Теперь Игорь Жуков – известный телеведущий, журналист, киновед, медиаменеджер...
Раньше «Форреста Гампа»
Автор и ведущий программы "Видеоревю", студент-первокурскник харьковского университета Игорь Жуков, рассказывал о кино так, как никто еще не делал, поместив себя при помощи выдумки и видеомонтажа вовнутрь фильмов. Придуманные им новые визуальные формы общения были в те времена невиданны. Подобную идею позже реализовал в Голливуде режиссер Роберт Земекис в известном фильме «Форрест Гамп».
Поднятая Жуковым на ТВ тема голливудского кино, прорвавшегося к нам после развала Советского Союза, имела громадный интерес у телезрителей, живших в эпоху пиратских видеокассет. Программу показывали на большей территории Украины и в прилегающих к нам других странах, а в Ленинграде (Санкт-Петербурге) ее транслировали на местном кабельном канале. Как она туда «дошла» неизвестно, но сам факт появления украинской программы в северной столице России, даже, пускай, «пиратским» способом, говорил о многом.
Тогда в передовицах одноименной с телекомпанией газеты «Тонис-центр» высказывались идеи «вещать через спутник на всю планету». И тогда в это действительно верилось. Для ведущего программы Игоря Жукова и многих его коллег это было романтическое время, которое сам Игорь называет (по аналогии с литературным делением эпох русской поэзии) «золотым веком» украинского альтернативного телевидения. Тогда не было цензуры, политической «джинсы». И будущее национального ТВ казалось светлым и счастливым...
В объятиях Джулии Робертс и в ссоре с Кевином Костнером
Видеоревю с Игорем ЖуковымИгорь Жуков говорит: "Мы всеми силами пытались найти новые формы общения, как с самими телезрителями, так и с заокеанскими кумирами. Это сейчас легко можно зайти в интернет и посмотреть любые трейлеры-анонсы на фильмы, которые готовятся выйти на экраны. А тогда у нас интернета не было, и приходилось брать информацию из зарубежных журналов и… из своей головы. Если рассказывал о биографиях актеров, то писал авторские тексты на основе просмотренных фильмов. А, узнавая из зарубежной прессы, о том, где актеры собираются сниматься, писал об этом, подставляя под свой текст мало знакомые кадры из прошлых лент с их участием, где не было видно, что это за фильмы. В результате получались своеобразные трейлеры. Иногда случалось, что съемки переносились и актеры снимались в этих лентах только через несколько лет, а зрители думали, что уже видели кадры из этих фильмов в моей программе и искали их."
Еще в 1993 году при помощи видеомонтажа и выдумки Жукова в каждой передаче создавался эффект присутствия ведущего в том или ином фильме. А потому на экране при помощи накладывания его изображения на специально подобранные кадры из фильмов Игорю Жукову приходилось обниматься с Джулией Робертс, прыгать от взрывов вместе со Шварценеггером, меряться силами с Ван Даммом, делая его фирменные "вертушки", фехтовать на мечах с Гибсоном, перестреливаться со Сталлоне и т. д. Такого тогда никто не делал. Удивительно, но позднее, чем на украинском телевидении, подобное осуществили в Голливуде Роберт Земекис в «Форресте Гампе», когда герой Тома Хэнкса фигурировал в хроникально-исторических кадрах, и в России Леонид Парфенов в заставках программы «Намедни», где его тоже вставляли в документальные моменты исторических событий.
Как вспоминает сам Жуков, "идея присутствия в том или ином фильме, родилась во время просмотра кино: заметил, что в некоторых сценах фильмов рядом с тем или иным актером могу легко «поместиться» и я. А дальше уже было, как говорится, «дело техники». Тогда, конечно допотопной, но все же: снимался на синем фоне, выставляя себя перед камерой и рядом с героями, которых видел на студийном мониторе в нужном соотношении, и при помощи «РИР-проекции» проявлялся в кадрах кинолент. Главное было, найти такие сцены и не стоять на месте".
"Видеоревю" вызвала целую волну подражаний, но ни одна из последовавших за ней передач других авторов, эксплуатировавших темы кино и видео, не смогла добиться такого резонанса. Игорь Жуков был первопроходцем.
Игорь Жуков вспоминает: "В «Видеоревю» мы старались стать связующим звеном между зрителями и Голливудом, как могли, приближали экранную мечту к реальности. И зритель доверял нам! Сейчас вспоминаю с улыбкой, как в разгар рабочего дня раздался телефонный звонок и мужской голос поинтересовался, можно ли ему отдать мне сценарий, чтобы я передал его Кевину Костнеру. Когда я попытался объяснить зрителю, что я не знаком лично с кинозвездой, то услышал в трубке: «Но ведь вы же на телеэкране рядом с ним!» Ничего не осталось, как пошутить, что «сейчас мы с ним, к сожалению, в ссоре».
Как там поживают в Голливуде звезды из Чугуева
История рождения «Видеоревю» началась еще в августе 1992 года, когда Игорь Жуков 17-летним пареньком сразу после окончании в Чугуеве школы и поступления в Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина на филологический факультет пришел на конкурс по набору журналистов в телекомпанию «Тонис». Игорь Жуков вспоминает: "Меня и нескольких других человек, стоявших в очереди к главному режиссеру, забрал к себе в кабинет проходивший мимо тогдашний, печально знаменитый гендиректор Владлен Литвиненко. Естественно, что выслушав меня и дав задания к следующей встрече, он обо мне благополучно забыл. И, когда я к нему через месяц смог дозвониться, оказалось, что мои идеи ему не нужны, и он отправил меня к главному режиссеру Александру Голубчику. А конкурс тем временем, уже закончился. Ему я предложил несколько проектов, из которых была выбрана программа о кино и звездах Голливуда «Видеоревю».
Прежде, чем передача вышла в эфир, пришлось преодолеть множество препятствий, которые растянулись на долгих 9 месяцев. Игорь Жуков продолжает: "Первую программу я делал 9 месяцев, почти как рождают ребенка, хотя тогда, как и в сейчас в среднем пилотные выпуски делались за 1-2 недели.Съемки постоянно переносились, а когда они все-таки состоялись, начала буйствовать природа. Осенью случился настоящий снегопад, и я с горем пополам добрался до студии в телецентр. На съемках сломался микрофон. У меня было такое ощущение, что весь мир ополчился против меня. Люди, которые должны были мне помогать, делали все, чтобы у меня ничего не получилось. А когда кто-то пытался мне помочь, с ним что-то обязательно случалось вплоть до увольнения с работы. Когда подошло время монтажа, техника отказывалась работать. Магнитофоны (тогда обычные бытовые «видики», на которых люди дома смотрели видеокассеты, а мы, отщелкивая на пультах дистанционного управления, чтобы чисто склеить сюжеты, монтировали телепрограммы) нещадно «жевали» эфирные кассеты. И все приходилось начинать сначала. Из родных уже никто не верил, что из моей затеи вообще, что-то выйдет. Слава Богу, что не сказал о свое телевизионной затее друзьям и знакомым, а то бы засмеяли".
Но все-таки через 9 месяцев в мае 1993 года родилась программа «Видеоревю». На удивление, телевизионный ребенок оказался на редкость жизнеспособным. Зрители сразу же отреагировали на новую передачу, засыпая автора в буквальном смысле этого слова мешками писем, включая послания с поцелуями губной помадой. Само название «Видеоревю», которого нет в словарях, и название одной из рубрик программы «Как там поживают в Голливуде» вошли в повседневную речь жителей Украины и ближайших стран. Парень из провинции без знакомств и связей добился успеха, лидировал среди телеведущих во всех опросах общественного мнения, раздавал тысячи автографов.
Сейчас Жуков вспоминает с улыбкой: "Экранная жизнь очень отличается от настоящей, особенно у нас. Мы же не в Голливуде, где известный человек может позволить себе многое. Для съемок прическу приходилось укладывать не феном, на который просто не было денег, а старым советским пылесосом, выдувающим воздух в обратную сторону., а когда «прохудились» ботинки, покупал не новую обувь, а… пиджак, чтобы достойно выглядеть на экране. Да и денег в карманах бывало лишь на проезд в метро, иногда не хватало даже на хлеб… Частенько самому приходилось монтировать программу, оставаясь ночевать на стульях в монтажной. А когда добирался на работу на общественном транспорте, у окружающих это вызывало неподдельное изумление - рядом с ними в набитом до отказа автобусе ехал "человек с экрана".
Но все жертвы Жуков оправдывает легко: «Это было ради зрителей!» И они в ответ позволяли ему многое. Не имея музыкального образования, он исполнял собственные песни, снимал клипы на хиты любимой группы «Браво», хотя к теме кино в его программе это не имело никакого отношения. Не прощал лжи и коварства телевизионного начальства, а потому громко хлопнул дверью, уйдя в 1995 году с «Тониса». Но ему всё прощалось теми, ради кого он жил, – зрителями. И они искали его программы уже на других телеканалах – на "Симоне", "А/ТВК", "Фаворите", "Форе".
Из Голливуда в «Останкино»
«Видеоревю» выходило в эфир целых 8 лет, что для телевизионной передачи немало. Своеобразными продолжениями «Видеоревю» можно назвать последующие телепрограммы Игоря Жукова «Новости видео», «Антология кино», «Киноклуб», "Кинодуэт", «Премьера», которые выходили не только на всех харьковских региональных телеканалах, но и в эфире общенациональных телекомпаний. Передача "Премьера с Игорем Жуковым" выходила во всеукраинском эфире, а сейчас транслируется на харьковском канале «А/ТВК» и на канале «Триолан. Инфо» в кабельной сети Украины.
Игорь Жуков был не только автором, режиссером и ведущим программ, но и занимался телевизионным менеджментом: работал программным директором, руководил продакшн-студией, был голосом канала и продюсером различных программ, делал передачи на радио. Игорь Жуков публиковался в самых известных харьковских и украинских СМИ. В 2012 году открыл «Мастер-классы по подготовке телеведущих, блогеров и журналистов от звезд харьковского ТВ», на которых все желающие могут научиться работать на телевидении.
В рамках одной из своих прошлых программ Игорь Жуков одним из первых на отечественном телевидении отправился в московский телецентр «Останкино». Многие любимые советские фильмы снимались именно там. Как, например, знаменитая картина «Чародеи». Но в отличие от героя фильма в исполнении Семена Фарады, Игорь Жуков сознательно подверг себя риску заблудиться: "Ведь надо же было побывать в тех местах, которые еще никогда не видели наши зрители. В результате сняли эксклюзивные материалы, уникальные экскурсии и подружились со многими тамошними телезвездами. Оказалось, что у Виктора Шендеровича лучшие друзья живут в Украине, Ашот Насибов до того, как заслужить звание лучшего репортера «НТВ» в горячих точках, «перегонял» «Таврию» из Харькова в Москву, а «Очевидец» Иван Усачев благодаря нашей программе и вовсе разыскал своего старого армейского друга, с которым служил в Африке..."
На стыке двух столетий Игорь Жуков в 2000 году запустил проект «Антология кино. Самые значительные фильмы ХХ века», в котором рассказывал о неизвестных подробностях популярнейших картин уходящего столетия. "Но главное, – говорит Жуков, - мы показывали в эфире эти фильмы с соблюдением всех лицензионных прав на вещание. Это при том, что все телеканалы города тогда откровенно «пиратствовали». Впервые тогда была задействована и интерактивная викторина-игра со зрителями. "По моей задумке, дозвонившиеся первыми сразу же могли увидеть свое имя, вписанное «золотыми буквами» в заключительные титры рядом с именами кинозвезд".
Еще Игорь Жуков – поэт, которого знают далеко за пределами Украины. В 2006 году вышел первый сборник стихотворений телеведущего «Я расскажу тебе о ветре». На его стихи были написаны песни, которые транслировались в эфире многих радиостанций и телеканалов. Исполнял их сам автор, в том числе и на сцене харьковского киноконцертного зала «Украина».
В 2017 году была издана вторая книга стихов телеведущего «Та, чье имя шепчет ветер», объединенная со сборником стихотворений его отца, известного слобожанского поэта, журналиста и писателя из Чугуева Леонида Жукова. Свою книгу Игорь Жуков посвятил не только папе, а еще бабушке Антонине Жуковой и маме Татьяне Жуковой, которая умерла, когда ему было всего три года. Презентация прошла в Харьковской государственной научной библиотеке имени В. Г. Короленко. Книга уже дважды переиздавалась, и ее экземпляры находятся в Киеве, Харькове, других городах Украины и зарубежных стран, включая Великобританию, США, Германию.
В 2017 году к его 25-летнему юбилею работы на ТВ в Музее знаменитых харьковчан имени К. И. Шульженко в экспозиции, посвященной кинематографистам, прославившим Харьков, было отведено достойное место творчеству Игоря Жукова.
В прошлом году Игорь Жуков помогал в поиске архивных видеоматериалов для нашумевшего сериала американского телеканала «HBO» «Чернобыль», с успехом прошедшего на экранах мира и у нас в Украине. Впервые в 15-летней истории его современная программа «Премьера» отправилась в заграничное путешествие, сначала на Эгейское море, а потом и на Средиземное, раскрывая неизвестные подробности известных кинолент, съемки которых, как оказывается, проходили в Турции.
Из Харькова вещать на весь мир
Игорь Жуков подытоживает: "Сейчас пришло время уже других телепрограмм. Может быть, это и к лучшему, ведь время не стоит на месте, всё должно развиваться и идти вперед. Жаль, что сейчас телевидение в Харькове умирает. Местные телеканалы закрываются, оставшиеся телекомпании существуют только, чтобы обслуживать интересы своих владельцев по части новостей и политической рекламы. И все-таки, каким бы ни было современное телевидение, всегда должны оставаться мечты, воспоминания и, конечно же, любовь к зрителям! Нам стоит задуматься о создании общенационального эфирного, спутникового и кабельного канала из Харькова. И будем надеяться на новый расцвет независимого ТВ и прилагать для этого все усилия. Мы из Харькова можем, должны и будем вещать на всю Украину и весь мир!". И в августе 2016 года Игорь Жуков ко Дню города Харькова открыл интернет-телеканал «Харьков-ТВ» о истории и современности харьковского телевидения и людей, которые его делали. Сайт интернет-телеканала www.tv.kh.ua должен стать началом создания общенационального канала из Первой столицы для харьковчан, живущих в Украине и по всему миру.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев