Боевой меч, подобный мечу Жанны д’Арк. Середина XV в.
Спрошенная, откуда она знала, что сей меч – там, ответила, что меч был в земле заржавевший, с пятью [выгравированными] крестами; и она узнала, что меч там, от своих Голосов, и она никогда не видела человека, поехавшего за названным мечом. И она написала тамошним церковникам [дабы узнать], угодно ли им будет, чтобы она взяла сей меч, – и они ей его отослали. Он был неглубоко под землей позади алтаря, как ей кажется; впрочем, ей не известно, точно ли он был пред алтарем или же позади, но она, как думает, написала тогда, что меч был позади алтаря. Она сказала еще, что тотчас, как меч был найден, местные священники его встряхнули, и ржавчина сразу легко осыпалась. И за ним ездил некий оружейник из Тура, и церковники Фьербуа подарили Жанне ножны, а вместе с ними и церковники из Тура; и они приказали изготовить двое ножен: одни из алого бархата, а другие – из золотого сукна. А она велела изготовить себе другие – из крепкой кожи. Она сказала, однако, что, когда попала в плен, при ней не было сего меча. Она сказала еще, что носила сей меч долгое время – с тех пор, как обрела, и до того, пока не ушла из Сен-Дени после штурма Парижа.
Спрошенная, какой обряд [освящения] она сотворила или велела сотворить над означенным мечом, ответила, что никогда не творила и не велела творить никаких обрядов – да она и не знала бы, что надо делать. Затем она сказала, что сильно любила сей меч, потому что он пребывал в церкви Святой Екатерины, каковую она очень любила.
Спрошенная, бывала ли она в Куланж-Ла-Винёз, ответила, что не знает.
Спрошенная, возлагала ли она когда-нибудь свой меч на алтарь, ответила, что, насколько знает, нет, – по крайней мере, для того, чтоб он был более удачлив.
Спрошенная, молилась ли она когда-нибудь о том, чтобы сей меч был более удачлив, ответила: “Ясное дело, мне хотелось бы, чтобы мои доспехи приносили удачу”.
Спрошенная, был ли с ней ее меч, когда она попала в плен, ответила, что нет, но с ней был меч, взятый [как трофей] у одного бургиньона.
Спрошенная, где же остался меч и в каком городе, ответила, что преподнесла некий меч и доспех в дар аббатству в Сен-Дени, но то не был сей меч.
Также она сказала, что сей меч был у нее в Ланьи, а после Ланьи она носила меч названного бургиньона вплоть до Компьени, поскольку то был добрый боевой меч и годный к тому, чтобы наносить добрые рубящие и колющие удары… Но она сказала, что то, где она его оставила, не относится к процессу и она о том пока не ответит. Затем она сказала, что ее добро, лошади, меч, как она думает, и прочее, стоимостью более 12 тысяч экю, находится у ее братьев. Спрошенная, был ли у нее штандарт или знамя, когда она пошла в Орлеан, [и если да, то] какого цвета, ответила, что у нее был штандарт, поле коего было усеяно лилиями, и на нем была изображена держава и два ангела по сторонам; и он был белого цвета, из белого полотна, или букассена, и на нем были написаны имена Иисус Мария, как ей кажется, и он был с шелковой бахромой. <…>
Она сказала еще, что сама носила означенный штандарт, когда атаковала своих врагов, дабы не убить кого-нибудь, и сказала, что ни разу никого не убила»[18].
Из протокола закрытого заседания трибунала инквизиционного суда.
10 марта 1431 года. Заседание происходит в тюрьме Руанского замка:
«Она также сказала, что, когда должна была отправиться к своему королю, ей было сказано Голосами: “Иди смело; когда ты окажешься перед королем, ему будет добрый знак принять тебя и поверить тебе”.
Спрошенная, когда знак пришел к ее королю, каким образом она выказала ему благоговение и исходил ли он от Бога, ответила, что возблагодарила Бога за то, что Он избавил ее от мук, причиняемых ей тамошними клириками, кои выступали против нее; и она многократно преклоняла колени. Она также сказала, что некий ангел от Бога, и не от кого иного, дал знак ее королю, и за то она множество раз поблагодарила Бога. Она сказала также, что клирики перестали обвинять ее, когда получили оный знак.
Спрошенная, видели ли тамошние церковники названный знак, ответила, что, когда ее король и те, кто был подле него, увидели названный знак и самого ангела, каковой дал его, она спросила своего короля, доволен ли он; и он ответил, что да. И тогда она вышла и направилась в некую часовню неподалеку, и она слышала тогда, что после ее ухода более трехсот человек видели названный знак»[19].
Из протокола заседания 13 марта 1431 года:
«Она сказала также, что знак был в том, что ангел подтвердил [божественность ее миссии] ее королю, поднося ему корону и говоря, что он завладеет полностью всем королевством Французским с помощью Божьей и трудами Жанны, и пусть он допустит Жанну к делу, т.е. даст ей воинов, а иначе он не будет так скоро коронован и миропомазан.
Спрошенная, говорила ли она со святой Екатериной со вчерашнего дня, ответила, что со вчерашнего дня слышала ее; и оная святая многократно говорила ей, Жанне, чтобы она смело отвечала судьям о том, что они спросят ее касательно процесса. <…>
[Ангел принес королю золотую корону, украшенную драгоценными камнями.]
Спрошенная, все ли из тех, кто был тогда там с ее королем, видели названного ангела, ответила, что, как она думает, архиепископ Реймсский, сеньоры д’Алансон и де Ла Тремуй и Шарль де Бурбон его видели. Что же до короны, то многие церковники и прочие, не видевшие ангела, видели ее. <…>
Спрошенная, были ли все ангелы, сопровождавшие названного ангела, одинаковы на вид, ответила, что некоторые из них вполне походили друг на друга, а иные – нет; по крайней мере, она видела их таковыми; и у некоторых из них были крылья, а иные были еще и увенчаны; и меж ними находились святые Екатерина и Маргарита, кои сопровождали названного ангела и других ангелов до самых покоев ее короля.
Спрошенная, каким образом названный ангел покинул ее, ответила, что он покинул ее в маленькой часовне; и она была сильно потрясена его уходом; она плакала и охотно ушла бы вместе с ним, т.е. ушла бы ее душа. <…>
Спрошенная, когда она пошла на Париж, сделала ли сие по откровению своих Голосов, ответила, что нет, но пошла туда по настоянию знатных господ, кои желали предпринять вылазку или боевое наступление, ее же намерением было идти дальше и преодолеть парижские укрепления»[20].
Из протокола заседания 14 марта 1431 года:
«…Прежде всего, [мы спросили ее] о причине того, что она спрыгнула с башни Боревуар.
Она ответила, что слышала, будто все жители Компьени, начиная с тех, кто достиг семи лет, будут преданы огню и мечу, а она скорее предпочла умереть, чем жить после такого истребления добрых людей, и сие была одна из причин ее прыжка. Другая же была в том, что она узнала, что ее продали англичанам, а она предпочла бы лучше умереть, чем попасть в руки к англичанам, ее противникам.
Спрошенная, был ли сей прыжок совершен по совету ее Голосов, ответила, что святая Екатерина почти каждый день говорила, чтобы она ни в коем случае не прыгала и что Бог поможет и ей, и жителям Компьени. Жанна сказала святой Екатерине: раз поможет компьенцам, она хочет там быть. Тогда святая Екатерина сказала ей: “Непременно нужно, чтобы вы сие приняли; и вы не будете освобождены до тех пор, пока не увидите короля Англии”. И названная Жанна ответила: “Поистине, я не хотела его увидеть; и я предпочла бы лучше умереть, чем попасть в руки англичан”. <…>
Она также сказала, что после того, как упала с означенной башни, было так, что два или три дня она не хотела есть и была в таком изнеможении от сего прыжка, что даже не могла ни есть, ни пить; и все-таки она была утешена святой Екатериной, каковая сказала ей, чтобы она исповедалась и попросила прощения у Бога за то, что спрыгнула; и что компьенцы, несомненно, получат подмогу до наступления [дня] святого Мартина Зимнего. Тогда она пошла на поправку и начала есть и вскоре выздоровела. <…>
Спрошенная, просили ли у нее Голоса отсрочки, чтобы затем ответить, сказала, что святая Екатерина порой отвечала ей, а Жанна не могла [ее] понять из-за тюремной суматохи и шума, производимого стражниками. И когда она обращается к святой Екатерине, то святая Екатерина и святая Маргарита просят Бога и затем, по велению Божьему, дают ответ названной Жанне»[21].
Весь март 1431 года длились мучительные для Жанны допросы, дополняемые мелкими издевательствами как в зале суда, так и в тюремной камере, где, окованная цепями, она находилась уже много дней.
Допросы выходили за всякие рамки церковных и светских законов. Вопросы, которые судьи ставили подсудимой, повторялись по нескольку десятков раз. Никто из них уже не скрывал, что делается это в целях запутать Жанну. Но у нее была отличная и уникальная память. Она хорошо помнила все вопросы и отказывалась отвечать на повторные. В сравнении с несколькими сотнями «праведников», присутствовавших на суде, она держалась достойно, отвечала разумно, и попытки сломить ее не увенчались успехом.
Все вопросы вращались вокруг нескольких тем, по которым суд должен был вынести обвинение Жанне во всех ее «грехах». Больше всего судьи интересовались Голосами и видениями Жанны. У церковников в этих вопросах было нечто личное. Надо было доказать, что все это было «не от Бога», но «от дьявола». Но в то же время эти вопросы свидетельствовали о полной безграмотности церковников и ученых Парижского университета в делах Высшего и взаимодействия с этим Высшим. Далее следовала проблема меча, обнаруженного в церкви Святой Екатерины в Фьербуа. За мечом шло мужское одеяние, которое носила Жанна во время исполнения своей благородной миссии военного освобождения Франции. Тема взаимоотношений Жанны и Карла VII была также одной из главных, вместе с попыткой Жанны бежать из бургундского плена. Эти темы проходили через каждое заседание, а вопросы, меняя свою форму, оставались по смыслу одними и теми же.
К концу марта было готово обвинительное заключение, состоящее из 70 пунктов, каждый из которых касался вышеупомянутых моментов. Ни с одним из этих пунктов Жанна не согласилась. Обвинительное заключение рассыпалось на глазах. Но судей это смущало мало. Они добавили к нему еще 12 статей. В этих статьях ничего нового не появилось, а повторялось то, что уже вошло в основное обвинительное заключение. Эти 12 статей были предъявлены Жанне.
Из протокола заседания:
«Далее, в следующую затем субботу, в последний день месяца марта, накануне Пасхи, в год Господень 1431, под нашим, означенных судей (Пьера Кошона и Жана Ле Мэтра. – Л. Ш.) председательством, в месте заточения Жанны в Руанском замке, в присутствии сеньоров и магистров… Жанна была допрошена по некоторым пунктам, по коим просила отсрочки до сего дня, когда отвечала по вышеприведенным и вышеуказанным статьям. И сперва ее спросили, желает ли она положиться на суд Церкви, пребывающей на земле, во всех своих речах и деяниях, будь они благи или дурны, а особенно в делах преступных и беззаконных, кои вменяются ей в вину, равно как и во всем, что касается процесса.
Она ответила, что в том, о чем ее спрашивают, она полагается на Церковь воинствующую, если только та не велит ей чего-либо невыполнимого. И она считает таковым отречение от того, что сказала и совершила, [а также] заявила на сем процессе по поводу своих видений и откровений, кои, по ее словам, были ей дарованы от Бога; и она не отречется от них ни за что; и того, что Бог заставил ее совершить и повелел и повелит [в будущем], она не перестанет делать, несмотря ни на какие уговоры; и для нее будет невозможно от них отречься; в случае же если Церковь пожелает заставить ее поступить иначе, вопреки повелению, кое, по ее словам, было ей дано Богом, она того ни за что не сделает»[22].
[18] Процесс Жанны д’Арк. С. 52–53.
[19] Процесс Жанны д’Арк. С. 69.
[20] Там же. С. 77–78.
[21] Процесс Жанны д’Арк. С. 80–81.
[22] Там же. С. 155.
Комментарии 1