«Ахлю-с-сунна уа-ль-джама‘а не понимают Коран и Сунну в отрыве от понимания праведных предшественников»
Всевышний Аллах сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожгем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!». [Сура ан-Ниса, аят 115].
А также: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними». [Сура ат-Тауба, аят 100].
А также: «Когда им говорят: "Уверуйте так, как уверовали люди", - они отвечают: "Неужели мы уверуем так, как уверовали глупцы?" Воистину, именно они являются глупцами, но они не знают этого». [Сура аль-Бакара, аят 13].
Сообщается со слов ‘АбдуЛлаха ибн Мас‘уда, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшие люди — это моё поколение, а затем те, которые после них».
[аль-Бухари, 6429; Муслим, 2533].
Также сообщается со слов ‘АбдуЛлаха ибн ‘Амра, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «То, что будет делать моя община, подобно тому, что делали сыны Исраиля. Моя община последует за ними шаг за шагом до такой степени, что даже если среди них были такие, кто открыто совокуплялся со своей матерью, то и в моей общине появятся такие. Поистине, сыны Исраиля разделились на семьдесят две группы, а моя община разделится на семьдесят три. Все они в Огне, кроме одной группы!»
Сподвижники спросили: «Кто они, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Это те, кто на том, на чём я и мои сподвижники». [ат-Тирмизи, 2640; Ахмад, 2/332; Абу Дауд, 4596].
А в другой версии сказано: «Это — аль-джама‘а». [Ахмад, 4/102; Абу Дауд, 4597].
Также в хадисе со слов аль-‘Ирбада сказано: «Придерживайтесь моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Ухватитесь за неё коренными зубами, и остерегайтесь новшеств в религии, ибо каждое нововведение является заблуждением».
[Ахмад, 4/126-127; Абу Дауд, 4607; ат-Тирмизи, 2678 и др.].
Также сообщается со слов ‘Аишы, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) читал аят: «Он - Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие основу Писания, а также другие аяты, являющиеся не совсем ясными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за не совсем ясными аятами».
[Сура али ‘Имран, аят 7].
А затем он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы увидите людей, которые следуют за тем, что им непонятно, то знайте, что в этом аяте речь именно о них. Остерегайтесь же таких людей!». [аль-Бухари, 4547; Муслим, 2665].
Также сообщается, что ‘АбдуЛлах ибн ‘Умар сказал: «Хариджиты являются худшими людьми перед Аллахом! Они берут аяты, ниспосланные о неверующих и применяют их к верующим». [Передал аль-Бухари в форме му‘алякъ. Хафиз ибн Хаджар назвал асар достоверным. См. «Фатх уль-Бари», 12/286].
Сказал аль-Ауза‘и: «Терпеливо придерживайся сунны! Остановись там, где остановились люди (то есть сподвижники), говори то, что говорили они и откажись от того, от чего отказались они. Следуй путем твоих праведных предшественников, потому что тебе достаточно того, чего было достаточно им». [См. «Шарх Усуль аль-И‘тикъад», 315].
Предшественники обладали самыми великими умами, самым лучшим пониманием, острым рассудком и тончайшим постижением.
Как сказал ‘АбдуЛлах ибн Мас‘уд: «Кто из вас хочет за кем-то следовать, пусть следует за теми, кто умер, так как живой не обезопашен от смуты. Они — сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), самые благочестивые в этой общине своими сердцами, они обладали самым глубоким знанием и меньше других обременяли себя бесполезными вещами. Они — люди, которых Всевышний Аллах избрал для того, чтобы быть сподвижниками пророка (мир ему и благословение Аллаха) и для установления религии! Признавайте их право, держитесь за их путь, потому что именно они были на прямом пути».
[См. «Джами‘у байан аль-‘ильми уа фадлихи», 3/185].
Есть множество сообщений от пророка (мир ему и благословение Аллаха), в которых он называет лучшим поколением, то поколение, в котором он был послан, а затем следующее поколение, а затем следующее.
Самым великим достоинством является достоинство знания и веры. А ученые единогласны в том, что сподвижники были самыми знающими людьми в этой общине. Они не последовали ни за какими порицаемыми путями и нововведениями.
Как сказал ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз: «Они больше всех других понимали вещи, и если бы в новых вещах было какое-то благо, то самыми достойными этого блага были бы они». [См. «Дару та‘аруд аль-‘Акль уа-н-накль», 7/287].
Это является их особенностью. По сравнению с нами, они — обладатели самых благочестивых сердец, самых глубоких знаний. Они меньше других обременяли себя ненужными вещами. Они были ближе к тому, чтобы Всевышний Аллах помог им в том, в чем не помог нам.
Всевышний Аллах почтил их и выделил некоторыми особыми вещами: блестящим разумом, красноречивым языком, широчайшим знанием, легким пониманием, хорошим и быстрым постижением, отсутствием различных препятствий на пути к пониманию, хорошим намерением, богобоязненностью, арабский язык был их языком, правильное понимание находилось в их сердцах и рассудках. У них не было нужды рассматривать иснады, положение передатчиков, скрытые болезни хадиса, заниматься наукой «джарх уа та‘диль».
У них не было нужды изучать правила науки «усуль аль-фикх» и труды ученых этой науки. Они были избавлены от всего этого и обладали лишь двумя вещами: во-первых, это — то, что сказал Всевышний Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха), а во-вторых, смыслы их этих слов.
Они были самыми счастливыми людьми, так как обладали этими двумя основами. Они больше кого-либо другого в этой общине обладали этими основами. Они сберегали свои силы, концентрируясь на этих двух вещах.
Что касается поздних поколений, то силы их уже расщепляются по разным направлениям. Им нужно выучить арабский язык, а это отнимает силы. Им нужно выучить основы и правила фикха, а это так же отнимает силы.
Им нужно изучить иснады и положение передатчиков, а это так же отнимает силы. Им нужно разобраться в словах авторов разных книг и в словах своих шейхов, среди которых есть разногласие, а это так же отнимет силы. Когда они дойдут до пророческой сунны, намереваясь выступить в путешествие по ней, их сердца уже будут уставшими от путешествий по другим местам. [См. «И‘лям аль-Муваки‘ин», 4/148].
Шейх Салих ибн Фаузан (да сохранит его Аллах) сказал:
─ В этом правиле содержится побуждение следовать по манхаджу саляфов после того, как человек последовал за Кораном и Сунной. Необходимо следовать по манхаджу саляфов, во главе которых стоят мухаджиры и ансары. Во главе мухаджиров стоят праведные халифы: Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и ‘Али (да будет доволен ими Аллах).
Всевышний Аллах сказал: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это - великое преуспеяние». [Сура ат-Тауба, аят 100].
«...и теми, которые последовали строго за ними» - то есть последовали по манхаджу мухаджиров и ансаров. Почему нужно следовать по этому манхаджу? Потому что мухаджиры и ансары последовали за Кораном и Сунной. В этом аяте содержится свидетельство Всевышнего Аллаха о том, что мухаджиры и ансары находятся на истине. А мы следуем за ними, так как их путь соответствует Корану и Сунне.
Как сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Придерживайтесь моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем». [Ахмад, 4/126-127; Абу Дауд, 4607; ат-Тирмизи, 2678 и др.].
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал о спасенной общине: «Это те, кто на том, на чём я и мои сподвижники». [ат-Тирмизи, 2640; Ахмад, 2/332; Абу Дауд, 4596].
Он упомянул своих сподвижников, так как они находились на прямом пути. Они понимали контексты лучше нас. Они были ближе к знанию Корана и Сунны, так как получили это знание от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Они вместе с ним совершали джихад, были свидетелями ниспослания аятов, знали толкование ниспосланного.
Именно поэтому они более знающие, чем мы. Они ближе к истине и правильному мнению, чем все остальные. Конечно, кто-то из них мог совершить ошибку, но они в целом (как группа) были защищены от ошибок. Если же кто-то из них ошибся, то он все равно получал награду за свой иджтихад. Эта ошибка не умаляет его достоинства и места перед Всевышним Аллахом.
Что же касается этих ошибок, то их было мало, хвала Аллаху. Сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) похвалил эти первые поколения, сказав: «Лучшие из людей — это мое поколение, затем следующее, а затем следующее». [аль-Бухари, 6429; Муслим, 2533].
А передатчик этого хадиса сказал: «Я не помню точно, сколько он назвал поколений после своего: два или три».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул о том, что появятся смуты, вещи, противоречащие Корану и Сунне. Сообщив обо всем этом, он приказал следовать за Кораном и Сунной. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, те из вас, которые проживут долго, увидят много разногласий, поэтому придерживайтесь моей сунны и сунны праведных халифов». [Ахмад, 4/126-127; Абу Дауд, 4607; ат-Тирмизи, 2678 и др.].
Всевышний Аллах говорит: «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику». [Сура ан-Ниса, аят 59].
Если между нами возникнет разногласие в чем-то, то Всевышний Аллах повелел следовать за Кораном и Сунной. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал следовать за Кораном и Сунной вплоть до Судного Дня и обращаться к ним во время разногласий.
Он сказал: «Я оставляю среди вас две вещи, держась за которые, вы никогда не заблудитесь! Это — Книга Аллаха и моя Сунна». [Этот хадис передал имам аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 1/172. См. также «Сильсиля ас-Сахиха», 1761].
Это — проявление милости Всевышнего Аллаха к этой общине. Книга Всевышнего Аллаха будет сохранена без изменений, и сунна пророка (мир ему и благословение Аллаха) так же сохранена и записана в достоверных книгах. Милость Всевышнего Аллаха заключается в том, что Он защитил эту общину от заблуждения, если только она будет придерживаться этих вещей.
В последнее время появились джама‘аты, которые пытаются отделить мусульман от праведных предшественников. Они порицают саляфию, то есть следование по пути саляфов. Они говорят, что мусульманин должен быть современным, и поэтому так и назвали себя «современными мусульманами». Хотят отрезать нас от саляфов. Для чего? Всё это для того, чтобы люди сбились с пути Всевышнего Аллаха.
Среди них есть такие, которые внешне завещают следовать за Кораном и Сунной, но при этом предостерегают нас от следования за саляфами. Как мы можем держаться за Коран и Сунну, оставив манхадж саляфов, которые лучше всех следовали за Кораном и Сунной? Они лучше других понимали Коран и Сунну. Именно их путем завещал следовать Всевышний Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Если мы оставим их путь, то, как мы поймем Коран и Сунну?! Это будет ослушанием Всевышнего Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха).
Их призыв является призывом к заблуждению. Они хотят отрезать последние поколения этой общины от праведных предшественников. В хадисах сообщается о том, что ближе к Судному Дню появятся люди, которые будут ругать праведных предшественников, поносить их. Конец этой общины будет проклинать её начало.
[Речь идет о хадисе Абу Умамы. См. «Джами‘у байан аль-‘ильми уа фадлихи», 2/229].
Не исключено, что то, что происходит сейчас, является началом того, о чём сказано в этом хадисе.
Они приводят в довод только одно, говоря: «Следование за саляфами является такълидом, а нам приказано следовать лишь за Кораном и Сунной. Таклид запрещен!» Но такълид (следование) не является чем-то порицаемым во всех случаях. Если под /такълидом/ имеется в виду, следование за истиной и за последователями истины, то такой /такълид/ приказан нам.
Всевышний Аллах говорит о пророке Йусуфе (мир ему): «Я последовал за верой моих отцов Ибрахима, Исхака и Йа‘куба». [Сура Йусуф, аят 38].
Йусуф (мир ему) сообщает, что последовал за теми, кто был до него, так как они находились на прямом пути. Но с другой стороны Всевышний Аллах порицает следование за отцами и дедами, если те не обладали знанием. Он говорит: «Когда им говорят: "Следуйте тому, что ниспослал Аллах", - они отвечают: "Нет! Мы будем следовать тому, на чем застали наших отцов". А если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путем?». [Сура аль-Бакара, аят 170].
Всевышний Аллах порицает их за то, что они следуют за тем, кто ничего не понимает и не следует прямым путем. Поэтому, если те, кто был до нас, обладали знанием и понимали Коран и Сунну, то нужно за ними следовать.
Всевышний Аллах говорит: «Когда им говорят: "Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику", - они отвечают: "Нам достаточно того, на чем мы застали наших отцов". Неужели они поступят так, даже если их отцы ничего не знали и не следовали прямым путем?». [Сура аль-Маида, аят 104].
В этом аяте указание на то, что если человек обладал знанием, то с него нужно брать пример. Порицаются только те, которые следуют за тем, у кого нет знаний.
Поэтому нельзя сказать, что следование (такълид) запрещено во всех случаях, но также нельзя сказать, что оно разрешено всегда. Здесь нужно отвечать подробно. Если кто-то стоит на истине, то мы следуем за ним, так как в Коране и Сунне нам приказано следовать за предшественниками (саляфами). Если же кто-то противоречит истине, то тогда мы не следуем за ним.
(Конец слов шейха Фаузана).
Я спросил у шейха Салиха ибн Фаузана: «Есть очень много серьезных вопросов, которые мы не можем понять, пока не обратимся к пониманию сподвижников. Например, наше разногласие с некоторыми группами в вопросах предопределения, или же вопросы о положении человека, совершающего тяжкие грехи, или же вопросы об именах и атрибутах. Ведь, если потеряется этот путь, то каждый начнет понимать Коран, как пожелает».
Шейх Салих ибн Фаузан (да сохранит его Аллах) ответил:
─ Да, это так! Невозможно правильно понимать Коран и Сунну без следования манхаджу саляфов. Невозможно такое, что появится человек в поздние времена, который отменит этот манхадж, утверждая, что он придерживается Корана и Сунны напрямую. Это — заблуждение! Это — разделение общины! Это — отделение поздних поколений от их предшественников.
(Конец слов шейха Фаузана)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев