Оживилась протока. Загремели по деревянному настилу колеса медведок, на которых на причал подвозился экспортный пиломатериал. Загрохотали лебедки пароходов, поднимая пакеты досок на борт судов.
– Вира! – подает команду мичман, – и пакет сосновых досок, пахнущих скипидаром, ползет вверх…
В этот первый год существования Игарки заполярные лесопильщики отгрузили за границу 12360 стандартов экспортных пиломатериалов енисейских и маклаковских заводов и 2053 стандарта экспортных досок, напиленных на первом игарском, временного типа, заводе. Доски маклаковских и енисейских заводов грузились на рейде с барж, игарского завода – с причала.
Много неудобств, недоделок, кустарщины встретилось при первой погрузке, но с этого времени приход морских судов в Игарский порт превратился в регулярные плановые рейсы. Путь из Енисея через Карское море и Северный Ледовитый океан стал путем нормальной коммерческой связи с портами Англии, Дании, Голландии, Швеции и других капиталистических государств.
Первые пароходы далеко за пределы Советского Союза разнесли весть о городе в лесотундре, где вырабатываются первоклассная доска из леса сибирских хвойных пород.
В течении лета немногочисленный флот Енисейского речного пароходства доставлял в Игарку новые отряды рабочих, оборудование, строительные материалы, а продовольствие не пополнялось.
Начальник строительства выехал в Новосибирск, чтобы ускорить отправку продуктов, но и сам как в воду канул: ни слуху, ни духу.
По небу поползли хмурые тучи, полетели первые хлопья снега, подул пронизывающий ветер. Вот уже кромка льда неумолимо тянется к середине реки, а каравана с продовольствием все нет.
«Как зимовать? Чем прокормить двухтысячный коллектив в течение долгой зимы, если уже сейчас не хватает многих видов продуктов?» Эта мысль не на минуту не покидает начальника В.П. Остроумову. И она выносит этот вопрос на собрание коммунистов, а затем и на общее собрание коллектива. Решила рассказать людям правду, посоветоваться, как быть. Собрание было многолюдным и шумным. Однако не все поняли по-настоящему истинное положение дел. Между деловыми, озабоченными выступлениями слышались панические выкрики:
– Завезли к черту на рога и забыли.
– Знали начальники, что мало продовольствия, надо было отправить нас на обратно.
– Надо организовать охотничью и рыболовецкую бригады, немного сократить норму хлеба.
– И так уже шикарно живем, куда сокращать.
– А ты что за шиком сюда ехал? Знал, что кишка тонка, сидел бы дома.
– Начальству что, оно сыто будет, а мы как?
– Замолчи ты, нытик. Начальство вместе с нами в столовой питается. Ты сам знаешь, а вопишь. Я считаю так. Нытики и паникеры, вроде Каны Ускова, могут не выходить на работу, чтобы жир не растрясти. Видать совесть перед товарищами потеряли. Еще ничего не сократили, сыт до отвалу, а паникуешь – сказал Алексей Федорович Калинин. Мы же будем работать так, чтобы плановое задание не только выполнить, но и перевыполнить.
– Рыбы здесь много, – сказал Василий Лаврищев. – Охота даст мясо. Я за то, чтобы создать рыболовецкую охотничью бригады. Привлечь для этого дела местных жителей.
Споры, суждения, как и предложения, были разные, но порешили на одном возможном. Одобрили решение партийного собрания о создании бригад и некотором сокращении нормы хлеба.
А температура с каждым днем падала все ниже и ниже. На Енисее осталась лишь узкая полоса свободного льда фарватера. Сомкнется лед, рухнут надежды.
Но ухнуть надеждам было не суждено.
Работающие на берегу увидели, как вдали на реке взметнулся султан дыма и сквозь тоскливый вой ветра прорвался гудок парохода. Отчаянно дымя и отдуваясь, буксир «Полярный» притащил караван из пяти барж с продовольствием.
Кто может передать радость людей, заброшенных в северную пустыню, где нет соседа, который бы выручил из беды. Естественно, что было в порядке вещей, когда многие оставили работу, устремились к месту причала долгожданного каравана. И вовремя.
Одна из барж, не успев пришвартоваться, протараненная льдом, стала тонуть.
– А ну, кто смелый, за мной! – бросился прораб Комаров по ненадежному льду к барже.
Смелых оказалось много.
Команда откачивала воду, задраивала пробоину.
Хлюпая промокшей обувью, по наскоро сколоченным мосткам, проложенным по льду, взад-вперед сновали зимовщики, спасая драгоценный груз. Это была какая-то бешеная работа. Все, кто в состоянии был тащить какую-либо тяжесть, тащил ее. Другие работали на берегу, переправляя выгруженные продукты в склады.
С берега не ушел никто, пока не был вытащен последний ящик с продуктами. И несмотря на то, что усталость и тупая боль во всем теле требовали отдыха, люди вышли на свои смены в установленное время. И никто тогда не знал. не предполагал, что после очередной схватки со стихией зимовщиков подстерегает еще более коварный враг – цинга.
Катастрофа разразилась неожиданно. Ослабевший организм не смог устоять против лютых морозов, сырости жилищ, напряженного труда, сдал. У многих появилось недомогание, начали пухнуть десны, на ногах появились предательские черные пятна. Впервые в марте 1931 года вышли на работу бригады не в полном составе.
Много труда отдали спасению здоровья людей врачи Владимир Иванович Виленский и Клавдия Андреевна Леухина. Кроме имеющихся в их распоряжении медикаментов, они заготавливали хвою и этим хвойным отваром поили не только больных, но и здоровых. Это уж в порядке профилактики.
Дни шли за днями. Теснили тайгу строительные площадки, и она нехотя отступала под напором упрямых людей. Менялся пейзаж местности.
Три лесопильных завода с десятью пилорамами уже выпускают плановую продукцию. Появился ящичный цех, оборудованный несколькими циркульными пилами, маятниковой и педальной торцовками для переработки отходов лесопиления на экспортную мелочь, построен столярно-строгательный цех, который выпускает строительные детали и мебель для местных нужд.
Увеличилось и энергохозяйство. Кроме двух паросиловых станций, появилась локомобильная мощностью 1285 лошадиных сил, котельная для отопительных нужд. Хотя и вчерне, но ясно обозначился набросок будущего города.
Восьмого августа 1931 года в Игарский порт пришло двенадцать морских пароходов, которые приняли 13405 стандартов экспортной пилопродукции.
С каждым годом увеличивается спрос на сибирскую экспортную доску, с каждым годом увеличивается число пароходов под погрузкой, которые приходят в наш порт под английским, норвежским, бельгийским, германским и другими флагами.
Орфография и пунктуация автора сохранены.
Продолжение следует.
Автор - Зоя Павловна Булахова, редактор Игарской газеты «Коммунист Заполярья». Написала повесть «Ворота в океан» о первостроителях Игарки, фрагменты которой опубликованы в газетах «Коммунист Заполярья» за 1971 г.
Комментарии 1