „Вия“ принадлежит известному советскому режиссёру, на тот момент директору киностудии Мосфильм, Ивану Пырьеву. Лишь по причине острой нехватки времени он предложил снять картину двум учащимся Высших режиссёрских курсов Союза кинематографистов СССР Георгию Кропачёву и Константину Ершову.
Съемки фильма производились в Богородчанском районе Ивано-Франковской области. Массовку- бурсаков-семинаристов — набирали в Чернигове.
Все сцены провода семинаристов на каникулы в начале фильма снимались в Чернигове – на территории Елецкого монастыря,а также возле Екатерининской церкви.
— Труднее всего было найти хату, крытую снопами соломы, — вспоминает художник фильма Николай Маркин. — Траву везде уже косили комбайнами. По нашей просьбе отыскали в дальнеей деревне мастера, который сжал поле серпом вручную, по-особому уложил снопы на крышу хаты.
Однако отснятый на натуре материал разочаровал руководство Мосфильма, оказавшись „слишком реалистическим“. Так к работе было решено привлечь известного режиссёра кино-сказочника Александра Птушко. В результате много материала, отснятого Ершовым и Кропачёвым, было вырезано, ряд идей так и остались невоплощёнными. Изменён был и облик главного чудовища фильма — Вия. Ряд сцен был переосмыслен и переснят заново.
Неугомонный Птушко заразил своей энергией всю съемочную группу. Декорации делали сразу в нескольких павильонах. Полгода рабочих «Мосфильма» пугала затянутая паутиной мрачная церковь.
В фильме есть эпизод, когда несметное количество чудовищ влетает в храм: падают на землю иконы, летят вниз разбитые стекла, двери срываются с петель… Тут же должна падать огромная люстра — паникадило. Бутафоры не поленились и на основание люстры понавешали множество мешочков с пылью. Когда паникадило грохнулось об пол церкви, все на мгновение онемели: в поднявшемся столбе пыли казалось, что раздался взрыв…
На съемках «Вия» сожгли несколько центнеров свечей. Воск был дорогой. Приходилось в специальных церковных мастерских Загорска заказывать толстущие свечи, состоящие из воска и стеарина. Вурдалаки, упыри, мертвецы, вышедшие из могил, рождались в мастерской пластического грима.
Над масками оборотней работала талантливая художница Сарра Мокиль.
— Она способна была творить чудеса, — вспоминает помощник режиссера Тариэл Габидзшвили. — Лукич обязательно брал ее для работы во все снимаемые им картины.
Из сотни эскизов Птушко отобрал самые фантастические. Так в фильме появились упыри с тремя вывороченными носами, вислоухие вампиры, вурдалаки с губами в половину лица… Советская кинонечисть, по замыслу режиссера, должна была отличаться не только «симпатичными» лицами, но и размерами. Для контраста с «рослой нечистью» Птушко собрал со всей Москвы карликов.
Кривоногие, с большими, искусственно удлиненными головами, они должны были олицетворять собой исчадия ада. Все выходцы с того света были загримированы так, что казались абсолютно лысыми и голыми.
Вампиров и упырей мазали разноцветным гримом: одни имели синюшный оттенок, другие — серовато-черный… «Хома слышал, как нечистая сила металась вокруг него, чуть не зацепляя его концами крыл и отвратительных хвостов». Наверное, ведьма-Панночка порядочно грехов наделала, раз за нее так нечистая сила стояла.
Знаменитые полеты панночки в гробу, которые пугали целые поколения советских детей, появились благодаря тому, что под куполом павильона крепился сложный механизм. Все гробы были черного цвета, как у Гоголя. Гроб №1 считался основным – в нем лежала умершая панночка. Летал по церкви с закрытой крышкой гроб №2 – именно он по сценарию никак не мог пробить очерченный философом магический круг.
Этот гроб метался в кадре порожняком и был совсем маленьким. Двигали гроб вручную – при помощи веревок. Гроб №3 был подвешен на шести металлических струнах к потолку. Именно в нем ведьма летала по церкви, стоя во весь рост. В основание гроба был вмонтирован металлический штырь-кронштейн, к которому актрису пристегивали монтажным поясом. За спиной, под балахоном, у нее была закреплена надежная опора.
Прежде чем пустить Наталью Варлей в «свободный полет», в необычном гробу перелетала чуть ли не вся съемочная группа. Например, помощник режиссера, весивший около ста килограммов, тоже проверял конструкцию на прочность. На большой высоте он раскачивал гроб и даже прыгал в нем…
Александра Завьялова, первая исполнительница роли панночки, тяжело заболела сразу же после начала съемок (По другой версии, будущий муж Завьяловой, режиссёр Резо Эсадзе потребовал, чтоб она отказалась от роли), и на роль эту пригласили Наталью Варлей.
К тому же режиссер Александр Птушко был под впечатлением от комедии Гайдая «Кавказская пленница» (История создания фильма). Посмотрев в кадре, как лихо Наталья Варлей спускается из окна дачи товарища Саахова на веревке над горной рекой, он понял, что наконец-то нашел «свою» панночку. Совпадением было и то обстоятельство, что новоявленная «ведьма» – Наталья Варлей – родом была из румынского города Констанца. А Трансильвания издавна считалась родиной колдунов и вампиров.
Сниматься в роли Панночки Наталья согласилась… из любопытства. Что для юной девчонки были тогда полеты в гробу под куполом церкви! Ну и пусть с тебя снимают мерку для гроба. Жизнь казалась беспечной и прекрасной. Наташа играла в театре, была секретарем комсомольской организации.
Наталью в кадре ставили на специальный вибратор, чтобы создалось впечатление, что она трясется от злости; накладывали тусклый грим, как будто она зеленеет от злости; подсвечивали глаза, чтобы они светились изнутри сатанинским огнем… А молодая актриса, не желавшая терять напрасно время, пока на площадке устанавливали свет, лежа в гробу, читала конспекты и учебники.
Но однажды во время съемок Наташа… выпала из гроба, который на большой скорости несся по кругу. Как в калейдоскопе, мигали свечи, мелькали бревна церкви… Наташа потеряла равновесие. Травма была неизбежной, актриса летела с высоты вниз головой. Пан философ — Леонид Куравлев, не имея опыта страховки, каким-то чудом поймал Наташу при самом приземлении на дощатый пол церкви. Вся съемочная группа ахнула…
Слух о роковом падении «спортсменки-комсомолки» перерос в домысел, что актриса погибла… Об этом говорила тогда вся страна. Оказывается, воздушная гимнастка ужасно боялась высоты… Какая же сила воли должна была быть у этой хрупкой девушки, чтобы каждый раз вставать в гробу под потолком церкви…
Мы восхищаемся ее красавицей-ведьмой, а сама Наталья считает, что образ в «Вие» ей не удался, мол, упор делался только на внешнее, эффектное…
Исполнитель главной мужской роли Леонид Куравлев появился в картине вполне закономерно. После фильма Василия Шукшина «Живет такой парень», где Леонид Куравлев сыграл обаятельного шофера Пашу Колокольникова, ему не могли не предложить роль философа Хомы Брута. С семинаристской стрижкой «под горшок» Куравлеву ходить в жизни не понадобилось.
Вся бурсацкая вольница в фильме была одета в парики. Зато артисту пришлось заучивать молитвы и украинские песни. (По другой версии первоначально предполагалось, что роль эта достанется Михаилу Кокшенову, однако по ряду причин тот не смог принять участие в съемках. По ещё одной версии — на роль Хомы приглашали Вячеслава Невинного).
Гоголь, оставивший миру несколько томов великолепных произведений, на протяжении всей жизни продолжал оставаться девственником. Пытаясь обуздать страсти и побороть страхи, Николай Васильевич вывел аксиому: женщина — «красиво окрашенное естественное зло», поэтому никем, кроме как ведьмой, и быть не может. Гоголь все время ходил, словно по лезвию ножа, между Богом и дьяволом, пытался заглянуть в бездну. Конец Гоголя был страшен — он сошел с ума.
Спустя годы умудренная жизненным опытом Наталья Варлей сожалела, что снялась в роли ведьмы: «Это был страшный грех. Я теперь с ужасом думаю, как могла решиться лечь в гроб…» После выхода фильма в ее жизни стало происходить нечто страшное. Одна беда наступала на пятки другой. Наталья поняла, что такие роли, как Панночка в фильме «Вий», даром не проходят…
Как тут не вспомнить блокбастер Уильяма Фридкина «Экзорцист» («Изгоняющий дьявола»). После съемок исполнительница главной роли Линда Блэр, сыгравшая ведьму, попала в больницу с серьезным психическим расстройством. Видно, нельзя всерьез заигрывать с дьяволом.
Оборотни в фильме у Птушко удивительным образом лазили по вертикальной стене.
— Снимал этот трюк опытнейший оператор Федор Проворов, — рассказывает художник фильма. — Из толстых досок была сколочена «стена». Макет ставили под углом к полу и снимали вампиров, сползающих по наклонной плоскости, сверху: над съемочной площадкой зависал кран с оператором и режиссером. Получалось, что упыри, цепляясь когтями рук и ног, лезли прямо по вертикальной стене.
Нечистая сила была представлена в «Вие» и своеобразным животным миром: например, в картине работала «бригада» черных кошек. Девять подросших черных котят достались съемочной группе в наследство от картины «Черный чертенок», где главного четвероногого героя играли сразу девять дублеров. Эти же кошки работали у Гайдая в «Бриллиантовой руке» (История создания фильма) и в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» (История создания фильма). Мало того, что в «Вие» черные коты выскакивали из-под ног бедного философа Хомы в самый неподходящий момент, на кошек надевали еще и специальные шапочки-капоры с рожками. Их пускали прыгать с возвышения, и в прыжке снимали на стене их тени.
Для изображения всякой нечисти режиссер с оператором пробовали снимать в увеличенном виде насекомых – богомолов, жуков-носорогов, пауков… Но остановились все-таки на близких к мистическим субстанциям летучих мышах, воронах и филинах. Всю живность поставлял для съемок известный на «Мосфильме» дрессировщик и постановщик трюковых сцен с животными Тариэл Габидзшвили.
В «Вие» было задействовано около 50 ворон. Ловили их тут же, на «Мосфильме», во дворе. Выкладывали в старом сарае приманку, несколько дней не подходили, чтобы не спугнуть хитрых птиц. Попавших в силки пленниц забирали только ночью, чтобы не вызвать подозрение у остальных вольных ворон. На съемочной площадке давали команду, и черные птицы с шумом выпархивали из раскрывающихся с треском окон церкви. Бывало, дрессировщик кричал режиссеру Александру Птушко: «Лукич, вороны кончились». Он объявлял перерыв, киношники тушили свет и лезли с фонариками на колосники снимать птиц, а павильоны были огромные – до 16 метров в высоту.
Были у Александра Птушко и любимые животные, которые кочевали с ним из фильма в фильм. Обожал он, например, собаку Мишку. Дрессировщик Тариэл Варламович привез пса еще из армии. Мишка был настоящий собачий звукоимитатор. Мог рычать, как настоящий медведь, выть по-волчьи. В «Вие» он отчаянно «оплакивал» во дворе умершую панночку.
Но больше всего хлопот доставил съемочной группе сам Вий — мистический повелитель темных сил. Его тяжелый костюм был сделан главным образом из мешковины, обработанной разными смолами, и актеру (профессиональному штангисту!) было очень трудно передвигаться.
Петух, кукарекающий в фильме, ранее был задействован Птушко при съёмках фильма «Сказка о царе Салтане».
В музыке для фильма, написаной Кареном Хачатуряном, звучат цитаты из произведения Модеста Мусоргского «Ночь на Лысой горе».
После событий 1968 года в Чехословакии в СССР всерьез заговорили о растлевающем влиянии Голливуда на молодых режиссеров и в качестве яркого примера подражания американским образцам в первую очередь называли «Вия». Не помог даже мировой авторитет Птушко, по фильмам которого уже тогда учились спецэффектам голливудские режиссеры, в частности, молодой Стивен Спилберг.
«Вий» мог и далее давать Госкино большие прибыли, так как интерес к жанровому кинематографу всегда был поистине огромен, но идеологические догмы взяли верх. Фильм разругали и надолго убрали из проката. Многие идеологи возмущались, как накануне 50-летия Октябрьской революции могла выйти на экраны такая безыдейная лента.
Однако в эпоху Горбачева «Вий» все же вернулся. Он был восстановлен и вновь выпущен на экраны лишь в 1988 году. Реставрированный фильм сделал большие кассовые сборы, словно только что был снят. Выяснилось, что сотни тысяч зрителей помнили о своих первых зрительских впечатлениях и долгие годы ждали возвращения любимой картины на экран. https://ok.ru/group54994669928462/topic/156514773927182 https://www.liveinternet.ru/users/lisa-snezhok/post444866926/ https://www.kinopoisk.ru/film/45771/?utm_referrer=yandex.kz
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1