http://ok.ru/messiansk/topic/62839656535514
Какой была природа этого Библейского явления? Люди говорили на известных иностранных языках и диалектах? Или они говорили неизвестными экстатическими выражениями? Или же они говорили и на действительных языках, и экстатическими выражениями?
Основой для любой дисциплины служит изучение применений и значений соответствующих слов. Такое изучение особенно важно для понимания Библейского явления говорения на языках.
Ключевое слово здесь – «глосса», служащее основой нескольких специальных терминов, относящихся к языку. Иногда говорение на языках называется «глоссолалия» («языкоговорение», сочетание слов «язык» и «говорить»).
Случаи употребления
Греческое слово «глосса» встречается пятьдесят раз в Новом Завете. Оно используется пятнадцать раз для обозначения языка, физического органа в полости рта (например, Марк 7:33, 35). Оно используется один раз для обозначения языка промежуточного тела, которое человек имеет между смертью и воскресением (Лук. 16:24). Оно используется образно для обозначения разделяющихся языков, как бы огненных (Деян. 2:3), и оно используется один раз в отношении говорения слов в отличие от выполнения дел (1 Иоан. 3:18).
Книга Откровение семь раз использует слово «глосса» в связи с народами, странами и множествами людей, чтобы описать национальные группы, которые обозначены способностью говорить на иностранных языках (например, Откр. 5:9). Двадцать пять раз слово «глосса» описывает явление говорения на языках (например, Марк 16:17; Деян. 2:4-11; 1 Кор. 12:10, дважды).
Таким образом, Библейские писатели использовали слово «глосса» для обозначения шести отдельных понятий. И все же они связаны, поскольку все имеют дело, в сущности, с темой речи, включая её орган, действие, содержание, язык и результаты.
Фразы
Нет никакого устойчивого образца использования слова «глосса» для описания данного явления. Оно присутствует в девяти различных греческих конструкциях. Один раз оно передано, как говорение «новыми языками» (Марк 16:17). Оно также названо говорением на «иных языках» (Деян. 2:4). Один раз оно появляется, как существительное множественного числа с определенным артиклем (буквально, «языки» – 1 Кор. 14:22), а два раза это существительное во множественном числе без определенного артикля (буквально, «языки» 12:10; 13:8). Это слово также используется, чтобы указать на «разные (или разнообразные) языки» (12:10, 28).
Наиболее часто оно используется во множественном числе с глаголом «лалео» (говорить): «говорить на иных языках», «говорящих нашими языками» (Деян. 2:4, 11). Оно также используется в единственном числе с «лалео» и передается, как говорить «на языке» (1 Кор. 14:2, 4, 13, 19, 27). Один раз оно используется с глаголом «молиться» («молюсь на языке», 14:14)
и один раз во фразе «есть язык» (14:26).
БИБЛЕЙСКИЕ ОПИСАНИЯ ГОВОРЕНИЯ НА ЯЗЫКАХ
Деяния 2:1-11
Когда Святой Дух исполнил учеников в День Пятидесятницы, они «начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Что это были за «иные языки»? Слушатели, которые были набожными евреями «из всякого народа под небом», были в смятении, потому что «каждый [набожный еврей] слышал их [апостолов] говорящих его наречием». Греческое слово для обозначения языка – это «диалектос», от которого произошло слово «диалект».
Множество неспасенных изумлялись этим явлением и спрашивали: «Сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие [«диалектос»], в котором родились». Позже они сказали: «Слышим их нашими языками [«глосса»] говорящих о великих делах Божиих».
Таким образом, данный отрывок дважды использует слово «глосса» (2:4, 11) и дважды слово «диалектос» (2:6, 8) для обозначения того, чем говорили. Лука, автор Деяний, использовал оба термина, чтобы описать данное явление (2:4, 6), и множество людей, в их цитируемых словах, также использовали оба термина для описания того, что они слышали (2:8, 11). Свидетельство ясное: Святой Дух дал возможность апостолам из Галилеи говорить на иностранных языках и диалектах. Они не говорили неизвестными экстатическими выражениями.
Фактически, Лука перечислил страны, из которых прибыло множество людей: «Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне» (2:9-11). Не может быть никаких сомнений, что апостолы говорили именно на тех иностранных языках и диалектах, на которых разговаривали в этих географических регионах.
Деяния 10:44-48
Петр евангелизировал римского сотника Корнилия, его семью и друзей. Когда они поверили в Христа для прощения грехов, Святой Дух сошел на них (10:43-44). Спутники Петра были поражены, что Бог спас язычников и дал им Святого Духа (10:45).
Внешним свидетельством того, что Корнилий и его окружение получили Святого Духа, было явление говорения на языках. «Ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога» (10:46). Эта «глоссолалия», как и в День Пятидесятницы, была на иностранных языках, как удостоверено тремя фактами.
Во-первых, для описания данного явления Лука использовал те же самые слова, как и в предыдущем повествовании (2:4, 11;
10:46). Естественное впечатление, производимое на читателей обоими описаниями, – это то, что произошло то же самое явление.
Во-вторых, как Петр и его спутники могли знать, что Корнилий и его домашние величали Бога, если бы не могли понять, что те говорили?
В-третьих, в своем отчете Иерусалимской церкви Петр сказал, что язычники получили «такой же дар» и что Дух сошел на них, «как и на нас вначале» (11:15, 17). Эта ссылка на День Пятидесятницы касается не только факта получения Духа, но также и природы говорения на иностранных языках.
Деяния 19:1-7
В своем третьем миссионерском путешествии Павел привел двенадцать учеников Иоанна Крестителя к вере в Христа. После того как он крестил их и возложил на них руки, «нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» (19:6). Так как Лука для описания данного явления снова использовал те же самые греческие слова, как в предыдущих двух повествованиях, то эти двенадцать, должно быть, говорили на известных языках. Нет никакого указания, что они говорили экстатическими выражениями.
1 Коринфянам 12–14
Много защитников языкоговорения признают, что говорение в книге Деяний было на иностранных языках. Однако они также утверждают, что говорение на языках 1-ом Послании к Коринфянам допускает говорение как неизвестными экстатическими выражениями, так и на иностранных языках. Я не согласен с их позицией. Пристальное изучение Деяний и 1 Коринфянам показывает, что говорение на языках было, в сущности, той же самой Богом данной способностью говорить на известном иностранном языке. В 1 Коринфянам 12–14 необходимо отметить восемь фактов.
1. Павел определял дар, как «разные языки» (12:10; 12:28).
Слово «разные» (разнообразные) – это перевод с греческого слова «гене», которое может относиться к семье, роду, расе, нации, виду, типу или классу. Оно всегда описывает то, что связано друг с другом. Например, есть много «видов» рыбы, но все они рыба (Матф. 13:47). Есть несколько «видов» демонов, но все они демоны (17:21). Таким образом, в мире есть много «видов» языков или наречий, но все они известные языки. Все эти языки связаны в том, что имеют определенный словарь и грамматическое строение. Павел никак не мог объединить известные иностранные языки с неизвестными экстатическими выражениями в той же самой классификации. Они просто не связаны.
2. Павел всегда соединял дар языков с даром истолкования (греч. «херменеиа») языков (1 Кор. 12:10; 14:26, 28). В отрывках, не связанных с духовными дарами, это слово указывает на разъяснение Ветхозаветного Священного Писания (Лук. 24:27) или на перевод с одного известного иностранного языка на другой (Иоан. 1:39, 43; 9:7; Евр. 7:2). В обоих случаях это была попытка ясно дать понять через перевод или объяснение, что было сказано на известном языке. Эти использования должны управлять значением дара истолкования. Истолкование говорения на языках было необходимым для разъяснения того, что говорилось слушателям.
3. Павел писал о гипотетической ситуации: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13:1). Некоторые используют этот стих, чтобы разделить явление языков на известные земные языки («человеческие») и неизвестные небесные языки («ангельские»). Однако существительное «языками» используется только один раз со словами «человеческими» и «ангельскими». Этот грамматический факт показывает, что человеческие и ангельские языки можно сгруппировать вместе. Они имеют что-то общее. И это, и то – языки, известные и понятые. Всякий раз, когда в Библейские времена люди и ангелы разговаривали друг с другом, они внятно беседовали на известных языках, не нуждаясь в чьем-либо истолковании.
4. Вставка в текст слова «незнакомом» весьма неудачна (1 Кор. 14:2, 4, 13, 14, 19, 27). Этого прилагательного нет в греческом тексте, но оно вставлено в квадратных скобках в русском Синодальном переводе и написано курсивом в английском переводе короля Иакова. Переводчики, очевидно, добавили это объяснительное слово, потому что думали, что явление коринфских языков было неизвестными экстатическими выражениями. Присутствие слова «незнакомом» в квадратных скобках передает это неправильное впечатление. Это не должно использоваться как аргумент в пользу позиции экстатических выражений.
5. Павел писал: «Ибо кто говорит на [каком-либо] языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом» (14:2). В этом случае Павел говорил, что никто из присутствующих в служении не мог понять речи говорящего на языках. Зная, какие присутствовали языковые группы, Бог побуждал человека говорить на некоем иностранном языке, который не был представлен в данном церковном собрании. Таким образом, когда в служении поместной церкви использовался дар языков, всегда был необходим дар истолкования.
6. Павел цитировал из пророка Исаии (14:21; Ис. 28:11-12). Это пророчество касалось того времени, когда в Израиль и Иудею вторглись ассирийцы (4 Цар. 17–18). Ассирийцы говорили с неверующими евреями на ассирийском языке и на еврейском. Так как «иные языки» были определенно известными иностранными языками (1 Кор. 14:21), то «языки» как знамение для неверующих, вероятно, также были известными иностранными языками (14:22).
7. Лука написал Деяния приблизительно в 60 г. Р.Х. после того, как Павел составил 1 Коринфянам в 57 г. Р.Х. Лука был сотрудником Павла. Он, несомненно, слышал наставления Павла и читал письма апостола, включая 1 Коринфянам. В Деяниях 2, 10 и 19 Лука использовал те же самые термины («глосса», язык, и «лалео», говорить), которые использовал Павел для описания этого явления. Поэтому, так как в описанных в Деяниях событиях говорили на иностранных языках, в Коринфе также должны были говорить на иностранных языках. В противном случае Лука должен был использовать другие термины для описания этого явления.
8. Говорение на невыученных иностранных языках представляло собой Божественное чудо. Говорение на тарабарщине или неизвестными звуками могли легко выполнить либо христиане, либо неспасенные люди. Фактически, один студент, который когда-то был глубоко вовлечен в пятидесятничество, произносил в моем присутствии неизвестные выражения. Я попросил его продемонстрировать это, и он снова и снова повторял несколько слогов. Он свидетельствовал, что многие годы учился языкоговорению и развивал его. Однако глоссолалия в Библии была чудом, которое люди не могли скопировать.
ЦЕЛИ ГОВОРЕНИЯ НА ЯЗЫКАХ С ПОЗИЦИИ ПЯТИДЕСЯТНИКОВ И ХАРИЗМАТОВ
Почему в Библейские времена люди говорили на языках?
Принимаются ли те же самые цели современными защитниками языкоговорения? Если нет, то, какие цели языков в современном пятидесятническом и харизматическом движении? В этих двух группах есть различия во мнениях относительно целей языкоговорения. Некоторые из них крупные, тогда как большинство незначительные. Однако существует общее согласие в трех ключевых целях.
Знамение крещения Святым Духом
Взгляд пятидесятников представляет говорение на языках, как знамение того, что человек получил крещение Святым Духом.
Дэвид дю Плессис утверждал, что пятидесятническое движение учит, что «все христиане должны получить крещение в Святом Духе, как это было в День Пятидесятницы, согласно Деяниям 2:4, со свидетельством говорения иными языками, как Дух дает провещевать».
В харизматических кругах есть некоторые дебаты, служит говорение на языках знамением или просто признаком крещения в Святом Духе. Лоренс Кристенсон (Christenson), лютеранский харизмат, написал: «Многие люди получили крещение Святым Духом, как определенный опыт и определенную реальность. В их жизни и служении есть безошибочное свидетельство увеличения силы и эффективности. Тем не менее, они не говорили на языках». Кристенсон все же считает, что говорение на языках – это нормативное знамение, а верующие имели бы больше силы, если бы действительно говорили на языках.
Верно ли то, что крещение в Святом Духе, доказательством которого есть способность говорить на языках, дает большую харизматическую силу в использовании духовных даров? Я считаю, что ответ отрицательный по трем причинам.
Во-первых, как было доказано выше, крещение в Святом Духе – это не опыт после обращения, который верующим нужно искать. Напротив, оно происходит во время обращения и помещает верующего в Тело Христово.
Во-вторых, говорящие на языках сегодня не говорят на иностранных языках и наречиях как выражении подлинной природы этого Библейского явления (кроме нескольких редких случаев, когда человек, возможно, имел некоторое предыдущее знакомство с иностранным языком).
В-третьих, нет никакого доказательства из опыта говорящих на языках, что они более эффективны в служении, чем те, кто не говорит на языках.
Созидание церкви
И пятидесятники, и харизматы обычно проводят различие между знамением говорения на языках и даром говорения на языках. Как знамение крещения в Святом Духе, говорение на языках, в сущности, происходит однажды в жизни верующего, как в книге Деяний. Но 1 Коринфянам указывает на дар языкоговорения, духовный дар только для некоторых верующих.
Я согласен с их богословами, что цели говорения на языках в Деяниях и 1 Коринфянам отличаются, но я не согласен в отношении точной природы этих целей. В действительной практике их общин эти различия размыты. Дар должен был осуществляться по одному, максимум по три, и всегда должен был сопровождаться истолкованием (1 Кор. 14:27). Но в фактической практике сегодня эти ограничения постоянно нарушаются. Кроме того, как отмечалось ранее, люди, которые утверждают, что у них дар языков, не говорят на иностранных языках.
Личная молитва
В харизматическом движении молитвенное языкоговорение для созидания самого себя появилось как преобладающая цель.
Кристенсон написал: «Каждый говорит на языках, главным образом, в своем уединенном поклонении Богу. Это, безусловно, их самое важное использование и ценность». Такое языкоговорение, согласно харизматам, может совершаться в общем собрании или в уединении и никогда не нуждается в истолковании. Согласно этому взгляду, все крещенные в Святом Духе могут говорить, петь или молиться на языках в любое время, которое выбирают. Харизматы говорят, что каждый из них имеет свой собственный «молитвенный язык», ряд звуков, которые они могут произносить без понимания. Кристенсон добавил: «Хотя человек не знает, о чем он говорит, когда говорит на языках, он действительно имеет ясное понятие, что молится Богу».
По моему мнению, харизматы произвольно создали различие между даром языков для церковного назидания и молитвенным использованием языков для индивидуального назидания. Этого различия нет в 1 Коринфянам 12–14. Использование харизматами уединенного говорения для вызывания состояния духовного восторга (эйфории) очень близко приближается к использованию мантр, которые вводят в состояние транса через трансцендентальную медитацию. Это может даже открыть верующего для мира духов обольщения.
Мы, как верующие, должны молиться и поклоняться Богу всем своим существом: телом, душой, духом, разумом, чувствами, волей и сознанием. Молиться без понимания – это не по Библии.
ЦЕЛИ ГОВОРЕНИЯ НА ЯЗЫКАХ С ПОЗИЦИИ ДИСПЕНСАЦИОНАЛИСТОВ
Знамение пришествия Святого Духа
Апостолы говорили языками, когда их исполнил Святой Дух, как и обещал Иисус Христос (например, Иоан. 7:38-39; Деян. 1:58). Корнилий, его семья и друзья говорили на языках, когда Дух сошел на них, когда они уверовали в Христа (l0:43-46).
Двенадцать учеников Иоанна Крестителя говорили на языках, когда Павел возложил на них руки (19:17).
В этих трех исторических событиях Бог представил Святого Духа трем отличающимся группам людей: апостолам, которые были евреями; язычникам; и двенадцати ученикам Иоанна Крестителя, которые были Ветхозаветными святыми. Во всех других случаях, когда люди принимали Христа как своего Спасителя, они получали пребывание Святого Духа без говорения на языках.
Знамение для Израиля
Павел написал: «Итак, языки суть знамение не для верующих, а для неверующих» (1 Кор. 14:22). В контексте духовных даров дар языков был знамением для неверующих евреев (14:21), знамением того, что Бог будет судить их за неверие. Бог наказал евреев, когда Израиль завоевали ассирийцы (722 г. до Р.Х); и в дальнейшем Бог наказал Израиль разрушением Иерусалима римлянами (70 г. Р.Х.). Таким образом, цель дара знамения говорения на языках прекратилась с римским завоеванием.
Канал для Божественного откровения
«Ибо кто говорит на [каком-либо] языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом» (1 Кор. 14:2). Библейская тайна была Божественной истиной, которая была неизвестной в прошлых веках, но была открыта в эру Нового Завета. Природа вселенской Церкви и Восхищение Церкви были тайнами, открытыми Павлу (15:51-58; Ефес. 3:1-6). В ранней христианской церкви Бог позволил горящим на языках славить Бога за новую явленную истину. Затем эта тайна стала ясной, когда верующий с даром истолкования давал перевод с иностранного языка. Эта тайна, теперь явленная, стала частью установления веры.
Назидание церкви
Все духовные дары давались для того, чтобы вся Церковь была созидаема через использование их в поместной церкви (1 Кор. 12:7; 14:26). Когда человек говорил на языках, он в этот момент созидался сам (14:4). Однако эта ценность не была Богом предназначенной целью. Для того чтобы церковь получила назидание, нужно было дать истолкование (14:5).
УРОКИ ДЛЯ НАС
Во-первых, мы должны принимать чудесную природу Библейского явления говорения на языках. Мы должны понимать, что Бог дал верующим говорение на иностранных языках для Богом предназначенных целей.
Во-вторых, мы должны также признавать, что Бог мог бы сегодня дать верующим возможность говорить на языках. Мы не должны ограничивать Его всевластную силу. В то же самое время, мы должны стремиться понимать Его нормирующую цель для верующих в век Церкви сегодня.
В-третьих, мы должны оценивать все личные свидетельства тех, кто говорит на языках, в свете Священного Писания. Мы должны определять, происходит ли это от них самих, от сатаны или от Духа Божьего. Мы должны определять, действительно ли те, кто об этом заявляет, говорили на иностранных языках и наречиях.
В-четвертых, мы должны развивать духовную жизненность в нашем личном служении молитвы и хвалы. Мы должны становиться примерами производимого Духом энтузиазма. С нашей стороны будет неправильно критиковать других за ошибочную чрезмерность, если мы не растем в собственной молитвенной жизни.
В-пятых, мы должны служить в любви, когда стремимся созидать других. Мы должны соединить характер с поведением.
Вся слава Христу
1 КОРИНФЯНАМ 14:21-26
Зачем были языки? Какой была цель этого дара? Место в Новом Завете, которое ясно указывает на цель языков – это 1 Коринфянам 14:22. «Итак языки суть знамение». Предлог (ейс), переведенный «для», обозначает здесь цель. Этот стих вводится словом «итак» (хосте), которое означает «по этой причине, следовательно». Объяснение Павла в стихе 22 относительно цели языков – это фактически вывод на основании его слов в стихе 21. Следовательно, ключ к пониманию цели языков должен находиться в 1 Коринфянам 14:21. Стих 21 начинается с таких важных слов: «В законе написано…».
В стихе 21 Павел цитировал отрывок из Ветхого Завета, Исаии 28:11-12. Павел знал, что ключ к пониманию Библейской цели языков находится «в законе», то есть в Писаниях Ветхого Завета.
Что Ветхий Завет учит о языках? В чем было значение и цель языков в Ветхозаветные времена? Когда говорили на иностранных языках, что это значило? Ключ, который откроет цель и значение дара языков, находится «в законе».
Исаия 28 – это не единственный отрывок в Ветхом Завете, где говорится о значении иностранных языков. Несколько таких отрывков вместе устанавливают очень отрезвляющий Библейский принцип, который неоднократно был явлен в истории. Чтобы открыть значение языков в Ветхом Завете, следует рассмотреть следующие важные отрывки: Быт. 11, Втор. 28, Иер. 5, Ис. 28 (цитируется Павлом в 1 Кор. 14:21) и Исаии 33.
В ходе подробного исследования этих отрывков призываем читателя увидеть повторяющийся снова и снова образец, а также определенную последовательность. Этот трагический образец просто можно выразить следующим образом:
• Бог имеет весть для людей.
• Люди отказываются слушать Бога.
• Бог делает так, что слышатся языки как знамение суда.
• За этим следует рассеивание.
БЫТИЕ 11
В этой важной главе, описывающей суд над Вавилоном, впервые упоминаются языки. До Бытия 11 языки (множ. число) не существовали! Существовал только один язык по всей населенной земле: «На всей земле был один язык и одно наречие» (Быт. 11:1). Впервые в истории иностранные языки появились в Бытие 11.
• Бог имеет весть для людей.
После великого потопа в книге Бытие Бог дал Ною и его сыновьям такое простое повеление: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 9:1; сравн. Быт. 9:7). Как же ответили потомки Ноя на это Божье повеление?
• Люди отказываются слушать Бога.
Вместо того чтобы, по повелению Бога, наполнять землю, люди отказались повиноваться. В своем противлении Слову Бога и Божьей воле они решили построить огромную башню и сделать себе имя, «прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11:4).
• Бог делает так, что слышатся языки как знамение суда.
Впервые в истории люди стали говорить на иностранных языках: «Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт. 11:7). На непослушных и безбожных людей пал Божий суд.
• За этим следует рассеивание.
«И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город» (Быт. 11:8).
ВТОРОЗАКОНИЕ 28
Господь сообщил Свою волю народу Израильскому, дав людям Свой святой закон. Бог поставил перед ними благословение и проклятие: благословение, если будут исполнять заповеди Господа, и проклятие, если не будут повиноваться (Втор. 11:26-28). Благословения и проклятия, которые придут к народу, ясно перечислены во Второзаконии 28.
• Бог имеет весть для людей.
«Если ты, когда перейдете [за Иордан], будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли; и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего» (Втор. 28:1).
• Люди отказываются слушать Бога.
«Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» (Втор. 28:15).
• Бог делает так, что слышатся языки как знамение суда.
Одно из проклятий, которое Господь обещал послать на непослушных людей, было ужасное вторжение народазавоевателя. Когда иностранцы будут приближаться, Израиль будет слышать чужые языки врага. «Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь» (Втор. 28:49).
• За этим следует рассеивание.
«И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням. Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души» (Втор. 28:64-65).
ИЕРЕМИИ 5
• Бог имеет весть для людей.
Через пророка Иеремию Господь умолял Свой народ Израиль, чтобы люди отвернулись от своих злых путей и обратились к Господу Богу своему: «Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись» (Иер. 4:1; сравн. Матф. 11:28). Бог так много сделает, если люди просто обратятся к Нему (Пс. 80:8-16)!
• Люди отказываются слушать Бога.
«О, Господи! очи Твои не к истине ли [обращены]? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться» (Иер. 5:3).
• Бог делает так, что слышатся языки как знамение суда.
Когда люди отказываются приходить к Богу, неизбежно должен последовать суд. Терпение и долготерпение Бога должно однажды окончиться. Если Израиль не отвечает на предостережения Иеремии, тогда Бог говорит с народом так, что он этого никогда не забудет. Хотя люди не могли понимать чужих языков своих захватчиков, весть их мечей будет помниться долго. «Вот, Я приведу на вас, дом Израилев, народ издалека, говорит Господь, народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит» (Иер. 5:15).
• За этим следует рассеивание.
«И если вы скажете: „за что Господь, Бог наш, делает нам все это?”, то отвечай: так как вы оставили Меня и служили чужим богам в земле своей, то будете служить чужим в земле не вашей» (Иер. 5:19). Для Израиля нахождение в обетованной земле было знаком Божьего благословения. Находиться вне земли, в рассеянии и гонении, было верным указанием, что люди были под Божьим проклятием.
ИСАИИ 28
В этом важном обсуждении о цели дара языков (1 Кор. 14:2122) Ап. Павел цитирует Исаии 28:11-12 как свидетельство того, что языки были даны как знамение «для неверующих».
Надлежащее понимание этого важного Ветхозаветного отрывка весьма важно в выяснении Библейской цели языков. В Исаии 28:9-10 нечестивые иудеи явно насмехались над вестью Божьего пророка, Исаии. Они выражали возмущение его детскими методами обучения! Они спрашивали: «Он относится к нам, уважаемым вельможам, священникам и пророкам, как к младенцам, только что отнятым от груди. Он пичкает нас этими монотонными жалкими проповедями, которые пригодны лишь для детской аудитории. И это он называет своим посланием?»
Весть Исаии была ясной, простой, даже однообразной! Строка за строкой, строка за строкой… Грех влечет за собой суд, грех влечет за собой суд… Обратитесь к Богу, обратитесь к Богу… Исаия использовал китайский прием пытки водой в учении: капкап-кап… грех, грех, грех… суд, суд, суд… покайтесь, покайтесь, покайтесь… Поэтому неудивительно, что его слушатели начали говорить: «Кто мы, по-твоему, Исаия?
Младенцы? Как ты думаешь, кому ты читаешь лекции? Твои повторяющиеся проповеди годятся для маленьких детей: «Сав ласав сав ласав, кав лакав кав лакав кав лакав, зе’ер шам зе’ер шам» (см. евр. текст)». Эти неверующие иудеи отвергали Божью весть; они отвергали Божьего вестника и учительские методы Божьего вестника.
Господь ответил на их неверующие издевки имитацией их насмешек и посланием непонятного языка иностранного захватчика (стих 11). Бог сначала проговорил к ним через ясную и простую весть Исаии. Сейчас Он будет говорить через наказание их иностранным языком. Он проговорит к ним лепечущими устами и на другом (ином, чужом, иностранном) языке (сравн. Деян. 2:4 и 1 Кор. 14:21 – «иные языки»).
Эти люди закрыли свои уши и отвергли провозглашение небесной вести. Тогда Бог стал обращаться к этим людям через варварский народ. Ассирийский язык, который в скором времени окружал израильтян, должен был звучать для них подобно детскому лепетанию. Это был намного менее культурный язык, чем еврейский, и он имел только три основных гласных звука: «а», «и», «у». Поскольку люди не слушали слов утешения на своем родном языке, им приходилось слушать грубую речь врага.
Бог милостиво давал народу покой, который обретается в Нем (сравн. Матф. 11:28; Ис. 30:15-17; Пс. 80:8-16), но люди отказывались слушать. Божье чудесное обещание утешения и покоя было трагическим образом отвергнуто. Израильтян донимали и утомляли повторяющиеся утверждения Исаии о том, что грех разрастался, суд приближался, а обращение к Богу было единственным ответом.
Наконец, в стихах 11-13, Исаия говорит этим насмешникам, что Бог обязательно будет говорить с этим народом. В этот раз Его весть придет не через Исаию, а через иностранный язык.
Когда враг войдет в их пределы, убивая многих и забирая остальных в плен, народ начнет получать весть! И снова повторяется этот ужасный образец:
• Бог имеет весть для людей.
«Им говорили: „вот – покой, дайте покой утружденному, и вот успокоение» (Ис. 28:12).
• Люди отказываются слушать Бога.
«Но они не хотели слушать» (Ис. 28:12).
• Бог делает так, что слышатся языки как знамение суда.
«За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу» (Ис. 28:11).
• За этим следует рассеивание.
«Так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены» (Ис. 28:13).
ИСАИИ 33
Для народа Израильского иностранный язык был знамением Божьего суда и проклятия на людей. Точно так же отсутствие иностранных языков – это знак того, что народ пребывает под Божьим благословением. В Исаии 33:17 Израилю дано удивительное обетование о будущем тысячелетнем царстве: «Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную». Определенно, в век Царства Израиль будет наслаждаться обильными Божьими благословениями! Люди больше не будут под Божьим проклятием. К ним никогда больше не вторгнутся иностранные народы. Они будут обитать безопасно и надежно в земле обетования, под защитой Самого Царя. Итак, отсутствие иностранных языков будет знамением Божьего обильного благословения на народ. «Не увидишь более народа свирепого, народа с глухою, невнятною речью, с языком странным, непонятным» (Ис. 33:19).
ЭТОТ ОБРАЗЕЦ ПОВТОРЯЕТСЯ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Те, кто не усваивает уроки истории, обязательно будут повторять её ошибки. Ассирийское и вавилонское пленения должны были преподать Израилю урок. Однако на страницах Нового Завета появляется тот же пагубный образец.
• Бог имеет весть для людей.
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф. 11:28; сравн. Иер. 4:1; Ис. 28:12).
• Люди отказываются слушать Бога. «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матф. 23:37).
• Бог делает так, что слышатся языки как знамение суда.
Господь Иисус Христос предсказывал ужасный суд, который придет на народ, который отверг Бога и отверг Его Мессию. «Се, оставляется вам дом ваш пуст. … Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Матф. 23:38; 24:2). Разрушение Иерусалима произошло в 70 году Р.Х., когда в город вторглись римские армии под командованием генерала Тита. В следующие две тысячи лет Бог Сущий не обитает в рукотворном храме, но Он обитает в уникальном Теле верующих и в каждом члене в отдельности (1 Кор. 3:16-17; 1 Кор. 6:19). Божья программа переходила от Израиля к Церкви.
За много лет до этого Бог сделал так, что иностранные языки звучали и были слышны как знамение суда для народа Израильского (Деян. 2; 10; 19 и дальше). Для тех иудеев, которые были знакомы со своим Ветхим Заветом, звуки иностранных языков не давали повода для радости! Языки были знамением Божьего проклятия, а не Божьего благословение. Языки означали приход вторжения и были признаком противления, суда и рассеивания. Когда Бог говорил на языке, иудеи понимали эту весть (Ис. 28:11; 1 Кор. 14:21). Дар языка был даром знамения, данным для неверующего, отвергающего Христа народа. «Итак, языки суть знамение не для верующих, а для неверующих» (1 Кор. 14:22).
• За этим следует рассеивание.
Народ Израильский был рассеян по миру почти две тысячи лет! Люди были вне своей страны, подвергались сильному гонению, и Божье проклятие было на них: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Матф. 27:25). Хотя малый остаток вернулся в страну, народ всё ещё был без храма, и в стране не было покоя и мира. Разрушение Иерусалима Титом в 70 году Р.Х. было чем-то таким, от чего народ Израильский никогда не оправился!
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЯЗЫКОВ
Когда прекратились языки? Если иностранные языки действительно были знамением грядущего суда на народ Израильский, тогда, как только этот суд пришел, дар знамения больше не был необходим. Любой иудей, знающий свой Ветхий Завет, должен был признавать иностранные языки как торжественное предостережение о грядущем суде. Как только суд настал, предостерегающее знамение больше не было нужным!
Свидетельство для неверующих Бог милостиво ждал четыре десятилетия после распятия на кресте Своего Сына (отверженного Мессии Израиля), прежде чем совершить окончательный суд над народом. Но в 70 г. Р.Х. римляне под командованием генерала Тита ввергли отвергающий Христа народ в окончательное разрушение. С 70 года Р.Х. не вызывает вопросов то, что Израиль, как народ, находится под судом Бога. Иудеи были изгнаны из страны. Они были рассеяны и гонимы по всему миру. Очевидным есть то, что Бог больше не трудится через Свой избранный народ. Его программа сейчас переместилась, и Божьи свидетели есть среди всех народов.
Иудеи находятся вне страны, и это определенное знамение, что они сейчас под Божьим проклятием (сравн. Втор. 28).
В каждой стране, где были рассеяны евреи, они постоянно слышат иностранные языки (русский, немецкий, английский и т.д.), как непрерывное напоминание, что они отвергли Божье благословение и Его покой. Достаточно интересно то, что ни одна книга в Новом Завете не была написана на языке иудеев. Бог не только переключился от Израиля на Церковь, но Он также переключился с еврейского языка на греческий, через который Он дал Своё Слово! Бог не отвергнул Свой народ Израильский (Рим. 11:1), но на некоторое время отодвинул в сторону.
Окончательным и наивысшим событием, обозначившим осуждение Израиля, было разрушение Иерусалима в 70 г. Р.Х.
Это событие было предсказано нашим Господом за сорок лет до его свершения (Матф. 23:38; 24:2).
Следовательно, нужно сделать вывод, что дар языков, как дар знамения, больше не был нужен после 70 г. Р.Х. Языки, должно быть, прекратились в 70 году Р.Х. или до него. Последнее историческое упоминание о даре языков находится в 1 Коринфянам, которое было написано около 55 года Р.Х. Нет никаких исторических свидетельств, что подлинный дар языков когда-либо встречался после 70 г. Р.Х. Языки послужили своей цели, и языки прекратились, как Бог и предсказал через Ап.
Павла (1 Кор. 13:8).
«Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих» (1 Кор. 14:22).
Как отмечалось выше, языки были знамением для неверующего, противящегося, отвергающего Христа народа Израильского. Верующим в Коринфском собрании нужно было понять цель языков, но намного больше им нужно было использовать у себя дар пророчества, который ценен для созидания, увещевания и утешения (стих 3). Пророчество ценно не только для верующих, но оно также имеет ценность для потенциальных верующих (посещающих собрание), как Павел объясняет в стихах 23-25.
Неверующие в 1 Кор. 14:21-22 и 1 Кор. 14:23-24
Важно понимать, что неверующие, упоминаемые в 1 Коринфянам 14:21-22, очень отличаются от неверующих, упоминаемых в 1 Коринфянам 14:23-24, даже несмотря на то, что используется то же греческое слово (апистос). В стихах 21-22 Павел описывает строптивых и непослушных неверующих, которые слышали Божью весть, но затем отвергли её и даже отвергли Бога, Который её дал. Это были неверующие, которые не слышали Бога (1 Кор. 14:21). Они упрямо отвергали Божье благодатное предложение покоя (Ис. 28:12). Это были неверующие, принадлежащие к «народу сему» (1 Кор. 14:21; Ис. 28:11), который в контексте отрывка из Исаии, может относиться только к народу Израильскому, иудеям. Языки были предзнаменованием грядущего суда на неверующий народ, который не слушал своего Бога.
Однако неверующие, описанные в 1 Коринфянам 14:23-24, находятся в выраженном контрасте с только что упомянутыми непокорными, отвергающими Христа иудеями. Это были неверующие, которые пришли в собрание. Павел, скорее всего, думал о неверующих язычниках, которые решили посетить Коринфскую церковь и посмотреть, что там происходит. Они хотели прийти и послушать, что может предложить церковь. Со всей очевидностью, эти неверующие были ищущими душами.
Фактически, это были потенциальные верующие! Павел знал, что потенциальные верующие больше всего другого нуждались в пророчестве, а не языках.
Библия учит в 1 Коринфянам 14:22, что языки служили знамением суда для народа Израильского. Означает ли это, что везде, где говорили на языках, должны были присутствовать неверующие иудеи? Такая позиция очень проблематична. Зачем непокорному, отвергающему Христа иудею присутствовать на церковном служении в Коринфе?
Участвовать в собрании с христианами было самым последним, что бы он хотел сделать. Также в Деяниях 10 или Деяниях 19, когда произошло говорение на языках, неверующие иудеи не присутствовали. Библия никогда не говорит, что неверующие иудеи должны были присутствовать, когда происходило говорение на языках, а Павел не включил это в свой перечень ограничений в 1 Коринфянам 14:27-35.
Как же тогда могли языки служить знамением для иудеев?
Следует понимать, что неверующие иудеи в Римской империи знали о христианской церкви. Они осознавали, что в их среде есть христианское сообщество. Христиане обсуждались в синагоге! Однако иудеи были весьма осведомлены о том, что некоторые из этих христиан имели поразительную способность говорить на иностранных языках, которые они никогда не изучали. Они как минимум слышали об этом удивительном явлении.
Как можно говорить, что неверующие иудеи знали о даре языков? Важно вспомнить о дне, когда впервые была начата Церковь, и были впервые услышаны языки. В день Пятидесятницы собрались иудеи «из всякого народа под небом» (Деян. 2:5-6). Все эти иудеи свидетельствовали о действии дара языков. Многие из них уверовали в Евангелие, когда проповедовал Петр, а многие нет (сравн. «иные намехались» в Деян. 2:13).
Вернувшись в свои дома, эти иудеи, должно быть, рассказывали своим родным об удивительных вещах, которые они видели и слышали. Можно даже представить себе такую беседу: «Слышал ли ты, что происходило в Иерусалиме?
Последователи Иисуса из Назарета заявляли, что их вождь воскрес из мертвых. В день Пятидесятницы произошло нечто чрезвычайно поразительное! Они говорили на иностранных языках. Это было замечательно! Люди, говорившие на этих языках, были галилеяне!» Проходили многие годы, и снова: «А помнишь, когда ты рассказывал мне об этом говорении на языках в Иерусалиме? Так вот, некоторые христиане начали собираться в нашем городе, и я слышал о том, что некоторые из них также говорят на иностранных языках!» Не нужно присутствовать в какой-либо церкви, чтобы знать, что там происходит. Расходятся сообщения, и распространяются новости! В дни ранней христианской Церкви люди знали, как минимум в некоторой мере, о том, что происходило в христианских собраниях. Точно так же было и во времена Ветхого Завета. Когда ассирийцы или вавилоняне пошли с вторжением на страну, эта новость распространилась быстро.
Иудеям не нужно было видеть своих врагов и слышать их речь, чтобы знать, что они приближались!
В 1 Коринфянам 14:22 перед греческим словом «языки» стоит артикль, и это имеет очень большое значение. Это «артикль предыдущей ссылки», указывающий на то, о чем только что шла речь: «Итак, языки суть знамение». О каких языках говорит Павел? Это языки, о которых он только что закончил говорить в стихе 21, а именно, иностранные языки. Итак, если языки в стихе 21 были иностранными языками (Исаии 28), тогда языки в стихе 22 (Коринфские языки) должны быть тем же самым явлением.
Свидетельство жизни во Христе
«Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь? Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог» (1 Кор. 14:23-25).
Для того чтобы Коринфская община имела действенное свидетельство перед погибающими, её члены должны были являть жизнь Христа. Мир должен видеть здоровый организм (а не организацию). Самое первое свойство организма – это то, что он обладает жизнью. Поместная церковь одухотворена жизнью самого Бога (сравн. 1 Тим. 3:15 – церковь Бога живого).
Церковное собрание пульсирует Божьей жизнью, потому что в нем обитает живущий Христос (Кол. 1:27).
Во время воплощенной жизни нашего Господа и Его служения здесь, на земле, Бог явился в плоти! Но великая тайна, вызывающая волнение в сердце Ап. Павла, – это то, что Бог имеет воплощение в Теле на этой земле (1 Тим. 3:15-16; Кол. 1:26-27). Христос сейчас имеет Тело на земле, в дополнение к своему воскресшему телу на Небесах.
Мир не может видеть Христа непосредственно, потому что Он на Небе, но он может видеть Его Тело, которое находится на земле – живой организм, являющий небесную, прославленную жизнь Христа! Глава на Небесах, а Тело – на земле для целей свидетельства о Главе! И существует только один способ, как мир может сегодня видеть Христа. Он должен видеть, что «Христос в вас» (Кол. 1:27)! Он должен видеть Христа в Церкви, потому что Христос сегодня являет Себя в Теле, которое есть Его Церковь, «которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Ефес. 1:23). Какой ценной должна быть церковь для Господа!
Согласно Колоссянам 1:27-28, существует только один способ того, как живущий Христос может воистину являть Себя в церкви и через нее. Каждый отдельный член Тела должен быть предостережен, каждый отдельный член Тела должен быть наставлен, и каждый отдельный член Тела должен быть хорошо насыщен! Когда члены церкви хорошо насыщены, тогда Тело будет здоровым; Когда Тело будет здоровым, тогда, будет явлена жизнь Христа, грешники будут обличаться, а Бог будет прославлен!
В 1 Тимофею 3:15 Павел описывает поместную церковь, как дом Божий, указывая, что Всевышний Бог живет и обитает в собрании. Какое чудо: обитающее присутствие Бога Сущего в церкви! Если выражение «дом Божий» (ойкос Теу) перевести на еврейский язык, то в результате получится слово «Вефиль». Если человек хочет понять Новозаветный «Вефиль» (1 Тим. 3:15), он должен понимать, что Иаков узнал о Ветхозаветном Вефиле в Бытие 28. Когда Иаков пробудился от сна своего, он воскликнул:
«Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий… И нарек имя месту тому: Вефиль» (Быт. 28:16-19).
«Господь присутствует на месте сем», а Иаков даже не знал этого! Те, кто принадлежит к Новозаветному «Вефилю», зачастую не понимают именно этого. Павел написал в Коринфский «Вефиль» такие слова: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16). Бог живет в церковном собрании. Церковь – это обитание Бога Духом (Ефес. 2:22).
Созидание Тела Христова
В Ефесянам 4:11-16 очень ясно сказано, что Божий приоритет – это здоровый организм. В 1 Коринфянам 14 (особенно стихи 3, 4, 5, 12, 17) указывается, что Тело верующих должно созидаться и быть здоровым. Миру нужно видеть здоровое церковное собрание, а не больное!
Что произойдет, когда неспасеный человек войдет в собрание, которое не функционирует согласно принципам созидания?
Ответ находится в 1 Коринфянам 14:23. Он скажет: «Это сумасшедший дом! Эти люди вне себя!» Но какая разница, когда он войдет в собрание, которое действует согласно принципам созидания (стихи 24-25). Сейчас он видит здоровый организм и уподобленных Христу святых! Итак, пав ниц, он поклонится Богу и скажет: «Истинно с этими людьми Бог. Бог находится на этом месте. Какое это потрясающее место. Это не меньше, чем дом Божий. Это не сумасшедший дом, это дом Бога! Вефиль».
Это ли увидят неверующие, входя сегодня в поместную церковь? Видят ли они здоровый организм? Видят ли они хорошо насыщенных членов? Видят ли они, что «Христос в вас»?
Обличены ли они в вызывающем благоговейный страх присутствии Личности Бога?
Величайшее свидетельство для мира происходит тогда, когда поместная церковь функционирует как «центр созидания», а не как «евангелизационный центр». Сегодня величайшая нужда для погибающего мира – это видеть, как Господь Иисус Христос являет Себя в здоровом собрании верующих и через него. Это невозможно произвести, произнося каждое воскресенье проповеди о спасении по Иоанна 3:16. Святым нужно не меньше, чем постоянное питание обо всей воле Божьей (Деян. 20:26-32; Матф. 28:20; 2 Тим. 4:1-2 и т.д.).
«Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование,– все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26).
Сейчас Павел делает обобщение последних двадцати пяти стихов. «Все сие да будет к назиданию». В противоположность этому, девиз многих «завоевывающих души» церквeй сегодня, кажется, такой: «Все сие да будет к евангелизации». Однако Ап.
Павел понимал, что погибающий и умирающий мир нуждается в том, чтобы видеть уподобленных Христу верующих, которые понимают и применяют в жизни Божье Слово. Когда Божий народ полностью оснащен к труду служения (Ефес. 4:11-16), тогда верующие не будут, конечно же, ослабевать в проповеди Евангелия, и не будут пренебрегать миссионерскими программами. Когда церковь делает своим приоритетом созидание, тогда непременно будет достигаться истинный евангелизм, как прекрасно показано в Коринфянам 14:24-25.
Достаточно интересно то, что культы не устанавливают евангелизационных центров. Напротив, они устанавливают созидательные центры для подготовки своих людей, чтобы они шли на выполнение дела служения. Люди погружаются в программу всеобщего обучения. Например, средний член организации «свидетелей Иеговы» всегда готов дать ответ каждому, кто спросит его о причине лживой надежды, которая в нем. Средний Библейский верующий ужасающе невежествен в отношении Божьей истины. Дьявол знает, какая система действительно работает! У культов нет недостатка в обращенных.
- новые языки (Мк 16:17);
- иные языки (Деян 2:3 и др.);
- эти иные языки для иностранцев были "нашими языками" (Деян 2:11);
- языки (просто, без всяких определений) (Деян 10:46 и др.);
- разные языки (1Кор 12:10 и др.);
- незнакомые языки (но это слово обозначено курсивом, значит в оригинале нет слова "незнакомые") (1Кор 14:2 и др.).
Да, есть еще один текст: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий" (1Кор 12:1). Здесь упоминаются "ангельские" языки, однако ничто не говорит о том, что кто-либо из людей говорил на ангельских языках. В этом тексте речь идет о превосходстве любви над языками и способностями человека.
Мк. 16
17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. (Деяния 2:4)
и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. (Деяния 19:6)
Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. (К Римлянам 8:26)
иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. (1-е Коринфянам 12:10)
Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?
(1-е Коринфянам 12:30)
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. (1-е Коринфянам 13:1)
Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; (1-е Коринфянам 14:2)
Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.
Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.
Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением? (1-е Коринфянам 14:4-6)
Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер. (1-е Коринфянам 14:9)
А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.
Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.
Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: "аминь " при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. (1-е Коринфянам 14:13-16)
но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке. (1-е Коринфянам 14:19)
Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.
Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь? (1-е Коринфянам 14:22-23)
Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.
Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу. (1-е Коринфянам 14:27-28)
Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев