Слово в Неделю 16-ю по Пятидесятнице
Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Фото: РНЛ
Сегодня проповедь Церкви — о любви к врагам. Любить врагов своих человек не может. Нельзя сказать: «Я люблю того, кого я ненавижу». Но мы должны любить наших врагов. Что значит — наших врагов? На самом деле, как говорят святые отцы, есть только один враг для христиан — враг Божий, противник, клеветник, сатана, диавол. Если мы враждуем с людьми, ненавидим их, мы находимся во власти диавола, и нам не вырваться из этого ада, пока не научимся любить друг друга. Однако ведь Христос употребляет все-таки слово «враги», имея в виду людей, с которыми мы вступаем в такие отношения. Христос не хочет восстановить нас друг против друга в ненависти, но Он пришел, чтобы опрокинуть столы торгующих в храме, нарушить мир злых и нечестивых — сатана должен быть сокрушен. Проповедь о любви к врагам не может означать согласия с их ложью, с их бесстыдством.
В нашей христианской жизни нам не избежать конфликтов. Оттого что мы — христиане, мы в самом центре противостояния добра и зла, и мы должны быть готовы к любому отвержению, любому гонению и ненависти мира. «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Мф. 10, 24). Как часто мы склонны думать по-другому! Мы не ждем распятия за проповедь Христа, как раз напротив — мы надеемся на одобрение, восхищение, уважение, принятие нас миром. И не только тогда, когда малодушно, под предлогом любви, покрываем зло, вместо того чтобы обнажить его, но даже тогда, когда обличаем это зло бесстрашно и вдохновенно, не достигая тем не менее того, о чем говорит Христос. Победа Христовой любви совершается ценою Креста и Воскресения. «Сие сказал Я вам, — говорит Христос, — чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь — вам будут противостоять тысячи врагов, — но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). Назвать Себя победителем и пригласить нас вкусить в Нем победный мир, когда враг побеждает и готов до конца сокрушить Его, — вот тайна заповеди, о которой возвещается нам сегодня. Господь — Агнец посреди волков, которые растерзают Его и пожрут, — желает вдохнуть в нас мужество, чтобы мы ничего не боялись.
Когда все человеческие соображения умолкают, вся наша жизнь должна быть обращена к этой тайне. Наше призвание — привести Христа во все обстоятельства нашей жизни, чего бы это нам ни стоило, любой ценой, и цена эта — Его Голгофа, но также и наша. Как не можем мы снова родиться, не умерев для себя, так не можем участвовать в победе Христовой, не будучи готовыми разделить с Ним опасности испытания — не взяв своего креста.
Любовь к врагам — это дар Христовой молитвы за всех распинающих Его на Кресте. Потому святые отцы говорят, что любить врагов — значит молиться за них. И они учат нас прежде всякой молитвы возносить молитву о наших личных врагах. Если мы хотим быть услышанными Богом, мы должны начинать нашу молитву с молитвы о ненавидящих нас. «Ибо и грешники — те, кто не знает Христа, — любящих их любят», свидетельствуя, что свет в человеке, каков бы он ни был, не совсем погас. Любовь к ближнему в них может быть даже иногда любовью к Богу, Которого они не знают, но пока эта любовь не достигает Божия измерения, жизни избыточествующей Пресвятой Троицы, по-прежнему царствует в нас и в мире ненависть, смерть и разрушение. «Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность»? А по-славянски сказано еще яснее: «Какая вам благодать?»
Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2024/10/12/zlo_kotoroe_seichas_v_mire_budet_ewe_silnei
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев