Начнем с того, как часто вы их вообще покупаете?
А если не вы, то кто? И сколько за них платит? Есть ли уникальная формула оценочной стоимости картины? Так много вопросов и почти нет ответов...это я за себя говорю, если что. Если бы стоимость зависела от количества изображенных людей/предметов, то логику оценки мы бы мигом нашли. Но все гораздо проще: люди платят столько, сколько готовы платить.
Знакомьтесь, один из наиболее дорогих художников современности, Марк Ротко! Не позднее, как мае 2012 одна из его картин ушла с аукциона в Нью-Йорке за 86,9 миллиона долларов. Картина "Оранжевое, красное, желтое" (1956) побила рекорд в продаже произведений современного искусства. Ранее рекорд принадлежал другой картине того же автора — полотно "Белый центр (желтое, розовое и лиловое на розовом)". 2007 год, 72,8 миллиона долларов.
Так давайте подумаем, что же заставляет людей покупать картины вместо, например, островов в тихом океане? Чем эта картина вызвала такой ажиотаж? Дань ли это современности или, действительно, шедевр современной живописи?
Умные мира сего в свое время придумали рынки. Сейчас этих рынков много: валютный, фондовый, потребительский, искусства (на нем и остановимся) и тд. На них-то и сочиняются цены. На них-то рождается спрос на течение, на узнаваемый стиль. Во времена становления Ротко, как художника, понятие рынок искусства было утеряно.
Европа только начинала отстраиваться и восстанавливаться после войны. Нет галерей, ценителей, коллекций, критиков. Не было убедительно сформированного понятия, что же теперь писать.
Ротко очень хорошо чувствовал цвет. Он был колористом с большой буквы. Но подобные высказывания в свой адрес считал за оскорбления. И дабы не голословить, приведем пример.
Ротко присутствовал, как желанный гость, на вступлении в должность президента Кеннеди в 1961 году. Обстоятельство это грело душу художнику до той поры, пока сестра президента не попросила Ротко подарить (продать?) ей одно из своих произведений. Ей хотелось проверить, вписывается ли она в цветовую гамму интерьера ее квартиры. На этой ноте оборвалась дружба президентской четы с художником.
Случай не единичный. Ни имя клиента, ни количество нулей после единиц не могли заставить Марка отдать/продать/подарить картину. Он говорил четкое "нет" колористике и декоративной функции своих произведений.
Ротко ненавидел, когда в его произведениях находят (читай: пытаются находить) скрытый смысл. «Трагический опыт катарсиса есть единственный источник любого искусства. Мои картины — это непредсказуемое путешествие в неизвестный мир. Скорее всего, зритель предпочел бы в него не отправляться», — писал он.
Сегодня мы (но не он сам) относим Марка к законным представителям абстрактного экспрессионизма. Нарастающий успех все больше показывал Ротко, что никто не видит сути. Люди придумывали смысл, считали количество слоев краски (кстати, иногда больше 20). А в это время, художник отчаянно пытался донести до всех смысл. Надежда. Мимолетная, ускользающая, единственная, недолговечная. Чтобы понять, нужно погрузиться в картину, отбросить все мирское, найти перспективу и тогда просто цвет станет визуализацией того единственного, что есть у человека – надежды.
Выводы предстоит сделать каждому свои собственные.
Автор: Марк Ротко (Mark Rothko)
Название: Оранжевое, красное, желтое
Год: 1956
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев