А сейчас о другом музыкальном фильме.
Знаете ли Вы, что такое камера обскура? Это пропасть, обрывающая мир солнечного света и теней и ввергающая в царство мрачной, черной пустоты. Отчаяние, страх, недоумение и… надежда, ведь надежда, как известно, всегда умирает последней. Или вовсе не умирает… И музыка, звучащая отовсюду.
«Танцующая в темноте» — это музыкальный фильм- драма режиссёра Ларса фон Триера 2000 года.
Автором музыки и исполнительницей главной роли является певица Бьорк.
Этот фильм , вызвавший бурю страстей во всём мире, это гремучая смесь из остросоциальной драмы, душещипательной мелодрамы и вывернутого наизнанку классического американского мюзикла. Это история полуслепой женщины Сельмы, эмигрантки из Чехии, которая приехала в сытую и самодовольную Америку с мечтой о музыке и танцах, однако вынуждена трудиться на фабрике, чтобы заработать хоть немного денег на операцию для своего тяжело больного сына.
«А на что смотреть-то?» — говорит главная героиня Сельма, которую исполняет Бьорк, в одной из сцен. По сюжету у неё тяжёлая болезнь, следствием которой является прогрессирующая потеря зрения. Эта болезнь начинает развиваться и у её сына. Тем не менее, она тщательно скрывает это от других, пытаясь ходить и работать вслепую, чтобы скопить деньги, необходимые для излечения сына. Именно этот факт в фильме вызывает слезы у зрителя.
Фильм полон жизненного трагизма, он показывает нам, насколько может быть жесток сегодняшний мир. Это классика драматического музыкального кино, которую я рекомендую к просмотру.
Даже тот факт, что Бьорк в этом фильме проявляет себя не только в качестве актрисы, но и в качестве певицы - это ещё один повод его увидеть. Уникальность её манеры исполнения и музыкального мышления заключается в том, что она никогда ни на кого не была и не будет похожа. Многие считают её гениальным самородком, так как она является новатором в музыке, и всегда тембрально узнаваема, отличается от других артистов.
На настоящий момент Бьорк разработала свой собственный эклектичный музыкальный стиль, который включает в себя аспекты электроники, классики, авангардной музыки, альтернативной танцевальной музыки, рока и джаза. Бьорк также является композитором фильма .
А теперь давайте поговорим о самом фильме.
"Танцующая в темноте" - фильм музыкальный. У главной героини кроме Любви к сыну есть еще одна страсть, еще один луч в ее стремительно меркнущем царстве - любовь к мюзиклам. Она не просто зритель в кинозале, музыка живет внутри нее самой, расцвечивая убогое существование, давая силы жить и не сойти с ума. Сэлма слышит небесную гармонию даже в монотонных ударах пресса на заводе, где ей приходится работать.
На мой взгляд, режиссер идеально подобрал главную актрису .
В композициях Бьорк человеку неискушенному сложно ухватить мелодию, упорядоченные структуры типа "куплет - припев - куплет" также отсутствуют, никаких вступлений, только струнные и духовые секции на фоне тяжелых басов и глухих барабанов. Каждая песня Бьорк как монолог о жизни и смерти, то полушепот, то рычание, а то - после паузы её голос легко уносится ввысь, в другую октаву. Конечно, режиссеру нужен был именно такой человек, абсолютно близкий по духу к героине фильма.
В одной из главных ролей этого фильма снялась даже звезда французского кино -Катрин Денёв.
Роль Кэти по первоначальному замыслу предназначалась для афро-американской актрисы, но ради Катрин Денёв, которая очень хотела поучаствовать в новом проекте фон Триера, он переписал сценарий.
Выход фильма в прокат сопровождался многочисленными скандалами, а после того как стало известно, что документальный фильм о съёмках «Танцующей в темноте» под названием «Сотни глаз» поступит в свободную продажу, Бьорк даже собиралась подать на Ларса фон Триера в суд, потому что слишком вжилась в образ Сельмы и восприняла эту документальную ленту как вторжение в свою личную жизнь.
По замыслу Ларса фон Триера фильм начинается с увертюры, которая звучит, когда в зале уже погасли огни, а занавес ещё не поднят. Но американские дистрибьюторы выступили против этого, объясняя, что никаких занавесов в американских кинотеатрах нет, а неопытные киномеханики могут вообще не включить звук, если на экране нет изображения. В итоге в Америке увертюра звучит на фоне коллажа акварелей Пирса Киркеби, мужа одного из продюсеров картины.
Любопытно, что в одной из начальных сцен, когда рабочие покидают фабрику, около стоянки можно заметить мужчину и женщину с двумя детьми. Женщина - это жена режиссера, дети - двое сыновей Ларса фон Триера.
Сам Триер тоже хотел появиться в фильме - он должен был играть сердитого мужчину, который отчитывает Сельму и Кэти в кинотеатре, но потом отдал эту роль другому актёру.
Так как эта картина постоянно держит зрителя в напряжении, здесь не обошлось без сцены трагедии и суда, после которого главную героиню приговаривают к смертной казни путем повешения. Имя судьи в фильме- Э. Д. Мэнтл. Это дань уважения Энтони Доду Мэнтлу, который был оператором в трех фильмах, относящихся к направлению Догма 95 («Торжество», «Последняя песнь Мифуне» и «Джулиан-осёл»).
Тот самый путь Сельмы к эшафоту (помост для совершения смертной казни), который составлял ровно 107 шагов, первоначально был несколько длиннее. Сначала в саундтреке картины была композиция «141 шаг», и именно столько предстояло пройти Бьорк. Но потом Ларс фон Триер счёл этот фрагмент слишком длинным и сократил песню ровно на 34 шага.
Вы еще не знакомы с творчеством Бьорк? Тогда пришло время познакомиться!
Ведь «Танцующая в темноте» стала событием 2000 года и оказала сильное эмоциональное воздействие на зрителей во всём мире.
На Каннском кинофестивале эта картина взяла «Золотую пальмовую ветвь», а Бьорк получила приз как лучшая актриса. Кроме того, учредители European Movie Award признали «Танцующую» лучшим фильмом года, а Бьорк —снова лучшей актрисой года. Ну и, конечно, Бьорк получила титул лучшей актрисы от Исландской Академии кино и телевидения, а знаменитая песня Бьорк «I’ve Seen It All» номинировалась на премию «Оскар» как «Лучшая песня».
Кинолента «Танцующая в темноте» позволяет нам задуматься о многом: о том, насколько коротка наша жизнь, и о том, насколько мы часто не ценим то, что имеем. Поэтому предлагаю во время просмотра фильма насладиться его необычной музыкой , а после — поблагодарить Бога за все возможности, которые он Вам даёт.
Martin Verdi
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2