Согласно поверью, в этот день нечистая сила в свои владения возвращается и напоследок старается натворить как можно больше бед. В эту ночь знахари варили чертополох с воском и ладаном для лечения болезней, изгнания бесов и утоления девичьих зазноб. Такую ладанку носили на шеи у креста.
В Гордеев день из деревни гнали черта, которого можно было узнать по вывернутой мехом наружу шубе.
Черти в славянской мифологии – злые духи. Их образ дохристианского происхождения, но на его позднейший облик оказали решающее воздействие христианские представления о дьяволе. В народных картинах и фольклоре черти – существа с рогами, копытами и хвостами, покрытые черной шерстью. В средневековой живописи наших предков облик черта от человеческого отличается заостренной головой (или стоящими дыбом волосами), порой – крыльями за спиной.
В народных верованиях черти постоянно вмешиваются в жизнь людей, причиняют неприятности, насылают морок, принуждают к необдуманным поступкам, заставляют пьяных плутать, провоцируют на преступные действия и самоубийство, пытаются заполучить человеческую душу. Чертям свои души продают колдуны и ведьмы. По одним поверьям, черти живут семьями, по другим – соблазняют женщин, от такого союза рождаются уродливые дети, которых ещё называют упыри. Если в человека вселяется черт, то он заболевает, начинает страдать кликушеством (нервно-истерической болезнью).
Ещё черти способны насылать ненастье и метель. Сами могут превратиться в вихрь, поднимающий столбы пыли и песка, срывающий крыши, приносящий болезни и уносящий проклятых детей. По легенде, вихри – беснующие черти или чертовы сваты («ведьма с чертом венчается»). Если бросить нож в вихрь, то он окрасится кровью.
Комментарии 14