О событиях в Кане Галилейской. (можно читать или смотреть фильм ниже)
«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира.
Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду…».
На брачном пире в Кане Галилейской Иисус из воды сделал «хорошее вино». В римском мире в новозаветное время самые лучшие вина были те, в которых опьяняющее свойство устранялось кипячением. К примеру, Плиний в трактате «Естественная история» говорил, что «хорошее вино» – это вино, лишенное опьяняющего свойства. Подобным образом Плутарх указывает, что вино «намного более приятное, чтобы пить», когда оно «не воспламеняет мозг, и не влияет на ум или страсти».
Протоиерей Илья Шугаев, кандидат богословия, настоятель храма Михаила Архангела, г. Талдом Московской области: «Поэтому, когда мы говорим о том, что Господь сотворил вино для тех, кто были на этом пиру, конечно же, однозначно, мы говорим, что это было не опьяняющее вино. Господь не мог находиться в собрании, где люди предаются греху. Думать так, что он оставался там, и, тем более, был причиной их опьянения – абсолютно кощунственная мысль».
Ещё одним распространенным примером из Библии, якобы, оправдывающим употребление алкоголя, является совет апостола Павла апостолу Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина ради желудка твоего и частых твоих недугов».
Для некоторых людей этот текст означает, что алкоголь сам по себе не представляет никакой опасности для здоровья. Другие же это место воспринимают прямой рекомендацией умеренного употребления алкоголя.
Протоиерей Игорь Бачинин, кандидат педагогических наук, магистр богословия, член Церковно-Общественного совета по защите от алкогольной угрозы, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение»: «Иной раз говорят еще о том, что апостол Павел Тимофею говорит, что ради немощей своих телесных, ты пей немного вина. Здесь используется как раз то понятие, которое говорит о винограде не как о вине, опьяняющем человеческий ум, а именно говорится о винограде, как о целебном продукте, дающем человеку силу для жизни, являющимся лекарством для человеческой немощи».
Мы находим подтверждение этому в исторических свидетельствах, говорящих об употреблении в древнем мире неперебродившего безалкогольного вина для медицинских целей. Древний ученый Афанасий (Атеней) в трактате «Званный обед» (Софисты за обеденным столом) пишет: «Пусть он пьет сладкое вино, разбавленное водой, или подогретое, ибо это хорошо для желудка, так как сладкое вино не опьяняет». Здесь мы видим совет, который поразительно подобен совету апостола Павла.
Владимир Георгиевич Жданов, российский общественный деятель: «Все пьяницы глубоко убеждены, что раз в Церкви причащают вином, поэтому надо пить пиво и водку. Для меня это тоже было загадкой, и вот почему. Причастие – это таинство. И для человека верующего в Церкви, никакого отношения к пьянству и алкоголю не имеет вообще. Для верующего человека».
Причастие – это одно из основных христианских религиозных таинств. По традиции, для таинства причастия используется разбавленное вино. Разбавляется оно дважды: Первый раз – холодной водой во время приготовления к службе; второй раз – теплотой, т.е. горячей водой, непосредственно перед причастием. Такое разбавление вина, по сути, должно лишать его опьяняющего свойства.
Иногда среди православных христиан, имеющих пристрастие к спиртному, встречается такая позиция, когда трезвенников, то есть людей, полностью воздерживающихся от алкоголя, – называют еретиками и сектантами, ссылаясь на 51‑е апостольское правило, которое гласит: «Тот, кто гнушается вина, да извержен будет».
Протоиерей Игорь Бачинин, кандидат педагогических наук, магистр богословия, член Церковно-Общественного совета по защите от алкогольной угрозы, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение»: «Когда я сам встретился с таким мнением, сославшись на апостольское правило, я не поленился найти это апостольское правило. Это 51‑е апостольское правило. Но если мы берем дословный текст правила, то там говорится: «Аще епископ или пресвитер гнушается вина не подвига воздержания ради, да извержен будет». То есть, по сути дела, эта заповедь говорит о пользе воздержания для человека».
Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты: «Вино лишает человека способности сохранить ум в трезвении. Связанный действием вина, он увлекается в пропасть греховную! В одно мгновение погибают плоды долговременного подвига, потому что Дух Святый отступает от оскверненного грехом. Вот почему сказал преподобный Исаия, египетский отшельник, что любящие вино никогда не сподобятся духовных дарований. Эти дарования, чтоб пребыть в человеке, требуют постоянной чистоты, возможной только при постоянной трезвенности».
Протоиерей Игорь Бачинин, кандидат педагогических наук, магистр богословия, член Церковно-Общественного совета по защите от алкогольной угрозы, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение»: «Для меня, как для священника, я нашел подтверждение в Книге Левит, в 10‑й главе, о том, что Бог говорит Аарону, а Аарон – это есть основатель ветхозаветного священства, что когда ты входишь в скинию собрания, когда ты входишь в храм, то ты не должен употреблять вина во веки веков. Для чего? Для того чтобы отличать священное от не священного. И мое глубокое убеждение в том, что священник вообще всегда должен быть трезвым. Почему? Потому что меня, как священника, могут в любой момент времени вызвать к умирающему человеку для того, чтобы его напутствовать в мир иной. И если я нахожусь в нетрезвом состоянии, для меня является смертельным грехом в нетрезвом состоянии заходить в алтарь. Тем более, брать святые дары и идти причащать человека».
Протоиерей Илья Шугаев, кандидат богословия, настоятель храма Михаила Архангела, г. Талдом Московской области: «Человек, находящийся даже в небольшой стадии опьянения, теряет чувство Бога. Он не может отличать священное от не священного, чистое от нечистого. Даже малое употребление алкоголя лишает человека возможности общаться с Богом. А в Священном Писании четко говорится, что потерять чувство присутствия Бога – это очень страшно».
Протоиерей Игорь Бачинин, кандидат педагогических наук, магистр богословия, член Церковно-Общественного совета по защите от алкогольной угрозы, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение»: «Если кто-то, может быть, из священников или мирян, я не исключаю того, в настоящее время это не знает, и может сказать о том, что надо употреблять вино, ссылаясь на тот или иной текст Священного Писания, я думаю, что в этом случае человек, как правило, оправдывает свое личное отношение к этому веществу. И к церковной позиции оно не имеет никакого отношения».
Более подробно смотрите в фильме УТЕРЯННАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев