Празднование в честь Кипрской иконы Божией Матери совершается дважды в году – в первую неделю Великого поста и летом – 9/22 июля.
Согласно преданию, Матерь Божия, следуя на Святую гору Афон, гостила на Кипре у святого Лазаря, который был тогда первым епископом Китиона. Начиная с VI века образ Божией Матери стал появляться в древнехристианских мозаиках, которые украшали апсиды храмов Кипра.
Явление Кипрской иконы Божией Матери произошло на греческом острове Кипр в 392 году, оттого она так и названа. Икона открыла свою чудотворную силу при неожиданных обстоятельствах. Она была водружена на воротах одной из церквей в окрестностях Китиона в Ларнаке, построенных на месте погребения святого Лазаря, которого Спаситель звал своим другом и не раз посещал его дом. Предание говорит, что проезжавший мимо тех ворот аравитянин в насмешку над святым образом пустил в него стрелу. Стрела попала в образ Пречистой Богородицы, и в тот же миг из раны полилась кровь. Кровь текла так обильно, что земля перед образом мгновенно стала алой. Аравитянин в панике бросился прочь, но тут же упал замертво, поскольку Господь не потерпел такого святотатства, совершенного с образом Его Матери.
Русским паломникам кипрские святыни стали известны с XII века, хотя название иконы Божией Матери «Кипрская» могло относиться к разным по иконографии богородичным иконам, обозначая лишь страну происхождения прототипа. Наиболее часто в текстах сказаний об этой иконе описывается такая композиция: в центре Богоматерь с Младенцем на руках, сидящая на престоле, по сторонам два ангела с пальмовыми ветвями в руках.
В России наиболее известна история Кипрской (Стромынской) иконы Божией Матери из подмосковного села Стромынь, прославившейся своей чудотворной силой.
Дочь одного из крестьян, которую звали Маврой, заболела золотухой, и у нее открылась цинга. Заболевание длилось долго, и к 18 годам вошло в тяжелую стадию, уже угрожавшую жизни девушки. Все близкие были готовы к тому, что им придется вскоре оплакивать ее безвременную кончину. 7 января ее исповедали и причастили, готовя к моменту, когда она предстанет перед Богом. Но тут случилось чудо: ей начала в видениях являться Кипрская икона Божией Матери, та, что находилась на паперти при входе в Успенскую церковь. Каждый раз Мавра слышала голос, говоривший, что она должна взять этот образ в дом и отслужить перед ним молебен с водосвятием. Если девушка все совершит, как велено, то будет здорова. Но сколько бы ни спрашивала Мавра у служителей той церкви, никто не мог припомнить той иконы, так она была неприметна. А образ располагался по воле Божьей так, как и первообраз древней греческой иконы – над самым входом, и до поры был закрыт от людского внимания, пока на явление его не случилось Божьего Промысла. Мавра сама с помощью родных решила пойти в церковь, обошла ее всю, но так и не нашла того, что искала. Выйдя на паперть и обернувшись на вход, чтобы перекреститься, покидая храм, она подняла голову и увидела ту самую, привидевшуюся ей икону. 16 февраля отец позвал в дом священника, который совершил с иконой молебен с водосвятием. Мавра тут же почувствовала, как болезнь отступает, и сама встала с постели, чтобы отнести чудотворный образ обратно в храм. Вскоре девушка полностью выздоровела.
Крестьянин деревни Новой Богородского уезда Алексей Порфирьев полтора года лежал в параличе, полностью потеряв подвижность рук и ног. Однако говорить он мог, и больного по его просьбе доставили в Успенскую церковь, где отслужили молебен с водосвятием у Кипрской иконы Божией Матери. Сразу же после молебна Порфирьев почувствовал, что руки и ноги начинают его слушаться, и встал совершенно здоровым. Он отслужил благодарственный молебен Богородице. Вернувшись домой, крестьянин снова начал жить жизнью обычного здорового человека.
Крестьянка Анна Петрова из деревни Мележи Покровского уезда также страдала расслаблением рук и ног. После молебна перед чудотворной иконой она получила полное исцеление.
Тем же недугом страдал крестьянин из деревни Зубцовой Александровского уезда Владимирской губернии Алексей Петров. Он приехал с родными в Стромынь. После молебна перед Кипрским образом состояние его сразу улучшилось, а вскоре он выздоровел совсем.
И ныне у тех, кто по вере притекает к этому образу, совершаются исцеления. Все зависит от того, насколько искренны наши упования на заступничество Пресвятой Богородицы по нашим сердечным молитвам.
Значение иконы
Кипрская икона Божией Матери стала источником для более поздних мозаичных и живописных ее исполнений в алтарной части храмов. Символическое ее значение несет в себе смысл явления Боговоплощения, ибо Сама Царица Небесная – Жилище Божие, Та, через Кого пришел на землю Предвечный Бог, тем самым открыв каждому земному человеческому существу Путь и возможность обожения. Не случайны потому и пальмовые ветви в руках ангелов (ими в древности отгоняли мух от Святых Даров в жарком климате Востока). Это действенное напоминание говорит о литургическом восприятии этого образа. Пречистая Сама была алтарем со Святыми Дарами – Вместилищем Того, Кто оставил нам величайшее благо таинства причастия хлеба и вина – Тела и Крови Его (Мф. 26: 26, 27) и сказал: «Сие творите в Мое воспоминание».
Этот символический образ вновь чудесно соединяет нас с Самим Господом, оставляя надежду на спасение и веру в милость Бога, восседающего на коленях Своей венценосной Матери.
Молитва перед Кипрской иконой Божьей Матери защитит в случаях болезней, связанных с расстройствами деятельности опорно-двигательного аппарата различного происхождения, – в истории зафиксированы подобные случаи, они описаны в разделе «Какое чудо произошло». Также молитвы перед этим образом защищают от эпидемий.
О прошлом и настоящем Успенского прихода села Стромынь рассказывает его настоятель протоиерей Александр Пархоменко.
– Главной святыней Успенского храма села Стромынь является Кипрская икона Божией Матери. Как она попала сюда?
– По преданию, Кипрская икона была передана в Успенскую обитель преподобным Сергием Радонежским в благословение первому игумену – Леонтию, который по болезни недолго управлял монастырем. Следующим игуменом стал ученик святого Сергия – преподобный Савва Стромынский, мощи которого сейчас пребывают в нашем храме. Обитель была малолюдна, а со временем монастырь пришел в запустение; кроме того, в XVI–XVII веках здесь был сильный пожар. В период тяжелых для Церкви екатерининских реформ обитель упразднили. Всю монастырскую церковную утварь перенесли в единственный оставшийся деревянный Никольский храм, обращенный в приходской. Туда же вместе с другими предметами убранства и утварью перенесли и Кипрскую икону.
По прошествии времени Никольский храм обветшал и был снесен, а на его месте построили вот этот, каменный, в честь Успения Божий Матери – в память об Успенском монастыре – с двумя боковыми приделами. Один придел освящен во имя святителя Николая, поскольку ранее здесь стоял Никольский храм, другой – во имя преподобного Сергия Радонежского, потому что он бывал здесь и сам указал место будущей обители.
Стромынская Кипрская икона Божией Матери прославилась тем, что по молитвам перед ней происходили исцеления людей, страдавших различными недугами. Начало почитанию этого образа было положено в 1841 году, когда уроженка Стромыни девица Мавра – кстати, в некоторых описаниях ее ошибочно называют Марфой, – восемнадцати лет, страдавшая расслаблением, почти потеряв всякую надежду на исцеление, выздоровела после молебна, совершенного перед Кипрской иконой. Это событие произошло относительно недавно, и в Стромыни до сих пор помнят место, где стоял дом Мавры, и до сих пор здесь живут ее потомки. Другой очень известный случай произошел с крестьянином одного села Воскресенского уезда Московской губернии Алексеем Порфирьевым. Он тоже страдал немощью и расслаблением рук и ног. Когда его привезли в стромынский храм и отслужили водосвятный молебен Божией Матери перед Кипрской иконой, то он получил исцеление, сначала начал двигать руками и ногами, а затем сам стал ходить. Засвидетельствовано много чудес; мы сейчас ведем запись тех, что происходят в наши дни.
Празднование в честь Кипрской иконы Божией Матери совершается дважды в году – в первую неделю Великого поста и летом – 9/22 июля. К нам обычно приезжает очень много паломников – не только из нашего Ногинского, точнее – Богородского района, но и из других мест Подмосковья. Не раз доводилось слышать от паломников, что, молясь перед иконой, они чувствуют какую-то сердечную теплоту. Это объяснимо, ведь наш храм намоленный, и каждый ощущает присутствие Божий Матери, Которая невидимо пребывает здесь, ведь не мы же храним Ее образ, а Она Сама бережет его и нас. Люди уезжают после службы одухотворенные и радостные, со слезами радости на глазах, поскольку чувствуют, что получают здесь духовную поддержку.
Примерно в километре от нашего храма находится святой источник – чуть в стороне от того места, где раньше располагался монастырь. По преданию, там бывал преподобный Сергий Радонежский, и источник называется в его честь, хотя есть и второе название – во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Может быть, появление источника было связано с каким-то чудом – к сожалению, точно об этом не знаю и нигде это не описывается.
На праздник Крещения по традиции туда ездят наши прихожане и обливаются водой. В день памяти преподобного Сергия тоже служим там молебен, поем величание, умываемся, обливаемся и пьем целебную воду источника все – взрослые и дети, даже младенцы. Источник небольшой: если набрать подряд десять ведер воды, то колодец опустеет, и надо ждать, пока заново наполнится, но просто попить или набрать с собой в бутылочку можно – очень вкусная и полезная водичка.
Теперь рядом со святым источником построили дачи. Очень печалит, что когда мы туда приезжаем, то порой находим и на берегу, и в воде бутылки, окурки, грязь. Мы с прихожанами приезжаем и чистим источник несколько раз в году, но он все-таки далеко от храма, за всем не уследишь.
Однажды, когда я совершал там молебен на Крещение, у источника собралась кучка светских людей. Печально было наблюдать, как в праздник, в присутствии священника, во время молитвы кто-то из них бранится нецензурными словами, кто-то курит, в машине музыка играет, кто-то спиртные напитки употребляет. То есть люди просто посмотреть пришли, без благоговения к святыне.
– Духовное одичание наших современников – наследие богоборческого времени. Как, несмотря на эти трагические времена, сохранилась святыня стромынского храма?
– Кипрскую икону Божией Матери наши прихожанки спасли дивным образом. Когда храм разоряли, вокруг стояло оцепление; приехала милиция, комсомольские активисты, которые принялись все церковное имущество собирать и вывозить. Местные жительницы слезно стали упрашивать, чтобы им хоть что-то оставили. Поскольку комсомольцы не разбирались в иконах, то они сказали: возьмите одну – какую хотите. Наши матушки и взяли Кипрскую икону. Одна из них – раба Божия Дария – понесла ее к себе домой. Чудо было уже в том, что, хотя икона достаточно тяжелая – на крестные ходы ее обычно носят двое мужчин, эта женщина одна смогла унести ее. Наверное, Божия Матерь помогла ей. Дария жила на другой улице и, боясь, что ее остановят, понесла святыню не на глазах у всех, а прямиком через огороды. Это все было как раз в канун праздника в честь Кипрской иконы. Мало того, потом Дария пришла и вторую икону забрала. Она обратилась к одной комсомолке в оцеплении с уговорами: мол, «икон-то и так много вывезете; одну – Кипрскую – вы нам дали, ее праздник завтра, а можно еще одну икону взять? (И показала на Казанскую.) Этой иконе праздник сегодня». Комсомолка говорит: «Бери и отстань от нас!»
Она и Казанскую икону взяла, так что две святыни спасла.
Чудотворную Кипрскую икону Божией Матери в течение почти 30 лет хранила дома местная жительница Анна Юткина. Когда храм заново открыли, Кипрская икона вновь вернулась на свое законное место. Небольшие иконочки, которые сейчас висят в трапезной части, пожертвовали местные жители. Большие храмовые иконы вернули из музея. А некоторые образа нам позже в лавре написали.
На праздники в честь Кипрской иконы и в дни памяти преподобного Саввы в Стромынь всегда приезжает большое количество паломников. После крестного хода, возвращаясь в храм, ставим Кипрскую икону на подставочку – мы ее специально сделали, – поем величание Божией Матери, тропарь, а затем духовенство и миряне проходят под иконой. Это старинная традиция, она всем очень нравится.
С протоиереем Александром Пархоменко беседовала Ольга Кирьянова
Перед Кипрской иконой Божьей Матери молятся, когда необходимо просить об исцелении тех, кто тяжело болен, в частности, при различных видах паралича и других нарушениях движения. Также перед Кипрской иконой Божьей Матери молятся об избавлении от эпидемий, а во время них просят о том, чтобы болезнь прошла стороной или оставила заболевшего.
Перед Кипрской иконой Божьей Матери можно читать все тропари, кондаки, молитвы, какие читаются перед всеми богородичными образами, особо можно читать молитвы:
Молитва первая
Пресвятая Владычице Богородице, единая чистейшая душею и телом, единая превысшая всякой чистоты, целомудрия и девства, единая всецело соделавшаяся обителию всецелой благодати всясвятаго Духа, самыя невещественыя силы здесь еще несравненно превзошедшая чистотою и святынею души и тела, призри на мя мерзкаго, нечистаго, душу и тело очернившаго скверною страстей жизни моей, очисти страстный мой ум, непорочными соделай и благоустрой блуждающие и слепотствующие помыслы мои, приведи в порядок чувства мои и руководствуй ими, освободи меня от мучительствующаго надо мною злаго и гнуснаго навыка к нечистым предразсудкам и страстям, останови всякий действующий во мне грех, омраченному и окаянному уму моему даруй трезвение и разсудительность для исправления своих поползновений и падений, чтобы, освободившись от греховной тьмы, сподобился я с дерзновением прославлять и песнословить Тебя, единую Матерь истиннаго Света - Христа, Бога нашего; потому что Тебя одну с Ним и о Нем благословляет и славит всякая невидимая и видимая тварь ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая, Неневестная Богоневесто, Богородице Марие, Госпоже мира и Надежде моя! Призри на мя, грешнаго, в час сей и Егоже из чистых кровей Твоих неискусомужно родила еси Господа Иисуса Христа, милостива мне соделай матерними Твоими молитвами; Того зревшая осужденна и оружием печали в сердце уязвившаяся, уязви душу мою Божественною любовию! Того в узах и поруганиях горце оплакавшая, слезы сокрушения мне даруй; при вольном Того ведении на смерть душею тяжце поболевшая, болезней мя свободи, да Тя славлю, достойно славимую во веки. Аминь.
Прошу вас помолиться о здравии болящей отр.Б.Елисаветы
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев