Так сложилось, что за границей символом русской народной музыки стала балалайка. Безусловно, это яркий и своеобразный инструмент, который отлично передаёт дух веселья и праздника. Однако в русских сказках почти невозможно найти упоминания о балалайке. Она, безусловно, присутствует в фольклоре, но её легко можно заменить любым другим музыкальным инструментом в плясках и танцах. В славянской мифологии также не найти упоминаний о балалайке как о значимом символе. Балалайка больше ассоциируется с легкомысленным весельем и праздничным настроением, но ей явно не хватает глубины, чтобы стать символом русской национальной музыкальной традиции.
Совсем другое дело — гусли. Этот инструмент буквально вплетён в ткань русской истории и мифологии, появляясь одновременно с нашими древними преданиями. Легенды о гуслях пронизывают всё культурное наследие Руси. Сегодня мы поговорим о том, какое огромное значение имеют гусли для русской культуры, почему власти царской России веками пытались искоренить игру на этом инструменте, сжигая его целыми возами, а также о том, как гусли влияют на человека и его осознанность. Оставайтесь с нами до конца статьи, чтобы узнать ответы на эти вопросы.
Происхождение названия «гусли»
Великий русский этнограф и искусствовед Светлана Васильевна Жарникова в своё время обратила внимание на то, что древние ведические обряды и ритуалы тесно связаны с северорусской народной традицией. В них особое значение придаётся водоплавающей птице — гусю, лебедю, утке. Эти птицы символизируют небо, свет, огонь, солнце и воплощают в себе Творца и Вселенную. В санскрите слово «хамса» (гусь, лебедь) означает душу, познавшую высшую истину, высший дух, свет и сакральный ритм музыки Вселенной.
Но и в самой русской народной традиции образы водоплавающих птиц играют особую роль. Гуси, лебеди и утки нередко символизируют сакральное начало в обрядовых песнях северных областей России. В этих же песнях гусли становятся обязательным инструментом, сопровождающим священные тексты. Яркий пример — песня из Архангельской губернии: "Где вы, гуси, были? Где ночевали, где спали, побывали? Мы у княгини спали, у первобрачной побывали. А что же княгиня делала? Во гусли играла, дары снаряжала".
Гусли издревле считались звучащим инструментом. В русских диалектах и в санскрите слово "гу" обозначает звук или звучание. Отсюда и такие выражения, как "ни гука - ни звука" или "гукнуть" — то есть подать звук. Но помимо этого, "гу" в санскрите также означает движение, что перекликается с русским словом "гулять". Мы говорим "гуляем свадьбу", что означает не только развлечение, но и ритмичное движение в сопровождении звука.
Всем, кто углублялся в историю царской России, рано или поздно приходится сталкиваться с любопытным фактом — негативным отношением властей и церкви к традиционному славянскому музыкальному инструменту — гуслям.
Вот несколько примеров:
В XII веке проповедник Кирилл Туровский угрожал муками тем, кто "ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки".
В требнике XVI века среди вопросов на исповеди можно встретить: "Не пел ли я песней бесовских, не играл ли в гусли?"
Игумен Памфил осуждал псковичей за то, что они "во время купальской ночи играли в бубны и сопели, и гудели струнами".
Исторические источники также свидетельствуют о том, что в правление Алексея Михайловича гусли изымались у населения целыми возами и сжигались на кострах. Почему же власти так остро реагировали на этот музыкальный инструмент? Важно отметить, что сжигались не только гусли, но и другие атрибуты древней культуры, однако это — тема для отдельного разговора.
Во многих славянских языках сохранились следы представлений о гуслях как о магическом инструменте. Например, в польском языке "gusla" означает "колдовать", а слова "guslarz" и "guslarka" переводятся как "колдун" и "ведьма". В лужицком языке "gusslowasch" означает "языческий обряд или жертвоприношение", а "gusslowar" — "колдун". В литовском языке слово "goslus" тоже связано с чародейством.
Иными словами, гусли в далёкие времена не были просто музыкальным инструментом, а несли в себе священное значение, оказывая сакральное воздействие на пространство и на человека. Этот факт становится очевидным для каждого, кто хоть раз в жизни слышал красивую игру мастера-гусляра. Чувства, которые вызывают звуки гуслей, не оставляют сомнений в их особенной природе.
В отличие от современной популярной музыки, которая в основном воздействует на нижние энергетические центры человека, пробуждая его инстинктивные стороны, народная музыка всегда строилась по совершенно другим принципам. Она влияла на верхние чакры, которые отвечают за духовное развитие человека, помогая ему раскрыть свою Божественную природу.
В древности музыка имела две главные цели — она должна была вводить человека в состояние изменённого сознания и гармонизировать его организм, чтобы каждая клеточка и орган звучали в унисон, как единый аккорд. Изменённое состояние сознания наступает, когда человек полностью погружается в звук, освобождаясь от мыслей. Именно в такие моменты божественная энергия может свободно входить через макушку, и человек соединяется с высшими силами. Гусли, как инструмент, были особенно эффективны в этом процессе.
Интересен и тот факт, что многие древнеславянские ритуальные костры VI–V веков до нашей эры выглядели как фигуры горящих лебедей. Зная о том, что музыкальный лад, связанный с образами гусей и лебедей, символизировал гармонию космоса, а игра на гуслях ассоциировалась с плетением нитей мироздания, становится понятно, почему в "Слове о полку Игореве" автор связывает лебедей с гуслями, на струны которых ложатся пальцы вещего Бояна.
Древние гусли, напоминавшие крылья птиц, можно считать музыкальным инструментом, который максимально приближён к идеалу.
Гусляры на протяжении веков и тысячелетий своим творчеством воссоздавали акт сотворения Вселенной. Этих музыкантов, также называемых скоморохами, нередко воспринимали как вестников или посланников. Слово "скомрат" в санскрите означает "вестник", что подчёркивает их особую роль в культуре — они шли по миру, неся свет знания и гармонии.
Во время игры на гуслях или под воздействием их звуков человек входит в потоковое состояние, в котором может получать информацию напрямую из единого информационного поля. Это состояние способствует осознанию окружающего мира на более глубоком уровне. Такого человека становится невозможно контролировать или использовать в корыстных целях, ведь осознанность — это первое и главное проявление духовного развития. Осознанный человек становится не просто свободным, а вольным, в том смысле, что он действует в соответствии с волей своего Рода и своего предназначения, направляя свои силы туда, куда считает нужным. Однако такие люди не были желанными для царской власти, ведь их независимость и духовная свобода ставили под сомнение возможность манипуляции ими.
На протяжении столетий шла систематическая работа по уничтожению народной культуры и инструментов, способствующих духовному развитию. Гусли, как один из таких инструментов, подвергались гонениям, но, несмотря на это, они пережили века преследований и вновь начинают возвращаться в современную культуру.
Конечно, не всё зависит от того, играет ли человек на гуслях или слушает их, но этот инструмент является мощной и простой практикой для очищения сознания. Гусли помогают быстрее достичь медитативного состояния, чем при самостоятельной работе, оказывая глубокое воздействие на внутренний мир человека.
Гусли обладают и целебными свойствами. Ладование с помощью гуслей — это не просто метод исцеления, это восстановление изначальной гармонии. Оно помогает ввести человека в особое состояние сознания, где он может ощутить связь с чем-то большим, чем физическое тело, и начать воспринимать мир через образы и ощущения, выходящие за пределы привычного восприятия.
Ладование гуслями — это не просто музыкотерапия. Вибрации инструмента гармонизируют работу всех систем и органов человека. Однако более важно то, что через игру на гуслях человек может получить ответы на самые важные для него вопросы, вплоть до осознания своего предназначения. Играя, гусляр помогает человеку не только восстановить своё здоровье, но и обрести внутреннюю гармонию и связь с предками.
Музыкальные традиции Древней Руси всегда были неразрывно связаны со скоморохами и гуслярами. Однако, печальная глава нашей истории, связанная с уничтожением скоморошества, привела не только к массовому истреблению музыкальных инструментов, но и к потере множества уникальных произведений народного искусства.
Вместе с инструментами были утрачены глубокие смыслы песен, как, например, в случае с известной песней "Во поле березонька стояла", где образ Березы раскрывается как символ защиты Руси, как оберег женской силы и рубеж Светлых Сил.
К сожалению, значительная часть подобных музыкальных текстов и мелодий потеряна. В наше время крайне важно восстановить это наследие, вернуть древние славянские смыслы и культурное богатство, в том числе через музыку.
Особенностью древних славянских инструментов было то, что они создавали чистые звуковые вибрации, которые оказывали мощное воздействие на человека. Звуки колоколов и гуслей, близкие к идеальной синусоиде, обладали очистительным эффектом. Гусли, сделанные по правильным канонам, создавали мощные вибрации, которые передавались слушателям, воздействуя на их внутреннее состояние.
Славянские музыкальные инструменты — это ключ к возрождению нашей культурной традиции и пробуждению народного сознания. Мы живём в непростое время, когда особенно важно возвращаться к этим корням.
Сегодня гусли играют важную роль в пробуждении как самого человека, так и окружающего мира. В условиях повышающихся вибраций Земли, которые уже значительно изменились за последние десятилетия, гусли помогают настроиться на более высокие частоты и вспомнить своё истинное предназначение.
С каждым новым звучанием гуслей, с каждым их аккордом, человек начинает осознавать свой Путь, свою суть. Этот инструмент помогает возвышать духовное состояние и входить в контакт с высшими энергиями.
В древности звуковые практики, такие как горловое пение и работа с бубном, использовались для воздействия на нижние энергетические центры. Однако гусли работают на более высоких уровнях — в так называемых "серебряных" и "золотых" царствах.
Происхождение самого слова "гусли" также вызывает интерес. По версии Светланы Жарниковой, в русской традиции всегда упоминались гуси-лебеди, хотя в природе таких птиц не существует. Это сочетание "гуси-лебеди" может быть ключом к пониманию глубинных смыслов и происхождению самого слова "гусли".
Что же такое звук ГУ? Это не только звук, но и движение. Здесь мы можем заметить интересную связь с ткачеством. Ведь и в этом древнем ремесле водоплавающие птицы имеют своё символическое значение — утицы используются и на ткацких станках, и на гуслях. Таким образом, игра на гуслях, как и ткачество, можно воспринимать как процесс плетения узора Вселенной, своего рода творение истории Явного мира.
Отрадно осознавать, что, несмотря на многовековые попытки уничтожить гусли и традиции, связанные с ними, они не только выжили, но и обретают новую популярность в современном мире. Этот инструмент сегодня находит своё место даже в повседневной жизни горожан. Многие используют гусли для восстановления душевного равновесия после тяжелого рабочего дня, а некоторые даже играют на них в пробках, чтобы не тратить нервы впустую. Это только подтверждает, насколько этот инструмент универсален и полезен для современной жизни.
https://mdeva.ru/history/vostochnye-slavyane/
Нет комментариев