МОСКВА, 28 января. /ТАСС/. Госдума приняла в первом чтении законопроект о запрете навязывать покупателям автоматическое приобретение страховки и других дополнительных услуг. Документ вносит поправки в закон "О защите прав потребителей".
Согласно законопроекту, на получение дополнительных товаров или услуг покупатель должен дать согласие в письменной форме. Автоматические отметки ими не являются. Устанавливается запрет на навязывание дополнительных товаров до заключения договора о приобретении основных товаров, работ и услуг. При этом у граждан сохраняется право отказаться от их оплаты, а если покупателей все же вынудили перечислить средства на доптовары и услуги, то граждане могут потребовать от продавца вернуть потраченную на них сумму.
Законопроект также не допускает формирования продавцом условий, предполагающих изначальное согласие на приобретение дополнительных товаров, работ и услуг.
Проблемы навязывания допуслуг
"Так, одной из самых распространенных недобросовестных практик, как показал анализ поступающих в Роспотребнадзор и Банк России обращений потребителей, стала практика, при которой хозяйствующие субъекты при реализации авиабилетов и железнодорожных билетов дистанционным способом заведомо проставляют в форме основного договора согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования в виде отметки ("галочки"), подтверждающей намерение заключить дополнительный договор (автоматическое согласие)", - говорится в пояснительной записке.
В связи с этим Роспотребнадзор и Банк России выработали позицию, изложенную в направленном всем страховым организациям информационном письме. В нем обращено внимание на недопустимость навязывания допуслуг при приобретении билетов, указали в правительстве.
Как сообщил ранее председатель Госдумы Вячеслав Володин, важно сделать все для защиты граждан от излишних трат, заключения договоров на не выгодных для них условиях, манипулирования, а в отдельных случаях - угроз и шантажа.
Как пояснил председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев, только после заключения договора можно будет предлагать дополнительные услуги, вместе с тем "если покупатель сочтет себя обманутым - ему предоставили недостоверные сведения или манипулировали, либо была достаточно агрессивная маркетинговая политика, - то он имеет возможность оспорить и вернуть свои деньги". "При этом бремя доказать, что это было свободное решение, ложится на продавца, - указал парламентарий, - Причем договор должен быть в письменной форме". Особое внимание в комитете обратили на практику автодилеров, подчеркнул Гутенев.
"Верховный суд уже рассматривал конкретные примеры, которые показывают, что иногда стоимость услуг в автосалоне в разы превышает ту, что человек мог бы получить за периметром этого дилерского центра, - отметил Гутенев. - Ко второму чтению законопроекта мы подготовим поправки, которые более подробно опишут ситуацию при покупке автомобиля в дилерских центрах, а также усилим ответственность, внося изменения в КоАП".
В случае принятия документ вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
https://tass. ru/ekonomika/22992739?utm_source=ok. ru&utm_medium=social&utm_campaign=smm_social_share
Комментарии 1