В Госдуме обсуждали вопросы среднего профессионального образования. Там был глава Минтруда Антон Котяков, и спикер Госдумы Вячеслав Володин обвинил его в бездействии, что на рабочие места компании, организации привлекают мигрантов, тем самым лишая россиян вакансий. Володин сказал Котякову: «Вы министр. Мы Вас назначали. Берите и предлагайте инструментарий. Мы были на заводе недавно - дефицит огромный. Или Вы опять скажете: «Нам надо открыть двери для мигрантов»?». Такое жесткое указание. Судя по тому, как прошел парламентский час, по-прежнему не нашли ответа на вопрос: что делать? Подошла свежая статистика: «Независимая газета» пишет, что к концу третьего квартала этого года дефицит кадров в России достиг очередного рекорда – 5 вакансий на одного безработного. О чём точно договорились в Госдуме - это создать рабочую комиссию по этому направлению. Не знаю, насколько между собой стыкуются дефицит кадров и упреки Котякову.
Сергей Михеев: Комиссию создали.
Процесс пошел.
Сергей Михеев: Важно поставить диагноз и хотя бы начать обсуждение. Какое-то время назад никто не собирался этим заниматься, ничего не хотел обсуждать, потому что «и так всё хорошо». Сейчас обсуждение есть, потому что многие вещи осознали. Ситуация и 10 лет назад не была лучше, чем сейчас. Надо бы всё это делать побыстрее, потому что у нас нет столетий на то, чтобы вальяжно, в комфортных условиях решать все имеющиеся проблемы.
Что касается конкретного министра и ситуации в целом, то мне трудно определить его ответственность. Проблемы, которые у нас есть, это результат системы, которая функционировала с 1991 года, и это факт. На мой взгляд, был допущен целый ряд системных ошибок в определении концепции развития экономики, и сейчас, когда есть серьезные вызовы, эти ошибки вылезли. Может быть, можно было перекантоваться в ситуации относительного благополучия и спокойствия, а как только вызовы стали очень жесткие, сразу стало ясно, что надо что-то делать.
Что касается мигрантов, они проблемы решить не могут, потому что квалификация у них крайне низкая. Те, которые приезжают, уже здесь приобретают какую-то квалификацию по очень ограниченным профессиям. Когда-то можно было решить за счет возврата славянского, русского населения из бывшего советского пространства. Сейчас можно вернуть, но возможностей меньше, поэтому единственные пути – это совершенствование системы профтехобразования, создание соответствующих стимулов и рабочих мест. Кто этим должен заниматься? Конечно, министр. Депутаты должны принимать законы, министры должны заниматься своими делами, а ждать, пока само отрегулируется рынком, мы не можем себе позволить.
Создание рабочих мест - это, наверное, не к Минтруду, а к другим ведомствам, которые формируют экономическую и производственную повестку, но о них не говорили. В Госдуме выступал вице-премьер Дмитрий Чернышенко, который сказал, что необходимо проработать восстановление начального профобразования для подготовки высококвалифицированных рабочих под актуальные задачи развития страны. Кроме того, будет проанализирован и, возможно, пересмотрен перечень предприятий, мест с вредными условиями труда, где запрещено работать несовершеннолетним. Те предприятия, которые провели модернизацию производства и снизили вредные факторы, будут исключены из перечня. Таким образом, они смогут принимать на работу лиц до 18 лет. Котяков сказал, что будут переоборудованы 3000 рабочих мест под субсидии для трудоустройства инвалидов.
Сергей Михеев: Начальное профтехобразование - это уроки труда?
Уроки труда сейчас есть. Я думаю, это УПК (Учебно-производственные комбинаты). 9-10-ые классы ездили и что-то осваивали (слесарь, медик).
Сергей Михеев: По урокам труда тоже много вопросов: часто слышу, что там записывают какие-то конспекты, а нужны практические навыки. УПК – это правильно, я тоже через них проходил, но есть проблема: на базе чего это всё создавать? Раньше они сотрудничали с разными предприятиями, но, если будет решение, то дело пойдет.
Слушатель пишет по теме кадров и профтехобразования: «Все здания и сооружения были построены в 1970-х годах - приближаются к ветхому состоянию. Набор студентов хороший, но пристроить выпускников по специальности почему-то невозможно. Нанятые производственниками кадровые агентства нацелены на иностранного работника - массово, прибыльно и безответственно». Не знаю, идет такой жесткий отсев?
Сергей Михеев: Проблема есть: где-то это приобрело характер, похожий на оргпреступность, где-то это «серые» схемы. Когда во главе угла не задача, а получение прибыли, то результата ждать не приходится - не те условия. Бывают более спокойные, комфортные исторические условия, когда можно себе позволить так к этому относиться, а сейчас не те условия, когда можно это доверить каким-то кадровым агентствам или людям, для которых прибыль превыше всего.
Простая вещь по иностранным рабочим: меньше ответственности, ниже зарплата, больше свободы действий с точки зрения увольнения. Можно ли в таком режиме решать важные задачи? Нельзя! Или это будет очень сложно, долго и с большими проблемами. Нам надо, чтобы у нас было такое-то производство, а предприниматели, которые за 30 лет привыкли заниматься совсем другим, говорят: «Вам надо - вы и делайте». А власть говорит: «У нас же рыночная экономика - вы делайте». Тупик, а проблему надо решать, менять концепцию экономики, а иначе по целому ряду вопросов задачи выполнены не будут. Потому что предприниматель, который начал свой бизнес для получения прибыли, пристроился к какому-то способу организации, ему так удобно, и он не будет этим заниматься. Зачем ему добровольно повышать свою степень ответственности, снижать норму прибыли, повышать уровень социальной защиты работников, если он этим не занимался 30 лет и прекрасно живет?
Нет комментариев