История одной из крупнейших морских катастроф в истории человечества. За нее кинематографисты брались не раз - начиная с 1912 года было сделано больше десятка экранизаций. И ни у одной не получилось превзойти версию Джеймса Кэмерона, о которой знают даже далекие от искусства люди.
Сюжет, наверное, знаком почти всем - знаменитый Титаник покидает гавань и отправляется в плавание. На корабле находятся несколько тысяч пассажиров, и среди них неожиданно находят друг друга бедный художник Джек и дочь обедневшего аристократа Роза. Им суждено полюбить друг друга, но возможное счастье буквально разбивается: через несколько дней их разлучит столкновение лайнера с айсбергом.
Успех ленты можно разбить на крупные слагаемые. У Кэмерона был огромный бюджет - и он сработал на благо: фактически была воссоздана вся история и предыстория гибели лайнера. С пугающей подчас монументальностью и тщательностью - интерьеры, палубы, каюты, угольный цех, страшный треск расколовшегося надвое корпуса и само крушение, шлюпки, царящий вокруг хаос среди холодных вод Атлантики. И все это - лишь часть, которая была бы немыслима без остального - самой истории.
В ней умело сплавлены рассказ о гибели тысячи людей и рассказ о любви - и невозможно с точностью сказать, что здесь больше и ценнее. Это выбор как нельзя более верный. Любовь была и останется одним из мощнейших катализаторов сюжета, а катастрофичность и эсхатологичность - тем, что притягивает жадные человеческие взгляды. Ведь нет ничего интересней конца света в миниатюре, да еще такой объемной, стереоскопической, почти настоящей.
Линия Розы и Джека развивается по законам хорошей драмы: социальные антиподы друг друга, они излучают мощное притяжение и в отведенное им время обретают вкус к жизни и свободе - главным образом это касается Розы. Это преображение заставляет испытать восхищение тогда еще восходящим талантом Кейт Уинслет. И вот уже героиня всерьез намеревается бежать с художником, у которого за душой ровно ничего, - бежать, разорвав ненавистную помолвку. Юные романтики и в самом деле сбежали бы. Однако трагический механизм уже запущен.
Напряженность, которая и до рокового момента была неслабой, только нарастает. Герои до последнего проживают прекрасные счастливые моменты - и эта эмоциональная температура спорит с той, что заставляет плавиться уголь в нижних отсеках лайнера. Поэтично настроенный зритель наверняка запомнит знаменитую любовную сцену в машинном отделении - сколько раз она служила источником вдохновения для многих художников?
Кэмерон поддерживает эту температуру и после того, как крушение произошло. Диалог умирающего героя ДиКаприо и Розы, происходящий в ледяной воде, делает честь и постановщику, и обоим актерам. Но это частная и одновременно масштабная история - с отличной прорисовкой деталей. Этому помогают второстепенные персонажи - капитан, закрывающийся в каюте, чтобы погибнуть с кораблем, пожилая супружеская пара, укладывающаяся в постель, чтобы вместе встретить конец, оставшиеся на палубе играющие музыканты, мужчина, переодевшийся женщиной ради места в шлюпке. Так трагедия разрастается и осмысливается полно, и любые мысли о фальши кажутся странными.
Второй временной пласт сюжета - линия Розы в старости - уже не прорисовка и даже не продолжение генерального. Съемки с батискафом, погружающимся к затонувшему судну, поднятые со дна драгоценности в параллельном монтаже со сценами прошлого и великолепно украшенными залами - этот контраст придает резкие очертания тому, что произошло сто лет назад, воздавая должное эпохе - элегантной, прекрасной, утраченной. И паззл складывается доказывая, что Кэмерон не ошибся, однажды соединив мелодраму и катастрофу: история экранного Титаника звучит - и звучит до сих пор. https://ok.ru/group52934859554886/topic/153505798564678 https://stuki-druki.com/film/titanik1997.php https://www.kinopoisk.ru/film/2213/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1