Похоже, в извечной борьбе полов наступил новый этап.
Как и когда мужчины захватили господство над миром, точно не известно. Одно время считалось, что много тысячелетий назад существовала такая форма общественного устройства, при которой власть в семье принадлежала женщине (матриархат). Но сейчас многие ученые высказываются категорично: матриархата вообще никогда не было и он придуман в тиши кабинетов историками.
Объясняют отсутствие матриархата тем, что женщина в древности могла выжить, опираясь лишь на грубую мужскую силу, когда сама природа ставила людей перед фактом выживания в опасном окружающем мире. В древности влияние традиций и инстинктов было настолько велико, что патриархальная семья воспринималась как само собой существующее явление. Власть мужчины была абсолютной, неоспоримой и юридически закрепленной.
Известно, например, что в законах Мессопотамии (1100 г. до н.э.) женщина рассматривалась как инвентарь, принадлежащий мужчине. Одна из статей закона гласила, что жену-прелюбодейку можно лишить жизни, при этом измены мужа допускаются. В Индии женщина должна (!) была добровольно (!) броситься в погребальный костер мужа. У германских племен женщин можно было продавать и покупать.
На протяжении тысячелетий мужчины, от Аристотеля до Фрейда, последовательно и упорно внедряли тезис, гласивший, что «женщина – друг человека». В культуре сложилась социальная конструкция, в соответствии с которой подлинно человеческими качествами: свободой, активностью, способностью к созданию нового, - обладают только те существа, которые не выполняют репродуктивную функцию.
Женщина здесь - вторичное бытие или вообще небытие. "Человек" отождествляется с "мужчиной", и во всех философских определениях человека как "политического животного" (Аристотель), "политического существа" (Гоббс), "существа, обладающего свободой" (Руссо), "рационального существа" (Кант), "существа, обладающего самодетерминацией свободной воли" (Фихте) и т.п. фигурирует именно мужчина.
Женщина была исключена из общественной жизни и считалась носителем противоположных мужским качеств: иррациональности, эмоциональности, чувственности и т.п. Традиционно сущность женщины определялась через ряд негативных характеристик. Это неполноценное и зависимое существо, низшее по сравнению с мужчиной, ограниченное и слабое, весь смысл жизни которого - служить мужчине и быть ему полезной. Тем самым вне сферы сексуальности (понимаемой исключительно как способность удовлетворить мужчину) и материнства жизнь такого существа бессмысленна и имеет второстепенное значение. Даже в домашней сфере ей выпадает исключительно обслуживающая роль.
Женщине даже отказывают в обладании мыслительными способностями и в статусе гражданина. Сфера принятия решений, наследование и т.п. - прерогатива мужчины. Гегель вообще предлагал не признавать женщин человеческими существами. Такое зависимое положение женщин закрепляется и в религиозной мысли. Все религии требуют безусловного подчинения женщины мужчине.
И хотя во все времена появлялись выдающиеся женщины, они скорее были исключениями, подтверждавшими правило: женщина - прислуга, мужчина – двигатель прогресса.
И вот движимый мужчинами прогресс достиг небывалых высот. Мужчины построили заводы, фабрики, создали оружие, которым убивали друг друга миллионами во время двух мировых войн. Это привело к открытию большого количества рабочих мест, на которые стали привлекать женщин. И их терпение, выносливость, добросовестность и внимательность оказались очень кстати.
Другой важный социальный процесс - появление так называемого феминизма (общее название движения женщин против дискриминации по признаку пола).
В женском движении принято выделять два основных этапа. В первый - с середины 19 в. до 60-х 20 в. - женщины боролись за "равенство полов", за равные права, в частности за предоставление им избирательных прав.
К 20-м годам 20 в. такие права были предоставлены женщинам во многих странах: в Финляндии, Норвегии, Дании, Бельгии, Германии, Польше, Канаде, США и др. Такой успех женского движения на некоторое время приостановил женскую активность в политическом отношении. Пробудилось женское движение в конце 1960-х - начале 1970-х под новым лозунгом - "равенство в различии". Это ознаменовало переход движения к новому этапу в своем развитии. И эпицентром "женского возрождения" стали США, где наблюдалось в этот период активное демократическое движение против различных типов дискриминации.
Факт активизации женского движения способствовал постановке целого ряда серьезных теоретических социально-философских проблем: о природе женщины и специфике женского бытия, о социальной роли женщины и исторических формах семьи, об отношении культуры к женскому жизненному опыту. Одним из результатов стало появление специальных академических исследований на женскую тему (Women’s studies), повлекших за собой открытие факультетов университетов, центров и программ, специализирующихся в этой проблематике. Десятилетие 1975-1985 было объявлено ООН "десятилетием женщин".
Когда женщины получили возможность получать образование и работать, выяснилось, что практически нет такой сферы деятельности и области жизни, где женщины реально уступают мужчинам. Женщина в одиночку обогнула на яхте земной шар, пересекла на весельной лодке Тихий океан, пролетела над иракской пустыней на пробитом артиллерийским снарядом самолете, безошибочно управляла космическим кораблем, делала сложнейшие хирургические операции, получила нобелевскую премию, осмелилась рисовать обнаженных мужчин и получать удовольствие от секса.
Вообще, я очень радуюсь за женщин. Я горжусь их завоеваниями и победами в борьбе за внимание к своим потребностям и возможностям, которые, как мне представляется, действительно не так уж и отличаются от мужских. Но вот соревновательный компонент этого процесса, честно говоря, вызывает у меня пусть и не жгучее, но все же устойчивое отторжение. Женщины иногда представляются мне как толпа воинствующих мятежников, стремящаяся любой ценой одержать верх над своими тюремщиками.
За женщин я радуюсь, но за мужчин уже очень беспокоюсь. Ведь, оказывается, что к точке равноправия мы идем по дороге со встречным движением. И если для женщин это прогресс и развитие, то для мужчин, похоже, - деградация и поражение.
Эпоха отважных и благородных рыцарей осталась далеко позади. Природная роль мужчины как добытчика и вообще жизненно важного для выживания члена семьи во многом атрофирована. Одинокая женщина и ее дети больше не обречены на голодную смерть, современные эмансипированные женщины прекрасно могут сами о себе позаботиться. Очень часто мы сейчас встречаем у женщин такие чисто мужские качества, как смелость, мужество, стойкость, решительность, принципиальность.
И очень редко – те же черты у мужчин. Зато мужчины полюбили делать прически и пользоваться косметикой. И среди больных нервной анорексией (отсутствие аппетита и нежелание есть, чтобы избежать прибавки в весе), которая раньше считалась исключительно женским заболеванием, теперь десять процентов составляют молодые мужчины.
Хорошо, что сейчас женщины могут быть сильными. Но что если скоро женщинам придется быть сильными? Вдруг в недалеком будущем нас ожидает полная смена ролей в семье, где мужчина будет бежать на маникюр, а женщина зарабатывать деньги? Еще в декабре 2004 г., кстати, одна из немецких газет опубликовала данные, согласно которым около 15% мужчин жалуются, что женщины мало помогают им по дому…
Но может ли женщина быть счастливой по-настоящему при таком раскладе? Действительно ли так необходимо отбирать для себя все мужские привилегии? Готовы ли мы к тому, чтобы отдать им свои? Можно ли считать победой и завоеванием ситуацию, когда молодая мама обеспечивает семью, а папа сидит дома с младенцем? Неужели деловые костюмы и совещания стоят того, чтобы не видеть, как растет твой ребенок?
Не придется ли нам со временем возвращаться к истокам: реабилитировать мужчин и возвращать им то, что мы сами у них и отняли – их достоинство, силу, права … и ответственность, обязательства?
Нет комментариев