До Архангельска дошли без особых замечаний. Жалко, что не зашли в деревню Вавчуга, где зарождался Российский военный флот. Создателями первых кораблей были братья Баженины. Их дом до сих пор стоит на берегу реки. Из Архангельска мы не могли выйти на шлюпках, т.к. море довольно бурное, инспекция безопасности мореплавания не дала разрешения на выход в море. Поэтому пришлось шлюпки отправить грузовым теплоходом до Беломорска. Я был старшим на борту. Остальные пароходом отправились на остров Соловки.
После соединения всей команды Беломорско-Балтийским каналом прибыли в Повенец, пересекли Онежское на борту теплохода. В Лодейном поле нас сняли с борта. Далее – река Свирь, на Ладожское озеро, на остров Валаам со стоянкой в Монастырской бухте, пришли в г. Приозерск.
Переход Приозерск – Петрокрепость принес нам серьезное испытание: на нашей шлюпке сломало мачту даже при зарифленных парусах. Для этого была великая причина: ветер был 8 баллов, волна 4,5 метра. До Ленинграда осталось пройти только р. Неву, что было сделано без происшествий.
1964 г. Маршрут Брянск – Николаев.
Шлюпки были доставлены в город Брянск на автомашинах. С шофером в доставке участвовал я и Толя Фофанов. Без приключений добрались до места встречи, где нас уже ждали команды во главе с Г.П. Курзнером.
Река Десна очень красивая, только комаров было очень много. В Чернигове к нам присоединился В.С. Руховец с корреспондентом газеты «Красная Звезда».
Без приключений дошли до города Киев. Далее я уже до Николаева не дошёл, т.к. надо было сдавать госэкзамен на офицера запаса.
1965 г. Маршрут Лазаревское – Ростов на Дону.
Учитывая старение шлюпок, ЛКИ для пополнения парка плавсредств для шлюпочных походов решил закупить две новые шлюпки в г. Лазаревское, где был завод по изготовлению шлюпок и катеров.
Прибыли мы туда в конце мая, присутствовали на всей стадии их изготовления. Поселили нас на верфи в домике для гостей. Весь процесс изготовления корпусов проходил на наших глазах. Надо сказать, что изготовление делалось очень грамотно и быстро. Мы сами подбирали себе весла, мачту, паруса, всё, что положено на борту. По готовности шлюпок в Лазаревское прибыли команды. Командир прибыл чуть раньше. По прибытию команды и готовности к движению забор, ограждающий верфь, разобрали и шлюпки были спущены на воду.
Переход из Лазаревское через Туапсе, Новороссийск, Ейск до Ростова прошел без особых нюансов. Правда, были два очень интересных эпизода.
Когда начали движение на Ростов, местный из аборигенов на наш вопрос, будет ли попутный ветер в сторону Ростова, осмотрев наши шлюпки, остался очень доволен и гарантировал попутный ветер где-то после 12:00 .
Так и получилось. Полный фордевинд, спокойная гладь воды. Вечный кайф. Идём не спеша, поставили «бабочку». Командир В.С. Руховец решил искупаться, плывет практически рядом со шлюпкой. Вдруг резкий порыв ветра, шлюпка «полетела» по волнам. Надо было видеть глаза командира, когда мы оторвались метров на 500. Даю команду «К повороту, поворот через фордевинд!» Весло, естественно, сломалось, но командира подобрали.
Этот ветер, но уже под Азовом, преподнес нам новый сюрприз. Решили перед заходом в Дон переночевать на берегу. Все радостно начали разбивать лагерь, ставить палатки, готовить ужин, т.к. время было вечернее. Я, как обычно, спал в шлюпке. Оба корпуса стояли на растяжке в лагуне. Вдруг, рано утром на берегу начался рёв, крики. Я ничего не понял, выглянул из-под чехла. Смотрю, весь народ бегает по берегу почти по щиколотку в воде. Ветер нагнал воды столько, что они проснулись в палатках в воде (настоящие подводники). По прибытии в Ростов я уехал защищать диплом.
1968 г. Еще один шлюпочный поход в команде ЛКИ я совершил в 1968г уже как работник предприятия «Звездочка» по маршруту Севастополь – Николаев – Одесса – Измаил.
Я отдыхал с семьей в Евпатории. Связался с В.С. Руховцом, договорились, что я приеду в Севастополь на помощь Ю. Рязанцеву и В. Соколову. Шлюпки были оставлены в одной из частей КЧФ. У одной был пробит борт у форштевня. Надо сказать, что в подготовке шлюпок нам очень помогли представители яхт-клуба г. Севастополь.
По прибытию участников похода и готовности шлюпок рано утром, миновав боновое заграждение, мы взяли курс на Евпаторию. Стоянка была непродолжительной. Пообедав, отправились снова в море. Далее – мыс Тарханкут, на траверзе Очакова – мыс Киркиницкого полуостро- ва [имеется в виду мыс Кинбурнская Коса], вошли в Днепро-Бугский лиман. Зашли на остров Березань, где был расстрелян лейтенант П. Шмидт. По Бугскому лиману пришли в г. Николаев. Это был мой последний в экипажах ЛКИ шлюпочный поход. После прохождения преддипломной практики на СМП г. Северодвинска в 1964 г. в цехе 50 (участок центровки) и защиты диплома, в августе 19 числа по распределению начал работать в цехе 15 мастером по ПТУ. На заказе пр. 658 (заводской № 903, первый выход в море) с 01.03.67г. назначен сдаточным механиком. В этой должности проходил изучение мат.части, все премудрости устройства кораблей. Эксплуатация в море на заказе, заводской № 904, 905 пр. 658, в должности сменного сдаточного механика. В должности сдаточного механика сдавал заказы: Проект 627А зав.№. 291, 283, 284 Проект 675 зав. № 538, 542 Проект 667А зав. № 424, 414 Дальнейшая работа на «Звездочке»: – заместитель начальника цеха 15 – начальник цеха 15 – заместитель начальника производственно-диспетчерского отдела (ПДО) – заместитель Генерального директора (ГД) по производству – начальник ПДО – представитель машиностроительного предприятия «Звёздочка» в Государственном Российском центре атомного судостроения (ГРЦАС) по производству – заместитель Генерального директора – начальник 6 отдела (1995–2011 гг.) – помощник Генерального директора. В должности заместителя Генерального директора – начальника 6 отдела участвовал в сдаче заказа 398 на всех выходах в море.
Работа – работой, но тяга к шлюпочным походам всегда подспудно присутствовала. Когда в 1993 г. отмечалось 300-летие Российского Флота, по приказу Главкома ВМФ началась подготовка к возобновлению шлюпочных походов. К нам обратился командир Беломорской военно-морской базы контрадмирал Сальников с предложением организовать шлюпочный поход, и мы с радостью приняли участие в этой работе. С базы нам передали ЯЛ-6 с полным вооружением. Первый шлюпочный поход команды энтузиастов состоялся в 1993 г. на Соловецкие острова. К сожалению, мы смогли дойти только до Пертоминска. Дальше пройти не могли по погоде, подготовка команды была не на высоте.
В 1994 г. достигли Соловецких островов, обошли весь архипелаг, заглянули во все шхеры и фиорды, куда обычным туристам заказано появляться.»
Источники
•
Сайт шлюпочных походов Корабелки ЭКО-ЛАДОГА • Совет ветеранов шлюпочных походов СПбГМТУ
• Управление воспитательной деятельности СПбГМТУ
При копировании материалов ссылка на группу «
Память Корабелки» обязательна.
#памятькорабелки #выпускники #шлюпочныйпоход
Нет комментариев