Для Славы Всероссийской. Выставка в Мраморном дворце
Забавно, какие иногда жизнь кульбиты выдает. Ведь кто такие предприниматели и меценаты? Предприниматели и меценаты))
Шучу, шучу.
Собственно, списочек меценатов мне был нужен. Интересно же поисследовать коллекционеров и их коллекции. Да и в анонсе к выставке чёрным по белому обозначено. Увидеть некоторые произведения из коллекций.
А получила совсем иное.
Портрет М.Я.Строгановой, рожд.Новосильцевой. Никитин Р.Н. Баронесса, вторая жена горнопромышленника Г.Д.Строганова, статс-дама Екатерины I и Анны Иоановны
Женский портрет. Неизвестный художник. Головная повязка, одежда, прическа женщины указывают на принадлежность к купеческому сословию. Портрет парный к мужскому портрету. Выполнен непрофессиональным художником.
Портрет Ф.Т.Громовой, рожд. Яковлевой. Дузи Косрое. Первая жена лесопромышленника коммерции советника В.Ф.Громова
Портрет Н.В.Сокуровой, рожд. Котоминой. Зарянко С.К. Н.В.Сокурова = жена купца, мецената и библиофила Ф.Е.Сокурова
Портрет Е.П.Ковригиной. Тыранов А.В. Жена Купца Д.И.Ковригина. После смерти мужа вместе с сыновьями владела недвижимым имуществом фирмы
Портрет С.И.Бурениной. Плешанов П.Ф. Дочь промышленника и городского головы И.П.Лесникова, жена купца Е.А.Буренина. В собственности была бакалейная фирма: торговля чаем, сахаром, кофе. Другой дед со стороны матери имел меховое дело в ГОстином дворе и стал
Оставим мебель, костюмы, самовары, облигации. Они лишь антураж, который картинку не портит, но ничего и не добавляет. Музей не в первый раз выставляет предметы обихода в выставочном пространство. Довольно распространённая традиция. Хорошо или плохо, нравится или нет - судить каждому зрителю в отдельности. Дело вкуса.
Мне всегда не хватает объёма. Массы информации. Смысла. Хочется, знаете ли, ухххх! Аххх! Чтобы вздрогнуть от впечатления. Подумать: вот оно как...
Русскому музею в этом направлении ещё идти и идти. Вырабатывать свой подход, свои фишечки.
Пока могу с горечью вздохнуть, что на этом поприще музей делает не слишком уверенные шаги. Но! Делает.
Повторюсь, что наблюдаю уже не в первый раз недоработку, недоисследованность темы. Странно вот что. До смены руководства такого ощущения не возникало. Не потому что выставки были глубже, ширШе и тп. Нет. Просто они оставляли впечатление аккуратной и внимательной подготовки. Пусть без звёзд с неба. Но, как говорится, таблички были на своих местах и вовремя.
Не было разночтений, - но здесь я субъективна, - между заявленным в анонсе и фактическим мероприятием. Это уже мой загон. Появилась амбициозность. И вот она не позволяет музейным работникам тщательно подготовить выставку. Что огорчает.
Портрет мужчины с письмом и свечой. Неизвестный художник
Портрет книготорговца И.Глазунова. Хруцкий Иван. Купец, представитель династии книготорговцев. От отца принял семейное предприятие по наследству: издательство, типографию, магазины
Лица
Некоторое время назад в Манеже была выставка провинциального портрета, я о ней писала. Меня тогда долго портретная тема не отпускала.
Тут я бы сделала упор на портретные династии, которые Красной нитью проходят через выставку. И парные - семейные. А ещё женская портретная галерея. Но, ладно. Не будем о концепции. Не я выставку делала. Простите.
Так вот лица меня поразили как и тогда на выставке в Манеже.
Боюсь показаться слишком необъективной, все же я пишу здесь о выставке русского портрета, о наших людях. Самое большое впечатление оставляют лица на портретах. Чистые, незамутненные взгляды. Да, у каждого свой характер, он чувствуется. Есть что-то в них благородное и скромное.
Когда писала эту статью, полезла смотреть альбомы, которые у меня есть в библиотеке. Моей целью было немного скорректировать впечатление от выставки. Все же тут мы видим подборку с определенной тематикой. Впечатление только усилилось, особенно на контрасте с европейскими портретами, где женский образ @ексуализируется.
В целом для портретов характерен довольно сдержанный фон. На то это и портреты. Но есть и интересные детали, которые рассказывают об эпохе.
Полистайте галерею. Обращают на себя внимание портреты с деталями. Письмо на столе с красной сургучной печатью. Сургучом запечатывали важные документы. У каждого знатного рода была своя собственная "печать". Кстати, на красном сургуче было легче отследить, был ли он нарушен. Для того, чтобы сургуч стал красным, в него добавляли краситель - киноварь. Кстати, и красная краска в живописи делалась тоже на основе киновари.
Портрет купца. Неизвестный художник
Портрет купца с линейкой и циркулем. Неизвестный художник
Портрет купца Лейзера Боруховича Диллона. Неизвестный художник. Купец имел выдающиеся заслуги, о чем говорят три медали с профилем императора Александра I. Заслуги за помощь в обеспечении русской армии, связанную со смертельным риском
Циркуль и линейка. Здесь можно пофантазировать о чем идет речь. Ведь циркуль и линейка много где использовались.
Интересен портрет неизвестного художника с изображением медали "За усердие" на красной ленте. Портрет уверенного мужчины с пронзительными глазами. Интересен и багет со скруглёнными углами для этой картины. Здесь я бы обратила внимание на то, как выполнен тонко и точно сам портрет. А вот изображение медали словно добавлено позже. Выглядит немного чуждым. Может быть ее написали позже, когда хозяин получил награду?
Поражают своей тонкостью и точностью и женские портреты. В них интересно рассматривать детали одежды, украшения. Впечатление спокойствия портреты производят в целом из-за спокойной, сдержанной цветовой гаммы. Достаточно большие однородные цветовые пятна. Наверное, самым ярким в женской галерее можно назвать портрет неизвестной женщины в зеленой головной повязке. Но и он оставляет ощущение спокойствия.
Выставочное пространство в Мраморном дворце
Выставочное пространство в Мраморном дворце
Одним из самых сильных впечатлений было то, что когда я вышла из Мраморного дворца и оглянулась на людей, оказалось, что выставка словно продолжилась в лицах прохожих горожан и туристов. То же выражение лиц, одежда. Удивилась, насколько мы мало меняемся и медленно, несмотря на кажущиеся радикальные изменения во всем. Ведь главное не внешнее. Главное - наша начинка, нутро. Оно как раз осталось прежним.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Вообще, часто предметом моих дискуссий с друзьями становится вопрос понимания, что есть искусство или искусство ли это. Не так давно мы серьезно спорили об одном романе и главной мотивацией было то, что автор этого произведения без сомнения талантлив. Но вот содержание романа оставляло желать лучшего. Дискуссии такого рода достаточно сложно вести потому, что часто техника, мастерство выше всяких похвал. Именно за мастерством техники, профессиональным ремеслом часто теряется смысл, иногда стоит такая идея, которую очень хочется развидеть. Бывает такое, что произведение, мастерски исполненное, все равно вызывает споры, особенной в профессиональной среде. Предлагаю немного раз
О Людмиле Таболиной я услышала чуть ли не накануне встречи. Уже после, через пару дней, посмотрела интервью. Смотришь на ее фотографию: обычная ничем не примечательная пожилая дамочка. Какой такой фотограф? В Студии Людмилу Сергеевну усадили за стол. Микрофон, какие-то механизмы - практически Пульт Управления Полетами. И на начала рассказывать о себе. Просто и с приятной иронией. О том, как ходила в детстве заниматься в художку и была неудовлетворена. Потом, начала фотографировать и в какой-то момент бросила фотографию из-за той же неудовлетворенности. Избавилась практически от всех фотоинструментов. Как одна встреча и несколько слов поддержки
Портрет-факт и портрет-впечатление. Сергей Зарянко и другие
На выставке "Купцы и меценаты..." в Русском музее в числе прочих меня поразили портреты Сергея Зарядок. Не только своими размерами. Большие. Но и точностью изображения. Размышляя о портретах и направлениях, я вспомнила их и само собой получилось увидеть еще два варианта. Уверена, что их нужно выделить для того, чтобы вы, мои дорогие читатели и любители искусства, лучше для себя поняли и определили, что же вас прельщает в том или ином произведении. Сегодня о портретах-фактах и портретах-впечатлениях. Не ищите определений в Вики или прочих источниках. Я сама дала им такое название. Оно достаточно условное, но все же дает некое предст
Музей-квартира Исаака Бродского или как компоновать картины
Во второй раз пришла сюда, запомнив яркое впечатление от первого посещения. Тогда меня порадовало разнообразие представленной живописи. Впрочем не только. Понравилась и сама квартира. Двухэтажная, с лестницей. И картины, картины, картины снизу доверху. Все же шпалерная (ну почти) развеска интересная штука. Не зря ее элементы используют и сейчас в интерьерах. Подборка, группа картин на стене создает свою неповторимую историю линий, цветовых пятен, форм. Об этом и хочу сегодня рассказать. Уж больно хороший пример.
Прекрасный маркер, кстати, что мы больше любим. Иллюзии о нас или нас реальных. Понимание наших предпочтений поможет сориентироваться при выборе. Да и осознать, почему оставляет равнодушным реализм, тоже. Не побоюсь сказать, что некоторым он кажется скучным и неинтересным. Так ведь во всем есть своя правда. Реализм проявляет одно, иллюзия (равно взгляд художника на что-то) - другое.
Реальность
Валентин Серов Думала, что писала о Валентине Серове отдельно. Ан нет. Ставлю галочку себе за упущение. Возможно некоторые скажут, что реалистичный портрет неинтересно. Вдумайтесь. Серов писал характер человека. Проявлял через живопись его личность. Я, как
Две изящные картины, наполненные прозрачным воздухом осени.
Одну, кстати, обнаружила в оригинале сегодня в музее-квартире Исаака Бродского.
Чудесное место. Была давно, захотелось посетить вновь. Квартира заполнена картинами, некоторые из которых я помню по прошедшим выставкам.
Борис Григорьев, Фешин. Абрам Архипов крестьянки которого сейчас спорят с малявинскими в Третьяковке. Чудной Кустодиев.
И милая квартира с винтовой лестницей на второй этаж - мастерскую, которую дали художнику в 1930 году.
Дада, по следам выставки в Третьяковке. Думаю, нелишним будет разобраться, а чем же отличается один художник от другого. Того самого Малявина. Для начала имеет смысл немного о каждом в отдельности покопаться.
Отец
Вот люблю я истории, когда родители поддерживают детей. По-хорошему завидую. Пишу эти строки и мне грустно. Про маму я писала, а вот папа. Папе моему был дан дар рисовать. Сейчас вспоминаю школьное задание нарисовать портрет Зои Космодемьянской. Воспоминание смутное. Помню как папа держит в руке фотографию. Большой лист ватмана, закрепленный на стене. В другой руке у папы карандаш, которым от рисует. И портрет. Его тоже помню. Грустн
А вы что подумали?
Это просто название полотна.
Написал его художник в двадцатилетнем возрасте. Напомню, что в МУЖВЗ он поступил в тринадцать лет. В четырнадцать перешел с архитектурного отделения на живописное. Так что опыта и практики к моменту написания этого полотна у него уже было достаточно.
Написать о нём меня попросили в комментариях к небольшой заметке о нём и его произведении. И правда, его работы интересны. Запоминаются и легко узнаваемы. Если скажу Ля Гулю, то многие из вас сразу подхватят - Тулуз Лотрек. Не буду повторяться. Наверное потому, зачастую как только люди узнают жареный факт, сразу пробуждается ещё большее желание узнать подробности. Такова природа человека. Но из этого любопытства можно извлечь пользу. Ведь пробуждающие наш интерес факты - маркеры. Они, конечно, рассказывают о человеке, но в большей мере о нас. И какую же пользу из этого можно извлечь, спросите? Вот давайте на примере Тулуз Лотрека и поговорим.
Мягкость. Вот то, что поражает сразу у Александра Шевченко. Кажется, ну чего тут мягкого? Ведь мы видим вполне конкретные формы. Четкие границы. Да, это так. Но мягкость же в другом. Она не в размытости. Почему-то сразу всплыл образ полотен Ренуара. Имеет смысл о нем написать и о его живописи именно в контексте мягкости.
Забавная игра? Правда. Кто из нас не играл в жмурки в детстве? Тем странней кажется, что картон этот был подготовлен для гобелена Франсиско Гойя. Кстати, любопытно, что картоны для гобеленов уничтожались. И считалось, что картоны Франсиско Гойя утрачены, пока однажды их не нашли в одном из подвалов и передали в музей Прадо. Почему так? Это, считайте, некий эскиз, который теряет свою ценность после исполнения работы. Тем ценней их обнаружение.
Фигура Льва Толстого в картинах русских художников
В моей домашней библиотеке нет Льва Толстого. Верней была его "Анна Каренина". Маленькая такая pocket book. Впервые я ее читала в школе. Впечатление от нее, как впрочем и от "Войны и мира", осталось обрывочное. Навязанное школьной программой мнение. Ломка при написании сочинения ощущалась особенно остро. Тем более, что осилить оба тома "Войны и мира" я смогла только урывками. К "Анне Карениной" вернулась несколько лет назад. В несезон, когда было мало работы занимала свое свободное время чтением. Перечитала с неким удивлением и переворотом мыслей. Неудивительно. Столько лет прошло со школы. Все эти свадьбы, разводы, дети, друзья и не друзья
Вновь я с экспрессионистами. На этот раз Эмиль Нольде. В свое время меня поразили его яркие акварели в одной, ныне неподходящей для нас, сети. Меня заинтересовали плотные цвета, свобода видения художника, умение использовать свойства акварели, ее прозрачность и светоносность.
Выставка "Для Славы Всероссийской..." представила несколько династий промышленников. Одна из которых династия Кусовых. Из-за недостатка информации у меня возникло желание немного рассказать об этих людях.
Нас испортило изобилие. Мы привыкли на многие вещи смотреть как на что-то существовавшее всегда. Не мыслим свою жизнь без телефонов. Хотя я помню времена своей молодости, когда осваивала работу на компьютере, факсе, потом муж подарил мне первый мобильный телефон, тогда ещё без этой всей яркой начинки.
Кажется, всё существовало всегда. Но это не так.
Для Славы Всероссийской. Выставка в Мраморном дворце
Забавно, какие иногда жизнь кульбиты выдает. Ведь кто такие предприниматели и меценаты? Предприниматели и меценаты)) Шучу, шучу. Собственно, списочек меценатов мне был нужен. Интересно же поисследовать коллекционеров и их коллекции. Да и в анонсе к выставке чёрным по белому обозначено. Увидеть некоторые произведения из коллекций. А получила совсем иное.
Почему-то я не уловила смысл выставки по анонсам. Все задавалась вопросами, при чем тут новаторство и Айвазовский? Айвазовский на мой вкус, даже после значительной паузы, не нужен там. В видео я озвучила шаблон восприятия информации как девятый вал. Позже пришла к выводу, что вероятно команда боялась отсутствия интереса публики из-за её тематики. Все же тема выставки не приурочена к дате рождения/смерти, какому-либо событию. Поэтому и анонсы на мой взгляд были не слишком ярко выражены. Еще одним возможным опасением было именно сочетание современного искусства и традиционного. Как на это отреагируют посетители. Именно поэтому произведение Айвазовского
Если посмотреть серию произведений Анри Тулуз-Лотрека из Мулен Руж и разных ресторанов и баров, может вполне сложиться мнение, что людей он не любил. В его картинах мы видим неприятные лица, порочные. Во всяком случае, глядя на этих жителей парижского дна, не перестаешь удивляться, как такого аристократа как Анри Тулуз-Лотрек туда занесло. Можно попробовать представить его жизнь. Из-за травм шейки бедра обоих ног, он остался низкорослым. Такой дефект для аристократа по рождению перекрывает массу возможностей. Печально.
Комментарии 1