Демон с голубыми глазами
Погружения в прошлые жизни учат нас тому, как важно уметь прощать себя за ошибки и за то, что мы что-то не смогли.
Слишком строгое отношение к себе и непринятие жизненных ситуаций, в частности, момента смерти близких нам людей, может привести нас к неожиданным ситуациям.
Вот с чем я столкнулась в одном из погружений.
История может показаться сложной. Я, пока писала, два раза откладывала текст в сторонку, вновь переживая вместе с героем его чувства. Но неожиданная оптимистическая развязка этой трагедии всё же заставила меня завершить её и поделиться с вами.
Есть распространённое убеждение, что Душа, в наказание за содеянные ужасные поступки, попадает в ад. Насколько ужасные эти поступки, кто знает?
Эта история показывает нам, что наша собственная оценка ситуации и непрощение себя прямиком отправляет нас именно туда.
Находясь по эту сторону жизни, мы можем пугаться таких историй, задумываться о том, есть ли рай или ад. Или мы сами создаём их для себя?
Мне хочется поделиться с вами историей, которая показывает, как важно относиться к себе с состраданием, принимать жизненные ситуации. Принимать смерть как часть нашей жизни на Земле. Уметь отпускать любимых людей. Эти три момента являются важными уроками для нашей Души, иначе мы застреваем.
Алексей пришёл на сеанс по рекомендации. У него не было опыта погружений и каких-то знаний по регрессионной терапии. Он работал с людьми, занимался массажем и телесными практиками. Постоянно фанатично учился. Ему всё время было мало полученных знаний и навыков.
В какой-то момент он стал сталкиваться с ситуациями внезапного выключения и потери памяти. Также присутствовали неожиданные вспышки ярости и гнева. Алексею хотелось разобраться с этим. Из-за этого он чувствовал, что не может достаточно хорошо помогать клиентам. Когда мы разговаривали с Алексеем о его жизни, он часто затрагивал тему пустоты и бессмысленности жизни.
Мы погрузились в прошлую жизнь.
– Я - в аду. Я - демон. Мне здесь неприятно.
Неожиданно! Ведущий часто сталкивается с самыми непредсказуемыми ситуациями, и важно оставаться открытым, непредвзятым и готовым к исследованиям. Работа регрессолога похожа на работу детектива, следователя, которому нужно распутать клубок хитросплетений и помочь клиенту обрести состояние ясности. Итак, будем исследовать эту ситуацию. Часто за пугающими образами скрыты обычные человеческие истории.
- Я - неправильный демон. Хочу помочь людям и не могу. У меня глаза голубые, грустные. А у остальных - чёрные, огненные. Они смеются надо мной. Я - из ада, а пытаюсь сделать что-то хорошее.
- Каким ты себя видишь, если смотришь со стороны?
- Он хочет злиться, но будет только хуже. Ничто не поменяется. Всё бессмысленно: усилия, чувства.
- Усиль это чувство бессмысленности. Пусть оно поведёт за собой в тот момент, где первый раз появилось.
- Глаза щиплет. Мне шесть лет. Капают в глаза.
- Что чувствуешь?
- Злость, вредность. Я пинаюсь и толкаюсь. Всё равно закапали. Проиграл. Пусто. Злюсь. Устал от злобы. Надоело. Бессмысленность, бесполезность, отчаяние, глупость, апатия.
- Усиль эти чувства. Пойдём ещё раньше…
- Бессмысленность, пустота всё съедает. Всё уходит в пустоту. А этот в аду выслушивает всё, что ему говорят.
Внимание Алексея возвращается вновь к демону.
Работа регрессолога - это искусство. Искусство наблюдения. Искусство быть внимательным. Искусство задавать вопросы. Искусство чувствовать другого человека. Искусство видеть красную нить. Искусство отделить главное от неглавного.
Что в сессии с Алексеем я слышу постоянно? Пустота и бессмысленность.
Как человек может реализовать себя в жизни? Как он может себя чувствовать счастливым, если основное ощущение у него внутри - пустота и бессмысленность? Поэтому я как регрессолог выбираю эту красную нить.
- Хорошо. Посчитаем от 1 до 3 и переместимся туда, где первый раз пустота и бессмысленность возникает.
- Я - в животе у мамы. Не верю ей, не воспринимаю ласку. Всё равно - обман. Потерянность, пустота, бессмысленность.
- Идём в ещё более раннюю ситуацию.
- Лес хвойной. Я - медвежонок, так же один. Реву, лазаю по лесу. Привычное чувство: один против всех. Он - одинокий. Никого не подпускает. Нет доверия. Пустота. Бессмысленность.
Это прошлая жизнь или воображение? Быть медвежонком?
Мы можем начать исследовать, искать истину. А для меня в этом эпизоде важнее ощущение щемящей пустоты и бессмысленности. Это общее описание эпизода. И пустота и бессмысленность этому медвежонку уже знакома. Значит, есть ещё более раннее событие, где что-то случилось, и медвежонок ощутил пустоту.
Есть ещё один момент, который важно иметь в виду. Когда мы описываем сложные эмоциональные для нас чувства, мы часто прибегаем к метафорам. Чем ближе мы к травмирующей ситуации, тем больше мы используем метафор. Метафора - это возможность описать что-то через свойства другого. Метафора возникает, когда мы используем такой приём: “это - как будто” или “это - как когда”. Вместо “мне одиноко в детстве” - “это как будто я - медвежонок, один в лесу, лазаю и реву, никого не подпускаю”. Сразу усиливается передача именно чувства.
Поэтому я выбираю следовать за чувством, а не за картинкой, хотя образ, в целом, несёт в себе много информации и переживания.
- Хорошо. Вновь усиль это чувство пустоты и бессмысленности. Пусть оно ведёт за собой в самый первый момент, где они возникли. Где ты?
- Воздух. Небо. Я - как ветер.
- Как чувствуешь себя?
- Свободно! Захотел - полетел туда-сюда, захотел - деревья покачал, - Алексей начинает тереть глаз. В голосе слышится раздражение.
- Глаз чешется… Что-то не получается у меня… Как будто придумываю.
- А когда ты - ветер, ты чувствуешь себя одиноким?
- Нет, я - свободный.
- А когда ты - ветер, что важно?
- Сам факт того, что я - ветер. Я - свободный. Никому ничего не должен, не обязан.
Я раздумываю, что делать дальше. Здесь есть несколько моментов. Раз человек так говорит: “Я - свободный. Никому ничего не должен”, скорее всего, была какая-то история, связанная с чувством долга, и что-то пошло не так. Ощущение свободы - это ресурсное состояние, которое может помочь в этой истории. Если у человека есть ощущение, что он придумывает, значит, его начинает что-то сбивать внутри, и это часто показатель, что мы где-то рядом с важным событием. Но мы ищем ситуацию, где первый раз возникло чувство пустоты и бессмысленности, чтобы отпустить их.
- Давай тогда двигаться обратно по линии времени туда, где, между ветром и медвежонком, возникло чувство одиночества и пустоты. Где ты?
- Море… я слышу шум моря, чайки…
- Есть ли берег?
- Да…
- А где ты там?
- Я всё ещё ветер! Ношусь туда-сюда!
- Есть ли здесь что-то важное?
- Здесь ветру комфортнее, чем в лесу. Там - бурелом, деревья. Здесь - гладь моря, нет преград.
- Что ещё важно?
- Водопад. Человек в водопаде. Один…
Голос замедляется, начинает звучать глухо…
Это признаки углубления транса. Значит, появляется что-то важное.
- Есть чувство одиночества?
- Да, это отшельник
- Сколько лет ему?
- Лет 100… Все умерли уже. Ему одиноко, но он привык.
- Привык жить один?
- Пришлось…
- Почему?
- Потому что все умерли.
История начинает разворачиваться. Нам нужно выяснить, что случилось, где возникло чувство одиночества, пустоты, бессмысленности и почему. Здесь возникает простая человеческая жизнь. Хотя история этой жизни даётся нелегко.
- Давай переместимся в момент, когда он ещё не один. Когда те, которые умерли, ещё живы.
- Несу ребёнка на руках. Другой ребёнок - в коляске. Я - с женой.
- С женой? Какие чувства у тебя?
- Счастья, радости.
- Есть ли чувство одиночества, недоверие?
- Нет.
- Что важно?
- Семья, дети. Он - отец. Есть смысл жизни. Он заключается в рождении. Но у него нет грусти, когда все умерли.
- Все умерли?
- Да, он их всех пережил.
- Давай переместимся в тот момент, когда кто-то умер.
- Жена. Он её похоронил. У него прибавилось седых волос.
- Что чувствует?
- Чувствует утрату. Но при этом осознание, что так и должно быть…
- Что он сам себе говорит, в связи с этим?
- Хочет с ней встретиться небесах. Но он не может, потому что он - бессмертный. И он ушёл поэтому.
Здесь возникает неясность, почему бессмертный.
- Откуда он знает, что он - бессмертный?
- Просто знает… Это внутреннее чувство.
Ага, это просто такое чувство у него.
- А если бы прилетел ветерок и сдул это чувство, что он - бессмертный, что там?
- Я - бессмертный. Что-то я не понимаю вопрос, - вдруг с раздражением говорит Алексей, и тут же добавляет. - Он бы умер от удовольствия, как по щелчку пальца.
- Почему от удовольствия?
- Встретился бы с женой на небесах и был бы свободен от всего.
- От чего именно?
- От бытия мирского.
- Но когда жил с женой, это тоже бытие мирское…
- Да, с женой жил здесь и сейчас. Получал удовольствие от жены, от жизни, от детей.
Ему было безразлично, бессмертные они или нет. Остальное было вообще неважно.
- Смысл жизни тогда в чём для него?
- В его семье.
- И когда его жена умерла, что со смыслом жизни?
- Он стал ждать, когда он умрёт.
- А дети?
- Он ушёл…
- Как?! А дети?
- Он воспитал детей. Похоронил жену и ушёл. То, что делало его счастливым, - это жена. Детей воспитали. Они стали взрослыми и ушли. Это была цель, он её выполнил. Он отсекал лишнее. Его жизнь после смерти жены превратилась в рутину и недопонимание со стороны окружающих. Ему нечего кому-то что-то доказывать. Он просто стал ждать смерти.
- Ощущая себя бессмертным, он знал, что всё-таки когда-то умрёт. Когда-то его заберут. Его время придёт.
- Получается, что после смерти жены он как будто бы перестал жить?
- Он стал ждать, когда его заберут.
- Что в этот момент со смыслом его жизни?
- Он мог бы учить, создавать, но не видел смысла в этом. Он жил, чтобы умереть, и всё время ждал этого.
- Он жил отшельником, чтобы умереть?
В теле Алексея появляется активность. Оно начинает двигаться, как будто есть какое-то нетерпение.
- Он не хотел больше видеть смерти! Ему больше этого не нужно было!
Алексей не слышит мои вопросы в этот момент и гневно перебивает меня. Мы попали в болевую точку. Это непросто для человека - переживать боль из прошлого и, с позиции сегодняшнего человека, возможно, начинать осознавать свои неправильные решения.
- Ему было достаточно видеть одну смерть! Чтобы понять, что всё!!! Он больше не для этого мира! Он больше в этом мире не сможет существовать так, как это было раньше! И он ушёл!
В голосе звучит негодование, обида и разочарование, протест. Когда у человека есть глубокие чувства, он может не хотеть говорить о них.
Мы начинаем соприкасаться непосредственно с болью. Это нужно делать аккуратно. Чувства начинают подниматься. Нам важно, чтобы они поднялись и ушли. Чтобы Алексей освободился от этой боли.
- Ну, а что в смерти жены было самым непереносимым, что он не хотел больше видеть смертей, - я использую повтор фразы клиента, чтобы не уходить в сторону, а идти вглубь. Не вношу своей интерпретации и предположения.
- Это как знак! Как табу! Он понимал, что это всё так должно происходить. И это его ещё больше раздражало. Он понимал, что так будет всё, что происходит. Он понимает, что так и должно быть! Так и будет! Так и было! И это его ещё больше раздражало. Он понимал, что умрут его дети, умрут его внуки. Он знал это, предугадал это, предчувствовал это. Он понимал это! И куда он уйдёт, и что будет дальше. И это его успокаивало.
- А что его раздражало?
- Раздражала бессмысленность. Почему он должен жить со всем с этим? А они все уходят. Но он с этим смирился.
- Смирился… Но раздражение его никуда не ушло.
- Это как война с богами! Бесполезно! Боги дали предназначение. Всё! Живи! Боги скажут, когда тебя забрать.
- Есть какое-то недовольство богами? Протест? Если бы он мог, что бы он им сказал?
- Он сказал бы: “Зачем, почему? Почему я? Почему я не мог умереть со своей женой?
В тот же самый день.” И всё…
- А что случилось с женой?
- Что-то меня обратно вернуло… Вижу его. Стоит в аду с голубыми глазами. Он разочарован. Не знает, что делать дальше! Потому что всё, что он ни решил бы, получается, бессмысленно. Он думал, что после смерти он увидит жену. А он умер и никого не увидел. Ему дали опять жизнь. А она ему не нужна.
- Почему?
- Жены нет.
- Весь фокус его внимания сосредоточен на жене?
- Это любовь! Если он любит, то это один раз и навсегда! Это его спасло, и спасало, и давало стимул жить. Он ждал, что вот он умрёт и будет со своей женой там, на небесах.
- И вместо небес он оказался в аду?
- Да. Он забыл, что он - демон. Как бы он не пытался, он остаётся демоном.
- А что значит “быть демоном”? - мне хочется выяснить: это метафора или нет?
- Демон делает зло! Но он не хотел делать этого. Но от этого только хуже. У него голубые глаза. Это душа. Была душа, а потом стала демоном.
Теперь нам нужно выяснить, что же случилось, что он стал демоном.
- Вижу, котёнок бежит. Плохие вещи. Котёнка убили. Он хотел жить, бегать, радоваться жизни. Он просто хотел жить, а ему не давали. Люди бессмысленные.
- И что он решил?
- Стать чёрным котом. Красивый котёнок был… Жалко его. А чёрный смотрит и злорадствует. Каким бы ты ни был, тебе не уберечь этих котят!
- И про что это? - опять в описании ситуации у Алексея появляется метафора.
Иногда по отношению к себе мы становимся таким чёрным злорадствующим котом.
- Когда он был с женой - это как котёнок пушистый. А после всё скатывается в ад.
Алексей начинает чесать глаза.
- Я прожил этим котёнком и опять - в аду. Всё впустую. Он стоит пустой. Пустота. Он руки опустил, а они злорадствуют и смеются.
- А что с глазами? - спрашиваю я.
- Текут слёзы. От отчаяния.
Наконец мы добрались до истинных чувств, которые спрятаны под протестом, раздражением, гневом и негодованием. Мы признаём чувства вместе.
- Трудно признавать своё отчаяние. Я устал бегать.
Мы добрались до сути. Несчастный человек, потерявший жену, не сумевший спасти её, находящийся в полном отчаянии и отступивший от бога.
Постепенно, шаг за шагам, плача и утирая слёзы, признаваясь в своей беспомощности, Алексей проясняет свою историю прошлой жизни.
Доктор, счастливый доктор, который очень любил свою жену, много знал, многих вылечил,
не смог спасти свою любимую, у который был рак. Он злился, что ничего не может, что он - беспомощен. У него агрессия и ненависть к богам, тем, кто её забрал. Он знал, что она умрёт. И не мог спасти её. Он! Доктор! Он хотел умереть вместе с ней. Но ему не дали. У Алексея разболелась голова.
- Я бросил вызов богам! Я обратился к ним за помощью! Они не ответили… Я обозлился на них. Я столько делал для них. Лечил людей. Я верил в них.
А когда жена ушла, почувствовал себя ненужным. Я почувствовал злость, отчаяние, обиду на всех, на весь мир, ненависть почувствовал.
- Позволь себе сейчас признать и ощущать все эти чувства!
Когда мы признаём свои истинные чувства, обычно становится легче, они начинают ослабевать, но не в этом случае.
- Они не уходят…
- Что держит их?
- Месть. Я хочу убить богов и стою, как демон. Слёзы текут. И только отчаяние, глупость, бессмысленность, и всё впустую. Теперь я ничему не верю. Наказываю себя бессмертием. Я не заслуживаю оказаться рядом со своей женой, потому что нельзя было спасти её.
Алексей говорит вслух очень важные вещи. Он сам решает себя наказывать, потому что ему не удалось спасти любимую. Вина и наказание обычно всегда вместе. Если есть желание наказать себя, значит, есть и чувство вины. И его нужно вытащить на поверхность, чтобы можно было перейти к прощению. Я спрашиваю Алексея про чувство вины и про то, что ему труднее всего принять в этой ситуации. Он не впрямую отвечает на эти вопросы.
- Ему ничего не подвластно. Он не спас её.
- Какой же вывод он делает?
- Всё бессмысленно.
- Каким он будет с этого момента?
- Как статуя. Он в гору превратился от понимания, что ничего не может сделать. Застыл, как гора.
Так хотел спасти, был готов отдать свою жизнь. В результате, отстранился от детей, отказался от бога. Решил, что он должен находить ещё больше знаний. Стать бессмертным - в наказание.
- Столько знаний! Но они мне не помогли! - вдруг восклицает Алексей. Ему приходит в голову мысль: «А что же это я сам себя в ад отправил?»
Тут же как будто что-то разрядилось. В пространстве стало легче. Как перед наступлением грозы, душно и тяжко, что-то давит. А первый удар молнии, первые капли дождя, и сразу становится легче дышать.
Я очень обрадовалась, что ему пришло это осознание. Раз сам себя отправил, то есть возможность себя вернуть оттуда.
По сути, это было завершением сессии. Алексей уже устал от поднимавшихся тяжёлых переживаний и чувств, от этой борьбы с самим собой. Поэтому я попросила его сегодняшнего отправиться к тому демону и просто обнять его, простить и вызволить из ада. После этого сама собой раскололась гора, в которую он сам себя поместил. К Алексею как будто вернулась живая энергия. Он оживился, задышал. Расслабилось тело. Ушли пустота и бессмысленность. Вернулась возможность любить вновь. Вернулась жизнь. Ушло отрицание божественного.
Получилась замечательная история о том, как те негативные чувства, в которых мы застреваем: осуждение себя, проклятие Бога, злость и ненависть - приводят нас в ад, из которого трудно выбраться. На этом наш сеанс с Алексеем закончился. Три дня после сессии ещё шёл процесс перестройки и интеграция. Потом он вернулся к работе с клиентами.
Спустя год я узнала, что у него всё хорошо, и он живёт наполненной жизнью, в любви.
Комментарии 1