Экипаж машины составляли два человека: кроме мехвода, в него входил стрелок. Им обоим отводилась кабина яйцевидного сечения, вращающаяся вдоль продольной оси аппарата. С учётом предполагаемого вооружения танка стрелку пришлось бы не слаще, чем водителю. Изобретатель хотел, чтобы его детище оснастили пушкой и пулемётом. Допускалась и установка торпедных аппаратов. Проектная длина танка составляла 8 метров, а диаметр —2,5.
Проект Ботвинко больше напоминал подводную лодку или космический корабль, нежели танк. «Если же подходящих конструкций для данного предложения не существует, то я в состоянии детально разработать новые, пригодные для данной цели», — уверял изобретатель в завершение письма.
Текст был передан на отзыв инженер-майору Соркину. Тот ответил, что машина Ботвинко не продумана и в её отношении не проведено даже самых элементарных расчётов. Например, автор не пояснил, для чего нужен «Танк-амфибия-истребитель» и какие тактические задачи он должен решать в бою. Отсюда было непонятно, зачем машине нужна колоссальная скорость. Тяговую силу реактивных двигателей, как и массу топлива для обеспечения их работы хотя бы в течение часа Ботвинко тоже не рассчитал. Специалист даже не удержался от подначки в адрес изобретателя:«Для чего нужно порхать такому танку, вес которого будет порядка 5–10 тонн, и насколько реально такое порхание, да ещё и при скорости 500–600 км/ч?..» В общем, специалисты решили, что проект совершенно не заслуживает внимания. Разве что выглядел на эскизах он интересно.
«Земноводный скоростной танк» Кириллова
В апреле 1943 года компанию детищу Ботвинко составил «Земноводный скоростной танк» инженера С. М. Кириллова из Казани. На бланке в графе адреса красовался штамп: «Мой подарок героической Красной Армии». В отличие от многих других подарков, этот в сводки Информбюро не попал. Зато специалистов из отдела изобретений он заинтересовал.
«Горя желанием помочь нашей доблестной Красной Армии в быстрейшем очищении великой советской земли от фашистских мерзавцев, я предлогаю Вашему вниманию новый тип «Земноводного Скоростного танка» конструкции К1 и К2, сокращенно ЗСТ-К1 и ЗСТ-К2», — писал автор. Он просил помощи наркомата обороны в выполнении чертежей и создании опытного образца новой машины. Изобретатель буквально требовал принять её на вооружение советского флота.
Настойчивость автора объясняется исключительными свойствами, которыми он наделил свой ЗСТ-К1: «Предлогаемый танк в отличии от существующих танков, приспособлен поражать неприятеля на воде и суше и не имеет уязвимых мест, как то гусеница, где они заменены бронированными винтами».
Кириллов спроектировал корпус сигарообразной формы, оснащённый с обеих сторон вращающимися винтами. Это весьма сближало замысел с концепцией шнекоходов — машин на винтовом ходу. Вращаясь в разные стороны, винты должны были обеспечить устойчивое положение танка при движении. Срединная часть танка оставалась неподвижной. В ней находилось обитаемое помещение, обеспеченное гидроизоляцией. Там изобретатель разместил всё оборудование и экипаж танка. Конструкцию венчала башня, оснащённая крупнокалиберным пулемётом.
Комментарии 1