МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРЛОВКА «ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ «КОЧЕГАРКА»
Онлайн встреча в клубе «Сеньоры» - мастер класс по изучению основных движений латино-американской программы. Видеоматериал
26.10.2024г
Уроки латиноамериканских танцев или "горячий фитнес"
«Горячий фитнес» — это не тренировки в бане, как может показаться на первый взгляд. Это направление, которое объединило принципы фитнес-тренировки с эмоциональностью и темпераментом латиноамериканских танце.
«Горячий фитнес» — это не тренировки в бане, как может показаться на первый взгляд. Это направление, которое объединило принципы фитнес-тренировки с эмоциональностью и темпераментом латиноамериканских танцев.
В миру это направление называется фитнес-латина, так как состоит из движений и элементов большинства популярных латиноамериканских танцев — самбы, мамбы, румбы, ча-ча-ча, джайва, меренге и, конечно, сальсы. Музыка, используемая в тренировках, также латиноамериканская, но смикшированная таким образом, чтобы легко было выполнять множество повторов одного и того же движения, не нарушая ритма самой тренировки.
Фитнес-уроки латиноамериканских танцев
Фитнесом такая тренировка является потому, что все движения и связки специально составлены для того, чтобы можно было достичь конкретных целей, связанных со здоровьем. Фитнес-латина относится к группе кардиотренировок и в первую очередь повышает выносливость всего организма, развивая сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Это достигается за счет увеличения частоты сердечных сокращений, то есть кардиотренировки, которая присутствует в фитнес-латине, а это в свою очередь увеличивает обмен веществ и улучшает кровообращение. .
Плюсы и минусы такого фитнеса
Чем полезно для здоровья уроки латиноамериканских танцев? Во-первых, это способствует сжиганию лишних калорий и лишней жировой ткани, во-вторых, улучшает поступление в клетки тканей и органов питательных веществ и кислорода, а значит, организм в целом чувствует себя хорошо и не нуждается в дополнительных ресурсах. Кроме того, в тренировках на основе фитнес-латины хорошо можно укрепить мышечную ткань и скелетно-костную систему. Это значит, что укрепляются и подтягиваются мышцы рук, ног, корпуса и живота, а также формируется правильная осанка. Красивые, упругие и подтянутые, но не «перекачанные» бедра, ягодицы и соблазнительный животик — это ли не идеал мужских мечтаний о любимых женщинах?
Кроме того, фитнес-латина — это практически сольный танец — все связки можно использовать в своем собственном танце в любом месте и в любое время — хоть на корпоративе, хоть дома в тапочках. Многократные повторения этих танцевальных связок в процессе тренировки в зале улучшают технику танцевания и поэтому многие на танцполе чувствуют себя гораздо увереннее, что тоже, естественно, можно посчитать пользой фитнеса.
Снимаем стресс танцами
Многие современные женщины страдают от недостатка физической активности — сидячая работа, много передвижений на машине, сложный рабочий график, не оставляющий места и времени для банальной прогулки и уж тем более для систематических занятий каким-либо видом спорта — все это здоровью не способствует, а лишь укрепляет и без того разросшийся психологический и, как следствие, физический стресс. А там, где есть постоянный стресс, недалеко и до развития хронических заболеваний, лечение которых может повлечь за собой большие финансовые и временные затраты. Что уж говорить — здоровым образом жизни тут и не пахнет, а так хочется быть активной, здоровой и счастливой. Фитнес-латина, являясь динамичном видом тренировки, помогает справиться с этим синдром «сидячей жизни», снять стресс и напряжение от однообразного и стереотипного физического и психологического существования и повысить общий тонус организма — несомненный плюс фитнеса.
Эмоции и ощущение радости
Но уроки латиноамериканских танцев это не только специально разработанный для сохранения физического здоровья комплекс упражнений, основанный на хореографии и музыке латиноамериканских танцев. Это еще и эмоции, общение, ощущение радости от того, что делаешь. Это возможность проявить себя и свой темперамент, потому что музыка, используемая на занятиях, просто не может не затронуть твои эмоции — выполняя пятый подход той или иной связки движений, ты двигаешься в такт музыке, замечаешь, как ритмично и, может, даже призывно покачиваются твои бедра, улыбаешься и чувствуешь себя самой горячей латиноамериканской женщиной! Тело работает, ты видишь результаты и чувствуешь удовлетворение от себя самой и от жизни. Естественно, что после такой тренировки твоя самооценка пойдет в рост, так что и с психологической точки зрения польза фитнеса несомненна.
Психология танца
Психологи говорят, что понятие и стиль здорового образа жизни включает в себя не только занятия спортом, фитнес, здоровые привычки и здоровое питание. Это еще и психологическое здоровье, когда женщина чувствует удовлетворение от своей жизни, от того, как она выглядит, когда ее самооценка не страдает от постоянной неуверенности и самокритики. Но для того, чтобы чувствовать себя уверенной и свободной, одной физической тренировки мало — нужна еще и эмоциональная тренировка. И в этом смысле любое танцевальное направление в фитнесе, в том числе и фитнес — латина, может стать хорошим инструментом, помогающим каждой женщине поддерживать не только свое физическое, но и психическое здоровье и вести здоровый образ жизни.
Самба
Вот несколько примеров основных движений самбы:
• Самба-ход – вынос свободной ноги назад или в сторону и переступание. Вес частично переносится на вынесенную ногу, но тут же возвращается на опорную. Различают боковой и стационарный самба-ход.
• Самба-баунс – пружинящее движение в ногах в синкопированном ритме самбы. Происходит отрыв каблука опорной ноги от пола. Бедра тем временем плавно двигаются назад-вперед.
• Самба-виск – шаг в сторону, затем перекрестный шаг ногой за ногу и переступание на месте с соблюдением ритма и выполнением самба-баунс.
Румба
Основное движение румбы представляет собой шаги вперед-назад, которые перемежаются боковым шагом и переносом веса с одной ноги на другую. К более сложным элементам относят, например:
• Веер – последовательность из шагов и поворотов, при которых между партнерами сохраняется прямой угол. После выполнения этих движений пара раскрывается в веерную позицию.
• Раскрытие – партнеры переходят в сторону и назад, таким образом меняя положение лицом к лицу на разомкнутое с удержанием за одну руку.
Ча-ча-ча
Фигуры и движения ча-ча-ча похожи на элементы румбы. Тем не менее есть некоторые нюансы исполнения. Главное отличие заключается в темпе: ча-ча-ча гораздо энергичнее, в то время как румба – самый медленный танец латиноамериканской программы.
Пасодобль
Этот танец имитирует корриду, поэтому все движения партнера – стилизация под действия тореадора. Приведем несколько примеров:
• Аппель – короткий удар всей ступней и последующее переступание на нее, в корриде – сигнал для привлечения внимания быка.
• Испанская линия – совместный ход пары вперед, раздельный разворот и принятие особой позы тореро перед восторженными зрителями. Партнеры стоят спиной друг к другу.
Джайв
В основе – быстрое синкопированное шассе (шаг – приставка – шаг) влево или вправо, затем более медленный шаг назад и возврат вперед. При исполнении акцентируется каждый четный счет, что позволяет увеличить скорость танца.
ТЕХНИКА ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОГО ТАНЦА
В ЕДИНИЧНЫХ ДЕЙСТВИЯХ.
В этом разделе приводится описание самой концепции единичных действий, описание единичных действий и пояснения их функциональной обоснованности.
Основным отличием этой методики от других способов преподавания латиноамериканского танца является чёткое разделение методической работы на этапы сложности, позволяющее выстраивать грамотное движение, начиная с первых же лет занятий спортивным бальным танцем.
Нельзя исключить из внимания тот факт, что ведущие педагоги тоже поэтапно выстраивают свою работу с танцорами, однако принцип уровня сложности, по которому выстраивается предлагаемая информация, принципиально отличается от данного подхода.
Предлагается отталкиваться от опыта хореографов и гимнастов, где изначально работа тренера строится таким образом, чтобы добиться максимального качества от единичных действий исполнителя и взаимосвязанности между ними, и уже затем - построение сложной хореографии и обучение актерскому мастерству.
Таким образом, данная методика по преподаванию техники латиноамериканского танца строится в следующем порядке, после того, как изучены базовые фигуры и вариации:
• Постановка баланса
• Перенос веса
• Работа стопы
• Корпус и руки
• Ведение и взаимодействие в паре
Кроме этого, в контексте этой методики предлагаются варианты исполнения поворотов и вращений, дающие скорость и элегантные линии.
Важно, что максимальной эффективности любая работа, в том числе и эта, достигает тогда, когда только после полного освоения одного этапа, тренер переходит к следующему. Это связано с тем, что внимание, как таковое, на начальных стадиях обучения настолько тотально и неразделимо, что невозможно заставить его отслеживать работу разных групп мышц одновременно. Поэтому если натренировать один аспект танца до автоматизма, то можно переходить к другому, без риска потерять уже наработанное.
Желание сделать «сразу всё» приводит тренера часто к тому, что он начинает пытаться угодить и судьям, и танцорам и их родителям в ущерб методичности и последовательности подачи материала. И это особенно трудно, когда затруднено представление о том, в какой же именно последовательности должен быть подан материал.
В той последовательности, которая предлагается, нет жёсткого ограничения: только так и никак больше. Скорее все-таки важна именно полная концентрация на одном из аспектов прежде, чем переходить к другому. Поэтому вы можете начать работать именно в том месте, с тем аспектом, который у ваших танцоров развит хуже, и уже потом обращаться к другим.
Нельзя не упомянуть так же о том, что на любом уровне танцевания у танцоров есть определенный порог, за которым тренировка одной и той же информации уже перестает приносить серьёзный эффект. Это значит только то, что нерешённые проблемы на других участках работы мешают продвигаться дальше. Необходимо обратить внимание на то, что в любой работе можно удариться в крайность и прийти к абсурду, если не отмечать внимательно то, что происходит с вашими танцорами в реальности. Любая эффективная работа строится от того, насколько она актуальна.
Описание единичных действий.
Шаг представляет собой самый простой элемент танцевального действия, на котором можно подробно рассмотреть все фазы перемещения с одной ноги на другую. Техника движения здесь определяет: характер латиноамериканского танца, скорость перемещения, взаимосвязанность между частями тела для создания максимально гармоничного, красивого движения, а так же устойчивость.
Основные единичные действия в процессе шага:
• подготовка (работа корпуса),
• вынесение ноги для шага,
• положение максимальной устойчивости (вес на двух ногах),
• перенос веса и окончание шага, являющееся началом подготовки к следующему шагу.
В современном преподавании большинство педагогов выделяют максимум два действия – подготовка к шагу и перенос веса («и» «1», «и» «2» и т.д.), нагружая их большой смысловой нагрузкой и дробя музыкальный такт на огромное количество под-ударов. Несомненно, поскольку это дает свои результаты, можно тренироваться и так. Однако тренировка отдельных деталей позволяет добиться максимального эффекта в силе и чистоте движения, и при хорошем качестве этих действий не составляет труда объединить их в последовательность действий.
Предлагается в тренировочном процессе разбить эти действия на более мелкие, и тренировать их отдельно друг от друга, а затем собрать в единое движение. Такой способ дает возможность тренировать разные группы мышц максимально эффективно, что в свою очередь дает перспективу развития движения, а не исправления в течение длительного времени мелких недочётов движения из-за не тренированности отдельных групп мышц.
Единичное действие – это мельчайший элемент движения. Из единичных действий складывается шаг, из шагов – фигура, из фигур – композиция.
Во время шага тело танцора проходит через три основные фазы, каждая из которых является единичным действием:
• Шаг вперед: работа корпуса, вынос рабочей ноги, перенос веса
• Шаг назад: работа корпуса, вынос рабочей ноги, перенос веса
• Шаг в сторону: работа корпуса, вынос рабочей ноги, перенос веса
Как видно, любой шаг выполняется в одной и той же последовательности действий. И так же необходимо добавить, что любая фигура состоит, прежде всего, из таких шагов с такой последовательностью действий. Единственное, что подлежит изменению – это ритмические интерпретации и в зависимости от них – скорость прохождения той или иной фазы.
Открытая и закрытая позиции.
В первую очередь, для того, чтобы танцор имел представления о позициях, на которых в будущем будет основано его грамотное движение, в латиноамериканских танцах мы используем закрытую и открытую позиции бедер. Здесь мы пользуемся смысловой аналогией с различными позициями стоп в классическом танце – основой, с которой начинается преподавание балета. При открытой позиции бедра развернуты друг от друга, позиция ног выворотная. В закрытой позиции бедро опорной ноги закрывается к бедру рабочей ноги. Опорная нога стоит в шестой позиции по отношению к телу, рабочая – выворотно.
В конечной точке шага вперёд мы используем открытую позицию бёдер.
В конечной точке шага назад мы используем закрытую позицию бёдер.
В конечной точке шага в сторону мы используем закрытую позицию бёдер.
Конечная точка шага - положение тела, в котором вес тела полностью сосредоточен на одной (опорной) ноге, а пальцы рабочей ноги указывают точку, из которой был сделан предыдущий шаг (предыдущий перенос веса). Как правило, этот момент приходится на музыкальный удар.
Это описание не исключает фигур, в которых существуют положение веса «между ног», поскольку в этих фигурах такое положение обосновано, прежде всего, игровым характером данного движения, актерской задумкой, либо дуэтным трюком, в котором партнёрам необходимо удерживать максимальный баланс для создания эффектного, рискованного положения.
Когда танцор освоил закрытую и открытую позиции бёдер и может с уверенностью применять их на любом шаге в любой фигуре, можно переходить к следующему этапу.
Устойчивость и красивые линии ног.
В этом разделе предлагается уделить внимание упражнениям, позволяющим решить сразу несколько задач: устойчивость, сильные хореографичные ноги, сильная стопа, грамотные позиции ног, правильная постановка нижней части корпуса (мышц пресса и ягодиц).
Единичное действие: перенос веса.
В процессе шага существуют моменты, при которых вес тела находится сначала на одной ноге, затем на двух ногах и снова на одной ноге.
Для тренировки устойчивости важным является положение, при котором вес тела расположен на двух ногах.
Упражнение, формирующее чувство устойчивости, мы отрабатываем на шагах вперёд, назад, в сторону, на основных движениях танца Румба и Ча-Ча-Ча. Это упражнение выполняется под счёт, где на каждый нечётный удар вес располагается одинаково на две стопы, а на каждый чётный вес переносится полностью.
Любое упражнение выполняется в удобном для танцора темпе, постепенно ускоряясь и постепенно переходя на отработку под музыку разного темпа.
Задача следующего упражнения на устойчивость в том, чтобы как можно дольше оставлять вес на подушечке опорной стопы с давлением в пол. Его смысл в том, чтобы максимально использовать силу опорной стопы.
На каждый нечётный удар в шаге вес распределён «между ног», причем одна нога стоит на всей стопе (та, на которую совершается шаг), а вторая на подушечке стопы. На каждый чётный удар вес переносится полностью за счёт сильной работы подушечки и пальцев стопы второй ноги.
После того, как танцор освоил этот аспект работы стопы, мы переходим к следующему этапу.
Единичное действие: Вынос рабочей ноги.
Для создания элегантных линий при движении рабочей ноги, важно обращать внимание на следующие детали. Стопа рабочей ноги при переносе её с места на место остаётся натянутой во время всего движения. При этом в момент, когда рабочая нога проходит рядом с опорной ногой, колено рабочей ноги должно быть высоко поднято, чтобы дать возможность стопе быть сильно натянутой.
Первое упражнение формирует красивые линии ног. На каждый нечётный удар красивая натянутая нога выносится вперёд (если это шаг вперёд), на каждый чётный удар совершается полный перенос веса. То же самое происходит при шагах назад, в сторону, при выполнении основного движения ча-ча-ча, румбы.
Второе упражнение позволяет увеличить скорость выноса ноги. Для этого мы используем работу корпуса, как начало вынесения рабочей ноги. Задача этого упражнения в том, чтобы движение начиналось в корпусе. О работе корпуса речь пойдет ниже.
Типичные ошибки при тренировке правильного переноса веса:
• ошибка несобранного пресса: расслабленные, не собранные мышцы пресса (так же как и «распущенные» мышцы ягодиц) всегда являются большим препятствием для того, чтобы различные части тела были связаны между собой, создавая тем самым гармоничное движение всего тела и красивые линии;
• ошибка при тренировке шага назад: возникает в том случае, если на нечётный удар при выполнении вышеназванных упражнений весь корпус встаёт над ногой, на которую исполняется шаг. И тогда при полном переносе веса корпус «заваливается» назад. Чтобы этого избежать, при шаге назад на нечётный удар в этих упражнениях необходимо оставлять вес точно посередине между двух ног. Ягодицы и пресс при этом должны быть собраны;
• ошибка «опускания» на бедро опорной ноги при переносе веса: при этом колено рабочей ноги находится очень низко и поэтому нет возможности провести дальше красивую высокую стопу. Правильно - держать бедро рабочей ноги при переносе веса на одной высоте с бедром опорной ноги. При шаге назад нет возможности вывести ногу назад с прямым коленом, если бедро рабочей ноги опущено вниз.
Сильный и гибкий корпус.
Упражнения этого раздела позволяют развивать целостность и взаимосвязанность движения. Грамотная работа корпуса во многом определяет скорость перемещения, включенность разных групп мышц корпуса, что в результате даёт впечатление мягкости и гибкости корпуса, гармоничности движения. При использовании этих упражнений, можно получить действительно очень красивое движение даже от тех учеников, которые производят впечатление врождённой негибкости. Кроме этого, при максимальной включенности грамотной работы мышц корпуса, увеличивается сила и амплитуда движения.
Единичное действие: Ротация.
Ротация – это поворот корпуса вокруг своей оси.
В этом единичном действии не участвуют руки. Движение начинается под рукой (подмышкой) и заканчивается на уровне колена. Три точки – грудь, подвздошная кость (маленькая выпирающая косточка чуть выше начала ноги, особенно заметна у танцоров с плоским животом) и колено – являются точками одной линии, которая во время ротации остаётся вертикальной. Остальные части тела в момент ротации статичны, либо создают противодвижение. Для того чтобы руки и плечи не компенсировали движение корпуса, используется упражнение с эластичным бинтом. Это шаги в любом направлении, при которых для того, чтобы вынести ногу для шага, в корпусе совершается ротация: сторона опорной ноги поворачивается назад, а сторона рабочей ноги, вместе с ногой, выходит вперёд. При этом в руках на уровне груди мы натягиваем эластичный бинт или эспандер с целью выключить руки из этого процесса.
Вообще, при тренировке одной группы мышц важно отключать от работы все те мышцы, которые не должны быть использованы в этой работе. Это необходимо делать для того, чтобы «не нужные» мышцы не компенсировали недостаток силы в «работающих» мышцах при совершении конкретных усилий. Это позволяет максимально развить как работающие в этом упражнении мышцы, так и грамотную координацию.
Скорость ротации влияет на скорость перемещения танцора из шага в шаг. Для того чтобы добиться максимальной скорости, используется упражнение, основная задача которого – как можно резче и быстрее убрать назад сторону опорной ноги. При этом важно сохранять статичное положение рук и стоп. Это упражнение так же можно выполнять на любых шагах.
Другое упражнение – когда при той же последовательности действий акцент (основное усилие) делается на то, чтобы максимально растянуть, подать вперед ведущую сторону.
При упражнениях на ротацию важно следить за тем, чтобы линии обеих сторон оставались вертикальными, чтобы не отставало колено рабочей ноги, не «проваливалось» бедро.
Правильная работа корпуса формирует хорошую связь и взаимопонимание в паре. Для этого мы используем упражнение в паре. Это может быть «кукарача», или просто перемещение веса с ноги на ногу. Партнёр держит руку партнёрши. Опорную сторону нужно убирать назад от «замка» рук одновременно обоим партнёрам. Движение начинает партнёр, а партнёрша продолжает работой своего корпуса. Важно, чтобы при этом упражнении часть руки от локтя до замка и у партнёра, и у партнёрши оставалась неподвижной.
Единичное действие: Контракция.
Контракция – это сокращение мышц (пресса, косых мышц спины и живота).
Мышцы пресса мы используем для перемещения ног. Для этого подходит упражнение из танцевального направления «фанк», при котором сокращение мышц нижнего пресса приводит в движение колено, которое поднимается наверх. При выполнении этого упражнения важно почувствовать хорошую связь между работой пресса и движением колена. Попробуйте добавить это специальное взаимодействие между работой пресса и движением ног к вашему танцевальному шагу, и вы увидите, как движение становится более собранным, линии корпуса элегантными. Хорошая связь между прессом и работой ног дает возможность быстрее готовиться к следующему шагу.
Контракция косых мышц спины дополняет ротацию перед шагом, увеличивает силу и амплитуду, а так же скорость движения. Она начинается перед окончанием поворота стороны опорной ноги. При выполнении этого упражнения важно создавать специальное усилие – «нажимать» лопаткой вертикально вниз, в пол, и с помощью этого усилия перемещать тело в следующий шаг. Правильные ротация и контракция формируют красивую пластику корпуса, создают гармоничное и взаимосвязанное движение всех частей тела.
Главные ошибки всегда возникают из-за неправильного положения корпуса, неправильной осанки, расслабленных мышц пресса. Необходимо собрать пресс и сформировать вертикальные линии правой и левой стороны. При расслабленных мышцах в этой части тела сигнал о начале подготовки к шагу, который появляется в косых мышцах спины «застревает» в расслабленном прессе и не достигает ваших ног, и в связи с этим ротация и контракция могут не давать скорости, поскольку отсутствует связь между корпусом и ногами.
Ошибки при контракции мышц спины выглядят как «качание» бёдрами. Эта ошибка возникает тогда, когда контракция выполняется раньше, чем ротация или вместо неё.
Если во время тренировки ротации не фиксировать руки, то мышцы корпуса не работают – они двигаются вместе корпусом, и мышцы спины остаются не включенными в работу.
Так же недопустимо, чтобы во время работы корпуса выполнялась «подкрутка» на стопе, твист. Стопу необходимо фиксировать на полу и доворачивать только в момент полного переноса веса на другую ногу. Это даёт корпусу возможность выполнить максимальную амплитуду движения. Вообще стопа становится выворотной только тогда, когда бедро выворотно, а это происходит только при полном переносе веса, в конечной точке каждого шага, но не в процессе его выполнения.
Если вы помогаете работе корпуса мышцами рук и плеч, это не только искажает вид и создаёт лишние движения рук, но и будет мешать во время танца в паре. Руки должны оставаться свободными во время работы корпуса, кисть и часть руки до локтя фиксирована на одном месте между партнёрами. Локоть сгибается или выпрямляется от приближения или удаления стороны корпуса во время ротации.
Как проверить, правильно ли вы убрали сторону назад: подайте руку партнёру, стоящему перед вами, чтобы он её крепко держал. Затем попробуйте её отнять, создавая это «отнимающее» движение назад не самой рукой, а корпусом, спиной. Максимально возможное усилие здесь покажет вам, до какого состояния вы можете убрать сторону назад. Точно так же можно проверить, до конца ли вы вывели сторону вперёд. Для этого партнёр, который держит руку, должен стоять позади вас, а ваше «отнимающее» движение должно быть направлено грудью вперёд.
Нет комментариев