Полвека «Бульдозерной выставки» (в 50 иллюстрациях)
Полвека назад, 15 сентября 1974 года, в Москве у метро «Беляево» состоялась знаменитая «Бульдозерная выставка» так называемых художников-нонконформистов. Такое название она получила, потому что московские власти попытались помешать её проведению с помощью бульдозера и другой автотехники. Встречается мнение, что это событие открыло полосу преследований «художников-нонконформистов». На самом деле всё обстоит совершенно наоборот: выставка не открыла, а скорее закрыла эту полосу, начатую ещё Никитой Хрущёвым его знаменитым посещением Манежа в 1962 году.
В эпоху т.н. «оттепели» власти активно вмешивались в искусство и художественную политику, пытались (особенно в лице Никиты Хрущёва) проводить свой курс. Но это не имело большого успеха. Леонид Брежнев позднее признавался, что со стыдом вспоминает знаменитые встречи Хрущёва с творческой интеллигенцией. Особенно ему неприятно запомнились грубости, прозвучавшие в отношении поэтессы-коммунистки Маргариты Алигер. Которой пришлось тогда выслушивать крики советского премьера в свой адрес:
— Вы — отрыжка капиталистического Запада!..
Излюбленной мишенью критики в прессе были художники-абстракционисты. Кстати, это зачастую вызывало непонимание и даже протесты коммунистов на Западе. Недавно я приводил слова Генсека чилийской компартии Луиса Корвалана: «Однажды мы даже публично заявили о нашем расхождении. Это когда Хрущёв говорил о социалистическом реализме в литературе. Или в другом случае, когда Хрущёв посетил выставку художников-абстракционистов и сказал: «Что это за мазня!». А мы всегда были сторонниками свободного творчества...»
После 1964 года власти стали постепенно уходить из сферы кино, литературы и искусства, принимая в этой области новое правило: «Пишите, рисуйте, играйте что хотите, только не становитесь в оппозицию слишком открыто». Правильно это было или неправильно — тут можно судить по-разному — но таково было веяние времени. И в 1974-м «нонконформисты» поймали и оседлали последнюю волну ещё не утихшей борьбы с «абстракцией».
Именно на это они и рассчитывали. Как позднее говорил один из устроителей выставки Оскар Рабин: «Выставка готовилась скорее как политический вызов репрессивному режиму, а не как художественное событие. Я знал, что у нас будут проблемы, что будут аресты, избиения. В течение последних двух дней перед выставкой нам было страшно».
Читать полностью и смотреть все фотографии
#жж #livejournal #искусство #измайлово
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев