от 8 месяцев до 3 лет !!!
«Скульптор» в памперсах
(8–18 месяцев)
К восьми-десяти месяцам большинство детей начинает проявлять повышенный интерес к содержимого своей тарелки, с упоением размазывая по всем доступным поверхностям кашу и пюре. Это своеобразный сигнал, что малыш готов приступить к первому в жизни уроку лепки. Однако даже самые безопасные и экологически чистые массы для лепки все-таки рассчитаны на детей не младше полутора-двух лет. Для самых маленьких идеальным материалом является соленое тесто. Его готовят из равных частей муки и соли, которые разводятся водой до консистенции мягкой глины. Такое тесто можно хранить в холодильнике в течение трех недель. При желании его можно слегка тонировать соками или пищевыми красителями.
НАШ СОВЕТ: чтобы сделать фактуру теста более сложной, добавьте в него немного манки, гречки или риса. Правда, в этом случае вам придется внимательно следить, чтобы малыш не тянул массу в рот. Чтобы свести к минимуму «творческий беспорядок», застелите пол в кухне пленкой, посадите малыша в высокий стульчик, а тесто для лепки положите в глубокую миску или на небольшой поднос. Самому скульптору наденьте моющийся фартучек, а лучше всего – просто разденьте его до памперса. Скорее всего, больше вам ничего делать не понадобится: кроха сам будет с наслаждением исследовать новую для него стихию: погружать в тесто пальчики, жать, мять, растягивать, размазывать. Однако если малыш побаивается непонятной «игрушки» или не очень понимает, что с ней делать, помогите ему:
• опустите его ручки в емкость с тестом;
• положите туда несколько симпатичных игрушек;
• можно на глазах у малыша «утопить» в небольшом количестве теста сенсорный шарик и предложить вместе поискать его;
• возьмите детскую ручку в свою и вместе с ним размажьте по подносу небольшой комочек теста, поводите по нему пальчиком крохи, прижмите к поверхности его ладошку и покажите, какой получился замечательный отпечаток;
• положите на слой теста сенсорные шарики с выраженным рельефом. Возьмите ладошку малыша в свою руку, покатайте шарик по тесту, а потом покажите крохе, какие получаются интересные следы.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: конечно, подобные игры не имеют еще прямого отношения к творчеству, однако они крайне полезны, поскольку прекрасно массируют и развивают маленькие пальчики и знакомят ребенка со сложной фактурой неструктурированного материала.
(1,5–2 года)
После полутора лет малышу уже можно предложить лепить из пластилина. Для самых маленьких подходит мягкая яркая масса для лепки, которая продается, как гуашь, в небольших баночках.
НАШ СОВЕТ: не стоит сразу же предлагать целый набор. Дайте для начала одну баночку. Обязательно назовите, какого цвета у вас пластилин, повторите это несколько раз: «Возьми, Катя, желтый пластилин!», «Ах, как красиво Катя лепит желтым пластилином!» В следующий раз предложите другой цвет, а когда кроха немного освоится, дайте ему сразу два цвета, потом – три и т. д. Когда малыш постепенно привыкнет к новому материалу, предложите ему набор для лепки, в который входят разнообразные ножички, валики, скалочки, формочки и прочие интересные приспособления, при помощи которых он будет осваивать все новые и новые возможности пластилина.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: совершенно не обязательно покупать готовый дорогой набор. Для этой цели подойдут и обычные формочки для песочницы, и любые предметы домашнего обихода. Не ждите, что, едва взяв в руки пластилин, кроха начнет лепить пресловутых «кукол, клоунов, собак». До этого еще очень и очень далеко. Однако уже сейчас можно сделать так, чтобы он не только получал удовольствие от процесса возни с пластилином, но и наслаждался результатом своей деятельности.
• Мозаичные панно. Между годом и полутора детям очень нравится отщипывать маленькие кусочки пластилина от бруска. Если вы научите малыша наклеивать их на лист картона, то у вас получится красочное абстрактное панно.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: заполнить большой лист у малыша еще не хватает терпения. Первые работы должны быть размером приблизительно с визитную карточку.
• Барельефы. Еще одно любимое занятие – размазывать пластилин пальчиками. Если покрыть толстым слоем пластилина кусочек картона, в него потом можно вдавить фасоль, макароны интересной формы, найденные на прогулки семена и веточки, и у вас получится великолепный барельеф.
НАШ СОВЕТ: дайте крохе картонную заготовку в виде зверька, деревца, домика. Когда он покроет ее пластилином, вы вместе сможете ее украсить.
• Долепливание. Отличный способ заинтересовать малыша лепкой – лепить вместе с ним. К примеру, мама лепит елочку, а малыш украшает ее игрушками. Мама лепит снеговика, а малыш – глазки и носик-морковку.
НАШ СОВЕТ: это занятие станет еще интереснее, если вы будете сопровождать лепкой сказку. К примеру, вы рассказываете сказку про Машу и медведя, а малыш делает пирожки для Машеньки.
Шарики-колбаски!
(2–3 ГОДА)
Лепить пресловутые колбаски и шарики, с которых начинается любое пособие по работе с пластилином, не так уж и просто. Дети младше двух лет редко обладают необходимым для этого уровнем развития моторики. Прежде чем приступать непосредственно к лепке, стоит потренироваться, чтобы подготовить пальчики к непривычной работе. Положите детскую ладошку на карандаш или небольшой шарик и предложите покатать их. Чтобы заинтересовать малыша, придумайте какую-то игровую ситуацию. К примеру, нужно раскатать карандашиком пластилин для дорожки, по которой покатится Колобок, или при помощи сенсорного шарика «распахать» огород для посадки репки.
НАШ СОВЕТ: желательно менять размер и фактуру предметов, которые вы будете использовать в этом упражнении:
• карандаши круглые и граненые
• пробки;
• соломинки для сока;
• шарики гладкие и рельефные;
• орехи.
Когда малыш начнет уверенно справляться с заданиями подобного рода, можно предложить ему лепить колбаски и шарики из пластилина.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: • крохе проще слепить шарик размером с грецкий орех, чем с горошину;
• колбаску легче лепить из заранее заготовленного взрослым шарика, чем из бруска.
ВАЖНО: если малыш наотрез отказывается лепить шарики и колбаски, не настаивайте. Это означает, что его пальчики еще просто не готовы к такого рода деятельности. Предложите ему пальчиковые игры и другие упражнения для развития мелкой моторики.
Получился человечек!
(2,5–3 ГОДА)
Лепка людей и животных – высший пилотаж для маленького скульптора. Однако слепить отдельно ручки-ножки-голову, а затем присоединить это все к туловищу – пока что непосильная задача для крохи. Проще начинать с «вытягивания» фигурки из цельного куска пластилина.
• Придайте кусочку пластилина цилиндрическую форму.
• Примерно четверть бруска слегка оттяните и придайте округлую форму. Это будет голова.
• Сделайте защипы по бокам туловища и немного вытяните их. Это будут руки.
• Точно так же сделайте ноги.
• Вытяните нос и уши.
• «Оденьте» фигурку, облепив ее разноцветным пластилином, лоскутками, фольгой, природным материалом.
• Лицо нарисуйте зубочисткой или оформите при помощи кусочков пластилина и других материалов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: подобным образом можно лепить и зверей Поначалу малыш будет лепить вместе с вами, прищипывая носик, ушки, ручки, делая наряд для человечка. И лишь когда он поймет, что от него требуется, можно переходить к самостоятельному творчеству.
НАШ СОВЕТ: если слепить человечков и зверей не из пластилина, а из самоотвердеваемой полимерной массы для лепки («пластики»), ими можно будет потом играть.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев