Искусство в повседневности»
Этика или эстетика?
Что важнее для творчества? И возможно ли найти баланс между этими понятиями? Сегодня мы вновь говорим о двух экологичных направлениях современного искусства, их родственных связях и особенностях. В экоарте на первый план выходит этика.
Пример – инсталляция «Эковселенная Сириус», созданная в 2024 году для Всемирного фестиваля молодежи благодаря сотрудничеству с «СИБУРом», предоставившим переработанный пластик для создания конструкции и костюмов перформеров. Без пластика сложно представить современную жизнь с её темпом и ритмом, отсюда и включение хореографической части. При этом любой предмет, использованный нами, должен быть по-максимуму переработан. Символичное возрождение и вторая жизнь ненужных вещей даёт человечеству надежду на экологичное сосуществование с природой. Название инсталляции отсылает к звезде, ведь именно Сириус в мифологии многих народов олицетворяет возрождение и неугасающую надежду. Всё вместе - ещё одна попытка современных подвижников экоарта поднять разговор об этической стороне искусства и культуре повседневного потребления.
А что с ленд-артом? Поколение художников 60-х изначально занимали другие проблемы: бюрократизация мира, коммерциализация искусства, холодная и отчужденная эстетика новых авторов. В этих условиях они постепенно обращают внимание на экологическую проблематику, фокус внимания всё больше смещается на потребительское отношение человека.
Одним из первых больших проектов на эту тему стала выставка «Экологическое искусство» в нью-йоркской галерее Джона Гибсона. На ней были представлены теперь уже известные художники: Карл Андре, Питер Хатчинсон, Ричард Лонг, Роберт Моррис, Деннис Оппенхейм, Роберт Смитсон.
Ещё одним поворотным моментом в истории направления стали программные работы Ханса Хааке. Одну из них московский зритель мог увидеть в музее современного искусства «Гараж» в 2019 году. Начальный период творчества художника объясняет логику существования ленд-арта как направления. Пример - «Циркуляция», замкнутая сеть пластиковых трубок с бегущей по ним водой и списком предприятий, загрязняющих реки. Так автор инсталляции отразил хаотичный характер природы и напомнил о постоянном присутствии человека, вносящего дисбаланс.
В следующем выпуске мы поговорим о самом известном примере ленд-арта в России, а пока предлагаем ближе познакомиться с творчеством упомянутых авторов.
Методист по научно-просветительской деятельности Мещерюк-Ногаева Ю.В.
Фотографии взяты из открытых источников.
Другие статьи проекта: https://clck.ru/3BNfeg #губкинскиймузей #музейосвоениясевера #ЭкоАртИскусствоВПовседневности #ЖизнивстилеЭКО #экопроект #искусство #современноеискусство #лендарт
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев